Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система традиционного обучения
Цель:показать пути дальнейшего развития школьного образования в эпоху Нового времени; раскрыть историческую закономерность и сущность процесса возникновения научно-педагогического знания. Задачи:студенты должны знать предпосылки зарождения педагогики как науки, философско-педагогические идеи, лежащие в основе учения Я. А. Коменского; основные положения педагогической теории Я.А. Коменского; основные признаки классно-урочной системы; сущность метода Белла и Ланкастера; уметь раскрывать значение философского учения Ф. Бэкона для развития педагогических теорий Нового времени; характеризовать факторы развития личности, задачи, принципы, формы обучения и воспитания, направления воспитания, опираясь на основные работы Я.А. Коменского; отмечать гуманизм, демократизм, просветительскую направленность учения Я.А. Коменского; синтезировать и обобщать информацию, полученную из различных историко-педагогических текстов; раскрывать требования к подготовке учителя; показывать пути реализации идей Коменского в практике европейской и русской школы. Основные понятия: педагогическая теория, сенсуалистическое познание; «пансофия» и «пангармония» в воспитании; дидактика; факторы развития личности, цели, задачи, принципы воспитания и обучения; принцип природосообразности; классно-урочная система обучения; «золотое правило» дидактики; материнская школа; школа родного языка. Персоналии: Ф. Бэкон, В. Ратке, Я. А. Коменский. Основные труды: Я. А. Коменский «Материнская школа» (руководство для семейного воспитания) (1632); «Великая дидактика» (1633-1638); «Законы хорошо организованной школы» (1652-1653); «Мир чувственных вещей в картинках» (учебник) (1658). Форма изучения:семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий и элементов дисскусии, самостоятельная работа. I. Теоретическая часть План 1. Философское (сенсуалистическое) учение Ф. Бэкона и его значение для развития педагогических теорий Нового времени. 2. Теоретические основы педагогического учения Я.А.Коменского: сенсуалистическое познание; человек – «микрокосм»; природосообразность воспитания и обучения; пансофия; демократизм и гуманизм в образовании и воспитании личности. 3. «Великая дидактика» Я.А.Коменского - универсальная теория обучения. 4. Классно-урочная система обучения. 5. Миссионерская роль профессии учителя, требования к подготовке учителя. 6. Реализация идей Коменского в практике европейской и русской школы. Метод А. Белла и Дж. Ланкастера (ХVIII в. - нач. ХIX в.). Основная литература 1. Воронина, С.А. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие / С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с. 2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008. 3. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с. 4. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001. 5. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е издание, стер. – М.: Академия, 2009. – 432 с. 6. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с. 7. Хрестоматия по истории педагогики. Т.2. Новое время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006. 8. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html 9. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/ Дополнительная литература 1. Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. 2. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003.
II. Практическая часть 1. Охарактеризуйте теоретические основы педагогического учения Я.А.Коменского, отразившие его общее философское видение мира. 2. Ответьте на вопросы: 1) Какая связь между мировоззрением Я.А.Коменского и его трактовкой цели воспитания? 2) В чём суть «пансофии» и «пангармонии» в воспитании? 3) Что означает «золотое правило» дидактики? 4) В чём проявлялись гуманизм и демократизм педагогической теории Коменского? 5) В чём заключается миссионерская роль профессии учителя по Коменскому? 6) Какие требования к личности учителя выдвигал Я.А. Коменский? 7) Почему «Великую дидактику» называют универсальной теорией обучения? 3. Перечислите и охарактеризуйте признаки классно-урочной системы обучения. 4. Приведите примеры реализации идей Я.А. Коменского в практике европейской и русской школы. 5. Краткоохарактеризуйте Белл-Ланкастерскую систему взаимного обучения. Приведите пример использования декабристами метода А. Белла и Дж. Ланкастера в русских школах нач. ХIХ века. Задание творческого характера (выполняются в микрогруппах по 3 человека) Подберите из работ Я.А. Коменского историко-педагогические тексты для хрестоматии по одной из указанных ниже проблем: 1) Цель и задачи воспитания 2) Факторы развития личности 3) Принцип природосообразности в воспитании 4) Роль школы в воспитании личности 5) Классно-урочная форма обучения 6) Трудовое воспитание 7) Нравственное воспитание 8) Требования к учителю (воспитателю) Обязательно укажите автора, название работы, год её написания, страницы цитируемого источника. Объём отрывка из текста - не более 1 страницы.
Тема 5. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 172. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |