Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сравнительная характеристика понимания сущности свободной школы
Л.Н. Толстым и К.Н. Вентцелем
Задания творческого характера (выполняются в микрогруппах по 3 человека) 1. Подготовьте презентации на следующие темы: · «Царскосельский лицей» · «Яснополянская школа Л.Н. Толстого» · «Видные деятели просвещения о русской школе» (выбрать одного из представителей педагогической мысли ХVIII – ХIХ вв.) · «Благотворительная деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны» 2. Подберите историко-педагогические тексты (из работ К. Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля) для хрестоматии по одной из указанных ниже проблем: 1) Цель и задачи воспитания 2) Факторы развития личности 3) Принцип природосообразности в воспитании 4) Роль школы в воспитании личности 5) Классно-урочная форма обучения 6) Трудовое воспитание 7) Нравственное воспитание 8) Требования к учителю (воспитателю) Обязательно укажите автора, название работы, год её написания, страницы цитируемого источника. Объём отрывка из текста не должен превышать 1-2 страницы. По каждой проблеме желательно подобрать материал из различных работ 2-3 авторов. Тема 11. Развитие образования и педагогической мысли в СССР Цель: сформировать представления об активном процессе поисков путей создания демократической школы и переосмысления педагогических проблем в новых условиях социально-экономической, политической и культурной жизни России после Октябрьского переворота 1917 г.; раскрыть основные направления развития образования и педагогики в СССР 1917-1991 гг. Задачи:студенты должны знать ведущие идеи и основные положения педагогических систем, концепций, теорий выдающихся отечественных педагогов 1917-1940 гг.; уметь раскрывать политико-идеологическую направленность в разработке проблем образования и воспитания в советское время; характеризовать сущность социально-реформаторского течения в педагогике 20-40-х гг., оценивать роль и значение в педагогической теории и практике деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского; синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных историко-педагогических источников, сопоставлять и интерпретировать различные подходы представителей советской педагогической мысли к определениям основных педагогических положений и категорий; оценивать историко-педагогические факты, явления, события, идеи советской эпохи. Основные понятия: единая трудовая школа; обязательное образование; «всеобуч»; демократизация школы; опытные станции Наркомпроса; воспитательная система; концепция воспитания в социальной среде, школа как комплекс, цель воспитания – учет макро- и микроокружения ребенка; воспитание как организация жизнедеятельности, идея «воспитания ума», детский труд, творчество; педагогика как наука, ребенок – центр педагогического процесса; педология; типология учащихся; генетический метод; цель воспитания и принципы воспитательной работы; теория коллектива, идея связи социального обучения и воспитания с производственным и творческим трудом; теория семейного воспитания; культурно-историческая концепция; коммунарское движение; педагогика сотрудничества; педагоги-новаторы. Персоналии: С.Т. Шацкий; В.Н. Сорока-Росинский; А.С. Макаренко; П.П. Блонский; Л.С. Выготский; В.А. Сухомлинский; И.П. Иванов; Е.Н. Ильин; В.Ф. Шаталов; И.П. Волков; Ш.А. Амонашвили. Основные труды: С.Т. Шацкий «Бодрая жизнь». Из опыта детской трудовой колонии (1915); «Годы исканий» (1924);«О том, как мы учим»(1928); П.П. Блонский «Задачи и методы новой народной школы» (1917); «Трудовая школа» (1919); «Педагогика» (1922); «Основы педагогики» (1925); А.С. Макаренко «Марш 30 года» (1930); «Педагогическая поэма» (1933); «Методика организации воспитательного процесса» (1935-1936); «Цель воспитания» (1937); «Книга для родителей» (1937); «Методы воспитания» (1938); «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» (1938); «Флаги на башнях» (1938); В.А. Сухомлинский «Разговор с молодым директором» (1965-1966); «Сердце отдаю детям» (1969); «Павлышская средняя школа» (1969); «Родительская педагогика» (1969); «Рождение гражданина» (1970). Форма изучения:семинарское занятие с использованием технологий case-study, самостоятельная работа. I. Теоретическая часть План 1. Система народного образования в СССР. Введение обязательного образования. Борьба за сохранение «всеобуча» в годы Великой отечественной войны. Демократизация школы во второй половине XX века. 2. Роль учителя в воспитании «нового человека, строителя коммунизма». Педагогическое образование в СССР. 3. Опытные станции Наркомпроса. Воспитательная система С.Т. Шацкого. 4. Школа им. Достоевского (шкида) В.Н. Сорока-Росинского. 5. Педагогическая система А.С. Макаренко. 6. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. 7. Павлышская школа В.А. Сухомлинского. 8. Коммунарское движение 60-х годов (И.П. Иванов). 9. Педагоги-новаторы 70-80-х годов (Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили). Основная литература 1. Воронина, С.А. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие / С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с. 2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008. 3. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с. 4. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001. 5. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е издание, стер. – М.: Академия, 2009. – 432 с. 6. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с. 7. Хрестоматия по истории педагогики. Т.3. Новейшее время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006. 8. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html 9. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/ Дополнительная литература 1. Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. 2. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003. 3. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики.- М., - 1972.
