Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Подготовительныйэтапработынадтекстом⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
Любойвидобщениятребуетцеленаправленнойподготовительнойработы.Присоставленииделовогописьмаобдумываетсяцельсообще-ния,уточняетсяличностьадресата,подбираетсянужныйматериал,оп-ределяетсяформаподачисообщения. Цельсообщения.Пишущийдолженчеткопредставлятьсебе,длячегоонготовитделовоеписьмо,чегоонхочетдобиться.Пишущийдолженопределить,чтоонделает:научноелиэтосообщение,выдви-жениеликакой-либоточкизренияилипобуждениечитающегоккон-кретнымдействиям.Следуетдать совет:воздержитесь от написаний де-ловогописьма,еслинечегосказать. Иногдапишущиевстречаютсяструдностямивсамомначалерабо-тынад письмом.Частотакиетрудностипреодолеваютсяпослетого,какпишущийспроситсебя: – Очем япишу? – Чтомнехочетсясказатьадресату? – Чтояхочу,чтобыадресатсделал? Читатель.Какизвестно,слово,атемболеефраза,имеютсвойсмысл и значение.Всвязис этимкаждыйчеловекпонимаетнаписанноепо-своему.Поэтомупрежде,чемписать,надопрояснитьсведенияочи-тателе. Позаголовкучитательдолженпрогнозироватьсодержаниетекста. Аннотацияпредставляетсобоюкраткоеизложениетекста.Онадолжнауместитьсяводномпредложении.Предназначениеаннотации–ознакомитьссодержаниемтекстазанятогочитателя,датьемусведенияотекстебезтщательнойработынадним. Введение–это«лицо»письма(доклада).Здесьобосновываютсяак-туальностьиновизнаизложения,даетсякраткийобзорматериалов.Ес-лисудитьпоопытуподготовкиделовыхписемнашимихозяйственны-мируководителями,введениечастопишутпослетого,какнаписанаос-новнаячастьивыводы.Однакотакаяпоследовательностьработынадтекстомнежелательна:страдаетлогикаизложения.Написаниевведенияпризавершенииработыоправданоприподготовкепублицистическихстатей,когдапишущийменяетхарактеризложения,исходяизвдохно-вения. Основнаячасть–этоглавныйкомпонентписьма(доклада).Онна-чиненфактами,идеями,рекомендациями.Каквсеонибудутрасставле-ны,зависитотихприроды.Однаковделовойпереписке(илиприсо-ставлениидоклада)частоприменяютсянаработанныеиапробирован-ныеправила: – проанализируйвсесобранныефакты.Отбросьвсеприходящее,еслиестьнеобходимость; – сгруппируйфактыповыбранномуоснованию.Выбериподзаго-ловкидлякаждогораздела; – напишикаждыйзаголовокнаотдельномлистебумагиисоставькнемусписоккраткихпамяток; – обдумайпорядокизложениякаждогораздела; – наметьлогикуизложения.Исходиизпринципа:отизвестногокнеизвестному; – невдавайсявдетали.Непытайсяостанавливатьсянабанально-стях; – используйграфики,схемы,таблицы,фотографииит.д.; – старайсясделатьтекстудобочитаемым,дляэтогонебойсяпора-ботатьнадчерновиками. Выводыирекомендациидолжнывытекатьизсодержанияосновнойчасти.Нередкоэтачастьделовогописьма(доклада)бываетплохосвя-занаспредыдущимсодержанием. Написаниетекстаначинается,когдавсеприготовлениязаверше-ны.Теперьнужныхорошийстильиумениепревратитьимеющийсяма-териалвудобочитаемыйтекст.Укаждогоестьсвойопытработынадписьмом, иразличныеметодымогутбытьодинаковоуспешными. Стро-гоерегламентированиеманерынаписаниятекстаобычно малочтодает,темнеменеесуществуютнесколькоправил,которыеследуетвыпол-нять,инескольколовушек,которыенадообходить. Подборслов.Людиобычноприменяютодиннаборсловдляведе-ниябеседы,адругой-когдаизлагаютсвоимыслиписьменно.Этовполнеобъяснимо.Ведьвбеседе словадополняютсятономголоса,ми-микойижестами. Причтениичитательлишаетсявсейэтойневербальнойинформа-ции.Такимобразом,пишущийдолженбытьболеетребовательнымксебепривыбореслов. Вместе стемделовоеписьмонетерпитвитиеватоголитературногооформлениятекста:онодолжнобытьясным,понятным,экспрессив-ным.Невдаваясьвдеталисложнейшей техникисочинительства,можновсежепосоветоватьпишущемуследоватьчетыремправиламподбораслов: – используйтебольшеглаголоввформеактивногозалога(ста-райтесьменьшеиспользоватьпричастий идеепричастий).Какизвестно,глаголобозначаетдействие,апричастие–признакпредмета:Кто-тоделаетчто-то↔Что-тосделанокем-то.Впервомслучаеглаголупотребляетсявактивномзалоге,вовтором-вформепричастия.Гла-голактивногозалогасоздаетяркие,запоминающиесяощущения.«Яподготовилдоклад!»–вэтойфразенарисованацелаякартинаупорнойработычеловеканадсозданиемсложногопроизведения.Однакоеслимыпрочитаем«Докладбыл подготовленмною»,тоувидим,чтоподчер-киваетсялишьсубъектдеятельности-доклад.Впечатляющейкартинынесоздается. Кроме того,вовторомслучаеувеличилоськоличество слов,намно-госталобольшебуквизвуков.Аведьнамизвестно:«Краткость–сест-раталанта!» – подыскивайтеконкретные,анеабстрактныеименасущест-вительные; – умереннонасыщайтетекстнаречиями; – подбирайтекороткиеслова,т.к.обилиемногосложныхсловзатрудняетизамедляетчтение. Нужносказать,что подборслов–весьматонкаяитрудоемкаяпро-цедура.Это, по-видимому,связано стем,что, какписалпольскийписа-тельЯнПарандовский,«слово–великаятайна».«Магическаясиласло-ва,–подчеркивалон,–заключаетсявегоспособностивызыватьпред-ставления,образы…Поегозаклинаниюпоявляютсялюди,предметы,далекиеилинесуществующиевовсе.Аблизкиеиприсутствующиеде-лаютсяпо-настоящемуреальными,лишьбудучиназванными...Народнетерпитпредметов,оторванныхотдействительности,поэтомунепро-извольноонживет несредидеревьев,асредидубов,буков,берез,азла-кидолжныбытьилирожью,илипшеницей». Стиль.Когдамы пишем,унас возникаетжеланиерассказать чита-телюокаких-тособытияхилипредметахнапонятномемуязыке.Мыстараемсянетолькоподбиратьнужныеслова,ноиобъединятьихвпредложения.Крометого,мысоединяемэтипредложениявгруппы,получаялогическисвязанныесинтаксическиеединства. Грамматическипредложение–этопоследовательностьслов,выра-жающаязаконченнуюмысль.Онобываеткоротким,длиннымиоченьдлинным.Человек,неумудренныйопытомделовогописьма, имееттягукдлиннотам,чемвызываетнеудовольствиечитателя.Сегоднявпопу-лярнойпрессе,которуючитаютвсе,независимоотвозрастаиуровняразвития,предложениясоздаются из 12–14слов.Втекстахпоэкономи-ческимвопросам,атакжепопроблемамуправленияоптимальныйобъемпредложения–18–20слов.Установлено,чтокогдачеловексталкиваетсясфразой,превышающей20слов,унеговозникаетжела-ниевернутьсяназадиперечитатьфразуещераз.Здесьследуетпод-черкнуть,чтоцифры18-20словявляютсясредними.Втекстемогутбытьфразы и в 30слов.Стремлениекодинаковымподлинефразамвы-зываетучитателяраздражениемонотонностьюконструкций.Кромето-го,людидажепричтениидокументовсклоннылучшевосприниматьпростыепредложения.Однакотекстнельзялишитьисложныхпред-ложений.Приэтомпишущийдолженпомнить,чтовпредложениидолжнабытьзаключенатолькооднамысль-тогдабудетлегчевоспри-нятьнаписанное. Требованияксвязномутексту: – воднуфразунельзявключатьслишкоммногоинформации; – всяинформациявтекстедолжнабытьобъединенаоднойтемой; – фразыдолжныбытькомпактными(«нерастекайсяподреву»); – присоставлениифразпридерживайсяцифры18:такимдолжнобытьколичествословвпредложении; – необходимо «одушевлять», т.е. иллюстрироватьипояснять, дажесамуюсухуюинформацию. Последнее правилоследуетподчеркнутьособо. Ведьмногиехозяй-ственныеруководителиискреннесчитают,чтоделовойдокументнедолжен«дышатьэмоциями».Ониутверждают,чтоделовоеписьмо–этонесочинениеидаженепублицистическаястатья.Эти людивомно-гомзаблуждаются.Деловоеписьмо(доклад,инструкция,информаци-онноесообщениеит.д.),еслионоподготовленосучетомхотябыэле-ментарныхправилстилистики,будетвосприниматьсячитателембезот-торжения. Пишущийдолженстремитьсяотразитьвделовомписьмечеловече-скиенатуры,показатьотношениелюдейкреалиямдня.Здесьмногоспособовиприемов.Например, «Я»или«Мы»воспринимаютсятеплее,чем«фирма»,«компания»,«завод»ит.д.ВЯпонии,правда,всенаобо-рот.Есликто-нибудьспрашиваетяпонскогоработника,кемтотработа-ет,последнийотвечает:«НаТойота»,«НаХонда»,«НаСони»ит.д.Востальноммиреимясобственноепредставляетсамую значительную со-циальнуюценностьчеловека. Редактированиеиоформление.Имеютсяразличныеметодыко-личественнойикачественнойоценкитекстаделовогописьма.Однакопочтивсеонирассчитанынаспециалистов,снимитрудноработать.Полезныесоветы: 1. Послезавершенияписьмапрочитайтевнимательновесьтекст.Сформулируйте(словами)общеевпечатлениеодокументе(докладе,сообщении). 2. Определитесреднееколичествословвпредложении(еслиэтацифраблизкак18–всенормально). 3. Определитеобщееколичествоименсуществительных.Опреде-литечислоабстрактныхиконкретных.Вторыхдолжнобытьнеменее60%. Короткиесловадолжныпреобладатьнаддлинными. Послепросмотрапроведитетщательноередактированиетекста,обративвниманиенаточностьвыраженияиясностьпривосприятии,проверьтеграмматику,правописание,пунктуацию,подборслов,стиль. Сверьтецифровойматериал,проверьтетаблицы,сноски,цитаты. Оформление.Внешнийвидделовогописьма(доклада)создаетучитающегопервоевпечатление–составленныйвамидокументвлияетнавашвербальныйимидж.Поэтомунужнообратитьвниманиенатакиедетали: – наличиеполейсправа,слева,сверху,снизу; – выделениеабзацеввтексте; – четкийипонятныйзаголовок; – хорошеекачествопечати; – списоклитературы(еслиэтоинформационноесообщение).
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ 1. БадмаевБ.Ц.,МалышевА.А.Психологияобученияречевомумас-терству.–М.:ВЛАДОС, 1999. – 224с. 2. БредемайерК.Искусствословеснойатаки.–М.:АльпинаБизнесБукс,2008. –178с. 3. ВведенскаяЛ.А.,ПавловаЛ.Г.Культураиискусство речи:Со-временнаяриторика.–Ростовн/Д:Феникс,1995. –332с. 4. ГолубИ.Б.Стилистикарусскогоязыка.–Изд.3.–М.:Айрис-Пресс,2001.–448с. 5. ДенниР.Естьконтакт!Приёмыделовыхкоммуникаций.–СПб.:Питер,2002. –128с. 6. КолесниковН.П.Культураписьменнойречи.–Ростовн/Д:Фе-никс,1984. –200с. 7. Кузина Ю.И.,МалервейнС.В.Деловаяписьменнаякоммуника-ция.–Томск:Изд-воТомскогополитехническогоуниверситета,2007.–159 с. 8. ЛьвовМ.Р.Основытеорииречи.–М.:Академия,2000.–248с. 9. Культурарусскойречи:учебникдлявузов/ подред.Л.К.ГраудинойиЕ.Н. Ширяева.–М.:НОРМА-ИНФРА,1998.–549с. 10.Педагогическоеречеведение. Словарь-справочник/подред.Т.А.ЛадыженскойиА.К.Михальской.–М.:Флинта,Наука,1998.–312 с. 11.РозентальД.Э.,ГолубИ.Б.Секретыстилистики.–М.:АйрисРольф,1996. –208с. 12.Русскийязыкикультураречи/подред.В.Д. Черняк.–М.:Выс-шаяшкола,2002. –509с. 13.Русскийязыкикультураречи/подред.О.Я.Гойхмана.–М.:ИНФРА-М,2008.–238с. 14.СелезневаЛ.Б.Современноерусскоеписьмо.–М.:Высшаяшко-ла,2004.–224с. 15.СидороваМ.Ю.,СавельевВ.С.Русскийязык.Культураречи:Конспектлекций.–М.:Айрис-пресс,2005. –208с. 16.Стилистическийэнциклопедическийсловарьрусского языка/ подред.М.Н. Кожиной.–М.:Флинта:Наука,2006.–696 с. 17 .СоперП.Основы искусства речи.– М.: Прогресс; Прогресс-Академия,1992. –416с. 18 .УэстонЭ.Аргументация:Десятьуроковдляначинающихавто-ров.–М.:Флинта:Наука,2005.–96с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 156. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |