Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право Международных организаций 4 страница




Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 г. на Па-

рижской мирной конференции как автономная организация Лиги На- ций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 г. Специализированное учрежде- ние ООН с 1946 г. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария).

Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся.

Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ее органах: правительств, предпринимателей и трудящихся (профсоюзов). По замыслу создателей МОТ это должно способствовать диалогу меж- ду трудящимися и предпринимателями при посредстве правительств (идея социального партнерства).

Главными органами МОТ являются Генеральная конференция, Административный совет и Секретариат – Международное бюро труда. Генеральная конференция может собираться на очередные (ежегод- ные) и специальные (по мере необходимости) сессии. На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два – от правительства и по одному – от предпринимателей и профсоюзов. Конференция разрабатывает конвенции и рекомендации по вопросам труда (раз- работано более 300 таких актов), в порядке контроля рассматривает доклады государств о применении ратифицированных конвенций МОТ, утверждает программу и бюджет организации.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Создана в 1946 г.

на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Устав вступил в силу 7 апреля 1948 г.


 

Целью ВОЗ является «достижение всеми народами возможно выс- шего уровня здоровья». Основные направления ее деятельности: борьба с инфекционными болезнями, разработка карантинных и санитарных правил, проблемы социального характера. ВОЗ предоставляет помощь в налаживании системы здравоохранения, подготовке кадров, борьбе с болезнями.

Высшим органом ВОЗ, определяющим ее политику, является Все- мирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены Организации. Она созывается ежегодно.

Исполнительный комитет ВОЗ, состоящий из представителей 30 го- сударств, избираемых Ассамблеей на три года, собирается не реже двух раз в год. Административным органом является Секретариат во главе с Генеральным директором.

В рамках ВОЗ действуют шесть региональных организаций: стран Европы, Восточного Средиземноморья, Африки, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии, западной части Тихого океана.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 г. на Лондонской конфе- ренции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г.

ЮНЕСКО – специализированное учреждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция).

ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в об- ласти просвещения, науки и культуры, использования средств мас- совой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры.

Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии один раз в два года. Она определяет политику и общее направ- ление деятельности организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного совета и других органов, назначает Генерального директора, решает другие вопросы.

Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в период между сессиями Генеральной конференции. Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, компетентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом. Административно-технические функции выполня- ет Секретариат во главе с Генеральным директором, назначаемым на шесть лет.


 

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Учреждена в 1967 г. на состоявшейся в Стокгольме Конференции по интеллектуальной собственности. Конвенция (1967 г.) о создании ВОИС вступила в силу в 1970 г. Специализированное учреждение ООН с 1974 г. Штаб-квартира находится в Женеве.

Цель организации – содействовать охране интеллектуальной собст- венности во всем мире, способствовать претворению в жизнь между- народных соглашений в этой сфере, осуществлять административное управление различными союзами в области охраны интеллектуальной собственности, не нарушая их автономии (например, Бернским союзом по охране произведений литературы и искусства, Парижским союзом по охране промышленной собственности и др.). ВОИС занимается также подготовкой проектов договоров в области защиты авторских прав, разработкой новой патентной классификации, осуществлением технического сотрудничества в патентной области.

Высшими органами ВОИС являются Конференция, в которую входят все государства – члены ВОИС, и Генеральная Ассамблея, со- стоящая из тех государств-членов, которые являются также членами Парижского или Бернского союзов. Конференция обсуждает вопросы, представляющие общий интерес для всех государств – членов ВОИС в области интеллектуальной собственности, и принимает по ним ре- комендации, определяет бюджет ВОИС. Генеральная Ассамблея оп- ределяет политику и общее направление деятельности организации, утверждает ее бюджет, назначает Генерального директора ВОИС.

МВФ и МБРР были созданы на Конференции в Бреттон-Вудсе

(США) как специализированные учреждения ООН финансового ха- рактера. Фонд начал функционировать с 1945 г., Банк – с 1946 г. МФК была создана в 1956 г., а МАР – в 1960 г. как филиалы МБРР. Место- нахождение – Вашингтон (США), у МВФ есть отделения в Париже и Женеве, у МБРР – в Париже и Токио.

Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами двух филиалов – только члены МБРР. Центральное место в системе фи- нансовых организаций занимает Международный валютный фонд. Его целями являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им краткосрочных и среднесроч- ных займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Высшим органом Фонда, определяющим его политику, является Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от всех государств-членов. Созывается Совет


 

ежегодно на сессии. Повседневную работу осуществляет Исполни- тельный совет в составе директора-распорядителя и 22 исполнитель- ных директоров, избираемых на два года. Директор-распорядитель является председателем Директората и главным административным лицом Секретариата.

Целями МБРР являются содействие реконструкции и развитию экономики государств – членов Банка, поощрение частных иностран- ных капиталовложений, предоставление займов для развития произ- водства и др.

Высший орган МБРР – Совет управляющих, организованный на тех же началах, что и Совет управляющих Фонда. Директоры- исполнители (22 человека) образуют исполнительный орган Банка. Президент Банка руководит штатом его служащих.

МАР и МФК, являющиеся филиалами Банка, созданы главным

образом для содействия развивающимся странам. У них те же органы, что и у Банка.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). Создана в 1945 г. на Конференции в Квебеке (Канада). Организация ставит целью улучшение питания и повышение уровня

жизни, повышение продуктивности сельского хозяйства, улучшение системы распределения продовольствия и др. При осуществлении этих целей ФАО содействует капиталовложениям в сельское хозяйство, сохранению природных ресурсов, создает специальные программы в сферах своей деятельности, совместно с ООН руководит Мировой продовольственной программой.

Органы ФАО: Конференция в составе всех членов, собираемая раз в два года для определения политики, утверждения бюджета и про- граммы работы ФАО; Совет – руководящий орган ФАО в период между сессиями Конференции, состоящий из 49 государств-членов; Секретариат во главе с генеральным директором. Штаб-квартира ФАО находится в Риме (Италия).

Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД)

специализированное учреждение ООН, имеющее целью мобили- зовать дополнительные средства для развития сельского хозяйства в развивающихся странах путем осуществления проектов и программ, предназначенных для беднейшего сельского населения. Год основа- ния – 1977 г.

На 1 января 1985 г. членами ИФАД являлись 139 государств, сре- ди которых развитые страны – члены ОЭСР, развивающиеся стра- ны – члены ОПЕК и развивающиеся страны, получающие помощь


 

от указанных стран. Россия в ИФАД не участвует. Кредитная политика Фонда и критерии предоставления помощи государствам-членам пре- дусматривают, что его средства должны использоваться для осущест- вления проектов, направленных на достижение следующих взаимо- связанных целей: увеличение производства продовольствия, занятости и дополнительных поступлений для бедных и безземельных фермеров, а также улучшение системы питания и распределения продовольствия. 55% первоначального капитала ИФАД составляют взносы развитых стран – членов ОЭСР, 42,5% – развивающихся стран – членов ОПЕК, 2,5% – других развивающихся стран. Сложная формула распределе- ния голосов внутри данных категорий стран, зависящая от размера взноса, а также неодинаковое число стран, входящих в каждую из этих категорий, приводят к тому, что ключевые позиции в ИФАД занима- ют страны – члены ОЭСР и страны – члены ОПЕК. Высший орган ИФАД – Совет управляющих – состоит из представителей всех стран- членов. Исполнительным органом является Исполнительный совет, состоящий из 18 членов, избираемых Советом управляющих на три года. Он руководит всей практической деятельностью ИФАД. Во главе исполнительных служб Фонда стоит Президент, который является одновременно Председателем Исполнительного совета. Местонахо- ждение ИФАД – Рим (Италия).

Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Основные поло-

жения, на которых строится деятельность гидрометеорологической службы, разрабатываются и утверждаются Всемирной службой погоды, работу которой координирует Всемирная метеорологическая органи- зация. ВМО возникла как мировое сообщество метеорологов в 1873 г. ВМО осуществляет обмен метеорологической информацией между всеми службами, следит за соблюдением единства методов наблюде- ний, заботится о распространении и обмене результатами научных исследований в области метеорологии.

Необходимость международного сотрудничества в области метео- рологии стала очевидной для ученых в начале XIX в., когда были со- ставлены первые карты погоды. Атмосфера не имеет государственных границ, и сама по себе служба погоды может функционировать и быть эффективной только как служба международная, организованная в масштабах всего земного шара.

В начале 70-х гг. XIX в. (1872–1873) была учреждена Международ- ная метеорологическая организация (ММО), которая после Второй мировой войны стала Всемирной метеорологической организацией (ВМО), являющейся одним из специализированных агентств Орга-


 

низации Объединенных Наций (ООН), устав которой был подписан 26 июня 1945 г.

23 марта 1950 г. вступила в силу Конвенция Всемирной метеороло- гической организации, и бывшая неправительственная организация ММО была преобразована в межправительственную – ВМО.

Метеорологи разных стран работают, руководствуясь едиными рекомендациями (техническими регламентами) ВМО. Членами ВМО являются более 150 стран мира. Высшим органом ВМО является Все- мирный метеорологический конгресс, который созывается раз в че- тыре года. На Конгрессе избираются Генеральный секретарь ВМО и его заместители. На Конгрессе Всемирной метеорологической орга- низации в Женеве 20 мая 2003 г. на пост Президента на предстоящие четыре года без голосования был избран Руководитель Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Александр Иванович Бедрицкий (1947 г.р.). Представитель России впервые занял этот высокий пост.

ВМО имеет шесть региональных ассоциаций по географическим районам, координирует деятельность членов в пределах своих геогра- фических районов, куда входят Африка, Азия, Южная Америка, Се- верная и Центральная Америка, Юго-Запад Тихого океана, Европа.

Основная практическая деятельность ВМО выполняется восемью техническими комиссиями: по авиационной метеорологии, атмосфер- ным наукам, гидрологии, климатологии, морской метеорологии, ос- новным системам, приборам и методам наблюдений, сельскохозяйст- венной метеорологии. Штаб-квартира ВМО находится в Швейцарии, в Женеве. Бюджет ВМО состоит из взносов членов Организации про- порционально размерам национального дохода каждой страны.

Метеорологические службы разных стран мира, оставаясь нацио- нальными по структуре и задачам, решаемым в пределах своей страны, работают по международным стандартам в соответствии с рекомен- дациями ВМО.

Метеорологические службы участвуют в реализации международ- ных программ, например Всемирной климатической программы, Все- мирной программы применения знаний о климате, программ «Метео- рология и освоение океанов», «Сельскохозяйственная метеорология»,

«Гидрология и водные ресурсы» и др.

Крупнейшей является программа ВМО «Всемирная служба пого- ды», основой которой являются три глобальные системы: наблюдений (ГСН), обработки данных (ГСОД) и телесвязи (ГСТ). Согласно этой программе функционируют три категории метеорологических центров:


 

национальные (НМЦ), региональные (РМЦ) и мировые (ММЦ). В на- стоящее время успешно функционируют центры приема и обработки спутниковой информации.

Национальные центры (их более 100) осуществляют сбор и распро- странение метеорологической информации с территории одной страны и пользуются необходимой информацией с территорий других стран. Региональные центры (их более 30, в том числе в России имеются РМЦ в Москве, Новосибирске и Хабаровске) освещают метеороло- гическими данными большие территории, охватывая при необходи- мости системой сбора, обработки метеорологической информации

несколько стран.

Мировые центры – в Москве, Вашингтоне и Мельбурне – собира- ют данные со всего мира, включая информацию метеорологических спутников Земли.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе

с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказы- вает помощь развивающимся странам и странам с переходной эко- номикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению эколо- гической устойчивости.

ЮНИДО была создана в 1966 г., а специализированным учреждением Организации Объединенных Наций стала в 1985 г. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за со- действие в сотрудничестве со 171 государством-членом промышлен- ному развитию всех развивающихся стран. Центральные учреждения Организации находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 29 страновых и региональных отделе- ний, 14 отделений по содействию инвестированию и передаче техно- логий и ряда отделений по конкретным аспектам ее деятельности.

В качестве глобального форума ЮНИДО аккумулирует и распро- страняет информацию по вопросам промышленности и обеспечивает основу, для того чтобы различные участники деятельности в области развития – лица, ответственные за принятие решений в государст- венном и частном секторах, организации гражданского общества и международное сообщество в целом – могли укреплять сотрудни- чество, вести диалог и развивать партнерские отношения для реше-


 

ния стоящих перед ними задач. В качестве учреждения по вопросам технического сотрудничества ЮНИДО разрабатывает и осуществляет программы оказания своим клиентам поддержки в области промыш- ленного развития, а также предлагает специализированные услуги по вопросам разработки программ с учетом индивидуальных потреб- ностей. Эти две основные функции являются одновременно взаимо- дополняющими и взаимообусловленными.

Основными инструментами технического сотрудничества являются комплексные программы (КП) и рамки страновых услуг (РСУ). Финан- совые ресурсы ЮНИДО складываются из регулярного и оперативного бюджетов, а также специальных взносов на деятельность в области технического сотрудничества. Регулярный бюджет формируется из на- численных взносов государств-членов. Техническое сотрудничество финансируется главным образом за счет добровольных взносов стран- доноров и учреждений, а также Программы развития Организации Объединенных Наций, Многостороннего фонда для осуществления Монреальского протокола, Глобального экологического фонда и Об- щего фонда для сырьевых товаров. Объем операций ЮНИДО на двух- годичный период 2004–2005 гг. составляет около 356 млн евро.

Организация состоит из трех отделов, каждый из которых возглав- ляет директор-управляющий. В центральных учреждениях и в других действующих отделениях ЮНИДО насчитывается 645 сотрудников. Кроме того, ЮНИДО ежегодно пользуется услугами более 2200 меж- дународных и национальных экспертов, которые работают в рамках проектов в различных странах мира.

Международная морская организация (ИМО) – международная

межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обме- на информацией по техническим вопросам, связанным с между- народным торговым судоходством. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих междуна- родное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязне- ния с судов окружающей среды, в первую очередь морской. Имеет штат около 300 человек.

ИМО образована 6 марта 1948 г. в Женеве с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) (англ. Inter-Governmental Maritime Consultative Organization, IMCO). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 г., и вновь создан- ная организация приступила к своей практической деятельности.


 

На 9-й сессии Ассамблеи этой организации (Резолюция A.358(IX)) ее название было изменено и с 22 мая 1982 г. действует нынешнее. Штаб-квартира расположена в Лондоне.

В определенном смысле ИМО является форумом, в котором го- сударства – члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской.

Основные функции и структура ИМО: действует в качестве агента Организации Объединенных Наций (ООН); является консультативной и совещательной организацией; несет ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством; способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения за- грязнения; принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.

По состоянию на 30 июня 2005 г. членами ИМО были 167 госу- дарств. Высшим органом организации является Ассамблея так на- зываемых Договаривающихся правительств. Ассамблеи собираются два раза в год. Первая сессия Ассамблеи тогда еще ИМКО состоялась в январе 1959 г. Имеется также Совет ИМО, состоящий из 32 госу- дарств, в число которых входит и Россия.

Помимо Ассамблеи в рамках ИМО действуют пять комитетов:

• Комитет по безопасности мореплавания (Maritime Safety Committee, MSC – КБМ);

• Комитет по защите морской среды (Marine Environment Protection Committee, MEPC – КЗМС);

• Юридический комитет (LEG – ЮРКОМ);

• Комитет по техническому сотрудничеству (КТС);

• Комитет по облегчению формальностей судоходства,

а также девять подкомитетов и Секретариат во главе с Генеральным секретарем.

Все нормативные и правовые документы, подготовленные в под- комитетах и рассмотренные на сессиях комитетов, рассматриваются и принимаются, как правило, на очередных сессиях Ассамблеи Орга- низации. Наиболее серьезные, стратегические решения могут прини- маться решениями дипломатических конференций.


 

Решения ИМО объявляются в форме резолюций Организации, к которым при необходимости могут прилагаться вновь принятые документы (кодексы, циркулярные письма, поправки к действующим документам – конвенции, кодексу и т.п.). С учетом оговариваемых условий и сроков вступления в силу такие решения должны внедряться администрациями.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учре-

ждена в 1944 г. на Конференции в Чикаго. Конвенция о междуна- родной гражданской авиации 1944 г., являющаяся учредительным актом ИКАО, вступила в силу 4 апреля 1947 г. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).

ИКАО создана в целях развития принципов и методов междуна- родной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на меж- дународных авиалиниях, содействия планированию и развитию меж- дународного воздушного транспорта.

Высший орган ИКАО – Ассамблея, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая раз в три года для определения политики ИКАО и утверждения бюджета, а также обсуждения любых вопросов, которые не передаются на рассмотрение Совета.

Совет является исполнительным органом ИКАО, состоящим из представителей 33 стран, избираемых Ассамблеей из числа го- сударств с наиболее развитым воздушным транспортом и с учетом справедливого географического представительства.

Всемирный почтовый союз (ВПС). Создан в 1874 г. на Междуна-

родном почтовом конгрессе в Берне. Всемирная почтовая конвен- ция, принятая Конгрессом, вступила в силу 1 июля 1875 г. Ее текст неоднократно пересматривался на всемирных почтовых конгрессах. Штаб-квартира ВПС находится в Берне (Швейцария).

ВПС ставит своей целью обеспечение и совершенствование поч- товых отношений. Все страны – члены ВПС образуют единую поч- товую территорию, на которой действуют три основных принципа: единство такой территории, свобода транзита и единообразный тариф. ВПС разрабатывает правила международной пересылки всех видов почтовых отправлений на основе Всемирной почтовой конвенции и многосторонних соглашений.

Высшим органом ВПС является Всемирный почтовый конгресс, состоящий из представителей всех государств-членов и созываемый раз в пять лет. В его функции входит пересмотр Всемирной почтовой конвенции и дополнительных соглашений. В период между конгрес- сами действует Исполнительный совет в составе 40 членов, который


 

руководит всей работой Союза. Консультативный совет по почтовым исследованиям (35 членов) занимается техническими и экономически- ми вопросами почтовой связи. Международное бюро во главе с Гене- ральным директором является постоянным Секретариатом Союза.

Международный союз электросвязи (МСЭ) – международная ор-

ганизация, определяющая стандарты в области телекоммуникаций и радио. Это, вероятно, старейшая из ныне существующих междуна- родных организаций, она была основана в Париже еще 17 мая 1865 г. под названием Международного телеграфного союза. В 1934 г. МСЭ получил свое нынешнее название, а в 1947 г. стал специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.

В настоящее время в МСЭ входит 191 страна (по состоянию на сен- тябрь 2008 г.). Стандарты МСЭ не являются обязательными, но широко поддерживаются, так как облегчают взаимодействие между сетями свя- зи и позволяют провайдерам предоставлять услуги по всему миру.

Руководящий орган – Полномочная конференция, которая со- зывается раз в четыре года и избирает Совет МСЭ в составе 46 чле- нов, который проводит свои заседания ежегодно. Представители всех стран – членов МСЭ на конференции по стандартизации в области телекоммуникаций определяют основные направления деятельности каждого сектора, формируют новые рабочие группы и утверждают план работ на следующие четыре года. Деятельность МСЭ охватывает следующие вопросы: в технической области: содействие развитию и продуктивной эксплуатации средств электросвязи (телекоммуни- каций) в целях повышения эффективности услуг электросвязи и их доступности для населения; в области политики: содействие распро- странению более широкого подхода к проблемам электросвязи в гло- бальной информационной экономике и обществе; в области развития: содействие и оказание технической помощи развивающимся странам в сфере электросвязи, содействие мобилизации людских и финансовых ресурсов, необходимых для развития электросвязи, содействие рас- ширению доступа к преимуществам новых технологий для населения всего земного шара.

В основном МСЭ занимается распределением радиочастот, орга- низацией международной телефонной и радиосвязи, стандартизацией телекоммуникационного оборудования. Целью Союза являются обес- печение и расширение международного сотрудничества в региональ- ном использовании всех видов связи, совершенствование технических средств, их эффективная эксплуатация. Сейчас МСЭ официально яв- ляется специализированным учреждением ООН и имеет штаб-квартиру


 

в Женеве (Швейцария) рядом со зданием ООН. В декабре 1992 г. была определена его новая структура: сектор стандартизации электросвязи; сектор радиосвязи; сектор развития электросвязи.

 

 

§ 9. Международные организации, входящие в систему ООН

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Эта меж- правительственная организация в области использования атомной энергии была создана по решению ООН на Международной конферен- ции в Нью-Йорке. Устав Агентства принят 26 октября 1956 г. и вступил в силу 29 июля 1957 г. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия).

МАГАТЭ хотя и относится к специальным организациям, не име- ет статуса специализированного учреждения ООН. Его связь с ООН регулируется Соглашением, заключенным с Генеральной Ассамбле- ей ООН 14 ноября 1957 г. В соответствии с Соглашением и Уставом МАГАТЭ Агентство должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее и при необходимости Совету Безопасности и ЭКОСОС. Если в связи с деятельностью Агентства возникают вопросы, входящие в компетенцию Совета Безопасности, то оно должно уведомлять о них Совет (например, о всех случаях нару- шения членами МАГАТЭ заключенных с Агентством соглашений).

Организация ставит своей целью способствовать развитию между- народного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

Высший орган МАГАТЭ – Генеральная конференция, состоя- щая из представителей всех государств-членов, собирается ежегодно на очередные сессии. Предусмотрены также специальные сессии. Генеральная конференция осуществляет общее руководство поли- тикой и программами МАГАТЭ. Совет управляющих занимается оперативным руководством всей деятельностью МАГАТЭ. В его состав входят 35 государств, из которых 22 избираются Генеральной конфе- ренцией от семи регионов мира (Западной Европы, Восточной Евро- пы, Латинской Америки, Африки, Среднего Востока и Южной Азии, Юго-Восточной Азии и района Тихого океана, Дальнего Востока), а 13 назначаются (наиболее развитые страны в области технологии атомной энергии). Совет заседает, как правило, четыре раза в год. Он имеет два постоянных комитета: по административным и бюджетным вопросам и по технической помощи. Кроме того, он может создавать комитеты для решения конкретных вопросов.


 

Секретариат МАГАТЭ осуществляет административно-техническое руководство организацией. Он возглавляется Генеральным директором, который назначается на четыре года Советом управляющих и утвержда- ется Генеральной конференцией.

Основные направления деятельности МАГАТЭ: организация и ко- ординация исследований и разработок в области ядерной энергетики, вопросы радиационной безопасности, оказание технической помощи государствам – членам Агентства в области мирного использования ядерной энергии, осуществление контроля (гарантий) за мирным ис- пользованием атомной энергии, регламентационная деятельность по вопросам, связанным с атомной опасностью.

Одна из главных функций Агентства состоит в применении системы контроля (гарантий) в целях обеспечения того, чтобы ядерные мате- риалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей. Контроль осуществляется на местах инспекторами МАГАТЭ. Неядерные государства – участ- ники Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. должны заключать соглашения с МАГАТЭ о контроле над мирной ядерной деятельностью этих государств. В последние годы МАГАТЭ работает в иранском направлении, дабы добиться мирной ориентации иранской атомной программы.

Всемирная торговая организация (ВТО) – международная экономи-

ческая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995 г., решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского ра- унда ГАТТ, который завершился в декабре 1993 г. Официально ВТО образована на Конференции в Марракеше в апреле 1994 г., поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским со- глашением.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...