II. Практическая часть 1. Проанализируйте документы о единой трудовой школе РСФСР: Декларацию и Положение (см.: Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М., 1972, С. 71-81), сделайте выписки, акцентируя свое внимание на следующих аспектах: а) демократизация и гуманизация школы; б) политехнизация школы; в) воспитательная роль труда. 2. Раскройте понятия: «единая», «трудовая» (школа). 3. Сравните содержание документов о единой трудовой школе РСФСР 1918 г. с содержанием документов об образовании 70-80-х годов ХХ века по вопросам: а) цель и принципы государственной политики в области образования; б) система образования; в) социальные гарантии реализации прав граждан на образование; г) управление системой образования. 4. Подготовьте сообщения на следующие темы (по выбору): - «Проблема воспитания самостоятельности и творческой активности в педагогике С.Т. Шацкого»; - «Поиск С.Т. Шацким новых форм организации учебных занятий»; - «Трудовая и общественная деятельность в процессе воспитания (по статьям С.Т. Шацкого)»; - «Активные методы обучения», обеспечивающие высокое качество знаний (исследовательский метод) (по статьям П.П. Блонского). 5. Ответьте на следующие вопросы: 1) Подумайте, можно ли считать, что А.С Макаренко создал педагогическую систему, наиболее полно отвечающую потребностям строительства социализма в нашей стране в 30-е года. 2) Согласны ли Вы с положением А.С. Макаренко «коллектив и производительный труд – ключевые звенья педагогической системы»? Обоснуйте свой ответ. 3) Что означают следующие понятия, введенные в педагогику А.С. Макаренко: «проектировка личности», «идея завтрашней радости», «закон движения коллектива», «система перспективных линий», «принцип параллельного педагогического действия», «дисциплина торможения», «дисциплина борьбы и преодоления», «труд-нейтральный» и «труд-забота»? 4) На конкретных примерах покажите, как развивались идеи А.С. Макаренко в опыте В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского и др. Задания творческого характера (выполняются в микрогруппах по 3 человека) 1. Подберите историко-педагогические тексты (из работ С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского) для хрестоматии по одной из указанных ниже проблем: 1)Цель и задачи воспитания 2)Факторы развития личности 3)Роль школы в воспитании личности 4)Трудовое воспитание 5)Нравственное воспитание 6)Требования к учителю (воспитателю) 7)Семейное воспитание Обязательно укажите автора, название работы, год её написания, страницы цитируемого источника. Объём отрывка из текста не должен превышать 2-3 страниц. По каждой проблеме желательно подобрать материал из различных работ 3 авторов. 2. Подготовьте презентации на следующие темы (по выбору): · «Воспитательная система С.Т. Шацкого» · «Основные принципы педагогической системы А.С. Макаренко» · «Педология П.П. Блонского» · «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского» · «Павлышская школа В.А. Сухомлинского» · «Идеи гражданско-патриотического воспитания в педагогике В.А. Сухомлинского» · «Педагоги-новаторы 70-80-х годов ХХ века» Тема 12. |
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |