Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Просвещение и образование в России в ХVIII – ХIХ вв.




Цель: раскрыть особенности развития образования и педагогической мысли в России в ХVIII – ХIХ вв.; сформировать представления о процессе оформления отечественной педагогики в самостоятельную отрасль научного знания; продолжить формирование представлений об идеях свободного воспитания и педагогики ненасилия как основе гуманистической школы кон.ХIХ-нач.ХХ вв.

Задачи:студенты должны знать общие направления просветительной политики в России ХVIII - ХIХ вв.; основные педагогические идеи прогрессивных мыслителей и общественных деятелей России ХVIII – ХIХ вв.; содержание основных образовательных документов ХIХ в.; сущность концепции свободного образования Л.Н. Толстого; усвоить влияние философии свободы и идей славянофильства на формирование «педагогики ненасилия»; типы учебных заведений в России ХVIII – ХIХ вв.; уметь характеризовать факторы развития личности, задачи, принципы, формы обучения и воспитания, направления воспитания, опираясь на основные работы Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева; оценивать вклад К.Д.Ушинского и П.Ф. Каптерева в разработку научных основ педагогики; характеризовать и сравнивать особенности свободной школы Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля; раскрывать требования к подготовке учителя, представленные в работах прогрессивных педагогов и общественных деятелей ХVIII – ХIХ вв.

Основные понятия: педагогика как наука; методология, дидактика, педагогический процесс; теория воспитания; взаимосвязь педагогической теории и практики, педагогика как искусство, педагогическая антропология; идея народности, христианская духовность в воспитании, идея единства семейного, школьного и общественного воспитания; гуманистическая теория обучения; воспитательное значение труда; свободное воспитание; педагогика ненасилия; социальное воспитание; космическая педагогика; семейная школа; связь свободы и нравственности; «Великая Хартия Свободы».

Персоналии: М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев.

Основные труды: Н.И. Пирогов «Вопросы жизни» (1856); К. Д. Ушинский «Три элемента школы» (1857); «О пользе педагогической литературы» (1857); «О народности в общественном воспитании» (1857); «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860); «Детский мир» (1861); «Родное слово» (1864-1870); «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (I ч. – 1867, II ч. – 1869); П. Ф. Каптерев «Педагогический процесс» (1905); «Дидактические очерки» (1915); «История русской педагогии» (1915); Л.Н. Толстой «О народном образовании» (1862; 1874); «Воспитание и образование» (1862); «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»(1862); «Общие замечания для учителей» (1872); «Новая Азбука» (1875); «О воспитании. (Ответ на письмо В.Ф. Булгакова)» (1909); К.Н. Вентцель «Педагогика творческой личности» (1912); «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» (1915); «Освобождение ребенка. Декларация прав ребенка» (1918); «Новые пути воспитания и образования детей» (1923); «Дом свободного ребенка» (1923).

Форма изучения:семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий, самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Общие направления просветительной политики, подготовка педагогических кадров. Уставы и реформы, деятельность Министерства народного просвещения.

2. Развитие передовых педагогических идей в практике отечественной школы. Опыт лучших воспитательных и образовательных учреждений. Царскосельский лицей (1811-1844).

3. Деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, благотворительность, попечительство, общественная просветительская деятельность. Смольный и Александровский институты; Коммерческое училище; Высшие женские курсы; воскресные школы; частные, народные школы; Московский городской народный университет А.Л. Шанявского. Фребелевское общество, сельскохозяйственная школа М.К. Тенишевой и др.

4. Ведущие деятели русского просвещения: М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев и др.

Основная литература

1. Воронина, С.А. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие / С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.

2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

3. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

4. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

5. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е издание, стер. – М.: Академия, 2009. – 432 с.

6. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с.

7. Хрестоматия по истории педагогики. Т.2. Новое время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006.

8. Хрестоматия по истории педагогики. Т.3. Новейшее время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006.

9. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

10. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/

Дополнительная литература

1. Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.

2. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003.

 

II. Практическая часть

1. Ознакомьтесь с работами К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании», «О пользе педагогической литературы», «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Ответьте на следующие вопросы:

1) Что составляет основу народности?

2) Как можно пользоваться педагогическим опытом другого народа?

3) Какую роль играет родной язык в обеспечении народности?

4) Что К.Д. Ушинский считал основными чертами русского народа?

5) Какие вопросы освещены в статье «О пользе педагогической литературы»? Составьте подробный план статьи.

6) Как К.Д. Ушинский «разводит и соединяет педагогику как науку и педагогику как искусство»? При этом обратите внимание и приведите соответствующие выписки из статьи по поводу того, как К.Д.Ушинский отстаивал педагогическую науку, её права гражданства среди других наук.

7) С чем сравнивает К.Д. Ушинский «одну педагогическую науку без теории»?

8) Как К.Д. Ушинский в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» раскрывает воспитательное значение труда?

9) Что значит «труд – не забава, ученье – труд»? Как аргументирует эти вопросы К.Д. Ушинский?

10) В чём заключается нравственная сила труда? Обратите внимание на слова К.Д. Ушинского «Труд – есть единственное доступное человеку на земле и единственное его счастье…». «Если человек не трудится, то перед ним только две дороги гибельные: 1) апатия, скука; 2) дорога самоуничтожения от детских прихотей или скотских наслаждений».

11) Что значит «свободный творческий труд», по мнению К.Д. Ушинского?

2. Раскройте системность дидактической теории К.Д. Ушинского, её целостность, связи между воспитанием, образованием и развитием. Объясните её значение для современной школы.

3. Ознакомившись с работами П.Ф. Каптерева, докажите, что он продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. Проанализируйте его утверждение о том, что педагогический процесс - это «один поток развития личности», состоящий из саморазвития и самоусовершенствования.

4. Сделайте выписки из статей Л.Н. Толстого (см. список основных трудов к данному занятию).

Раскройте сущность воспитания, цель и задачи воспитания, принцип свободы в воспитании, связь свободного воспитания с религией. В этом вам поможет заключительная часть статьи «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Выделите те характеристики, которыми Л.Н. Толстой дополнил и развил теорию свободного воспитания Ж.- Ж. Руссо – народность и учет национальных особенностей; любовь к ребенку; профессиональная направленность; связь школы с жизнью; трудовое воспитание.

5. Проанализируйтеосновные положения статей К.Н. Вентцеля и выпишите цитаты, характеризующие особенности его свободной школы, сущность «космической педагогики». Покажите связь «космической педагогики» с традиционными проблемами нравственного воспитания.

6. Заполните в таблице графу «Л.Н. Толстой» по аналогии с графой «К.Н. Вентцель».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...