Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛЕКЦИЯ7.ДИАЛОГИЧЕСКОЕДЕЛОВОЕОБЩЕНИЕ
Особенностиделовогообщения.Речеваясамопрезентация Деловоеобщение–этопроцессвзаимосвязиивзаимодействия,входекоторогопроисходитобмендеятельностью,информациейиопы-том.Процессделовогообщенияпредполагаетдостижениеопределенно-горезультата,решениеконкретнойпроблемыилиреализациюопреде-леннойцели. Деловоеобщениеможно условнорассматриватькакпрямое(непо-средственныйконтакт)иликосвенное(когдамеждупартнерамисуще-ствуетпространственно-временнаядистанция). Выделяюттакжеустнуюиписьменнуюформыделовогообще- ния.
Прямоеделовое общение обладает большей результативностью, силойэмоциональноговоздействияивнушения,чемкосвенное,внемнепосредственнодействуютсоциально-психологическиемеханизмывсочетаниисязыковыми.Деловоеобщениеотличаетсяотобыденного(неформального)тем,что вего процессеставятся цельиконкретныеза-дачи,которыетребуютсвоегорешения.Вделовомобщениимынемо-жемпрекратитьвзаимодействиеспартнером(покрайнеймере,безпо-терьдляобеихсторон).Вобычномдружескомобщениичащевсегонеставятсяконкретныезадачи,непреследуютсяопределенныецели.Та-коеобщениеможнопрекратить(пожеланиюучастников)влюбоймо-мент. Деловоеобщениереализуетсявразличныхформах: – деловаябеседа; – интервью; – собеседование; – деловыепереговоры; – деловыесовещания; – публичныевыступления. Речеваясамопрезентация.Впроцесседеловогообщенияпартне-рысознательноилибессознательнопостоянно формируютсвойобликввосприятиикоммуникантов–тотпортрет,которыймыпоказываемок- ружающим.Иэтотпортрет,нашвербальныйимидж,долженработатьнанас,долженправдивоотображатьлучшиекачестваибытьприэтомпростымиискренним.Какутверждаютспециалисты,внастоящеевремяборьбанарынкевосновномведетсянемеждуфирмами,амеждуихимиджами. При общенииспредставителямифирмы,знакомстве сее то-варами,услугамиввосприятиипартнеров,хотиммыэтогоилинехо-тим,складываетсяопределенныйобраз.Вербальныйимидж–мнение,сложившеесяоваснаоснованииинформации:прямойиликосвенной;осознаннойилинеосознанной;вербальнойилиневербальной. Вербальныйимиджформируется толькочерез речь(устнуюилиписьменную).Еслиестьпроблемысречью(невсеумеютдостаточночеткоиясноизлагатьсвоимысливэкспромт-речи),тоздесьуместнапоговорка«Слово–серебро,амолчание–золото».Врядеслучаевмол-чаниедействительноимеетпреимуществопередречью. Основныетехникиформированиявербальногоимиджавдело-вомобщении: –.озитивнееслюдьмиразговаривать,анеговорить; –.еобходимоучитыватьличныеинтересысобеседников; – незабыватьприразговорессобеседникоминициироватьулыбкуиназыватьсобеседникапоимени; – работатьнадтехникойречи. Необходимопомнитьиодиагностическойролиизначенииупот-реблениянекоторыхдостаточнораспространенныхвобыденнойречивводныхсловинегативноеихвлияниенаимиджчеловека.Так,зло-употреблениеоборотомкакбысвидетельствуетонеуверенностичело-векавправильности,точностиформулировок и,кконечномсчете,оне-умениивыражатьсвоимыслиичувства. Проследите,естьлиувасотклонениявтемперечи?Еслиесть,ихнадооткорректировать.Незабывайтеоролиинтонированияиопсихо-логическойфункциипаузвречи. Назватьчеловекапоимени–проявитьинтерес кеголичности,анексоциальнойилиинойфункции данногочеловека..Вы произнесливслухимяВашегособеседника,следовательно,проявиливниманиекеголичности,следовательно,утвердилиего(вглазах)какличность,следовательно,вызвалиунего(помимоеговоли)положительныеэмо-ции,следовательно,сформировалиунегоневольнуютягуксебе. Есликто-топлохозапоминаетименалюдейвообще–делоневсклерозе,ав…психологическойотчужденностиэтогочеловекаотлю-дейвообще;люди– какчастьокружающегомира занимаютв егожизнидалеконепервоеместо. Большуюрольвформированиивербальногоимиджаиграетумениемодулироватьинтонацию.Человека,говорящегомонотонно,неинте-ресноиутомительнослушать.Крометого,оннеиспользуетбогатейшиевыразительныеиинформационныевозможноститона. Например,научитесьпроизносить однуитужефразу,придаваяейпрямойипротивоположныйсмысл:Радвасвидеть!Спасибозаработу.Приходите завтра. Ценю вашу настойчивость. Оченьполезнопроизноситьфразусразнымизаданными интонациями:Яэтогонико- гданезабуду(спризнательностью,собидой,свосхищением,сгневом). Ничемнемогувампомочь(искренне,ссочувствием,даваяпонятьбестактностьпросьбы).Всегочетыресекундынужнодлятого,чтобыпроизвести напартнерапервоевпечатление,аскольковременипонадо-бится,чтобыизменитьего?! Впрактикеделовогообщенияособоевниманиеуделяетсятакойличностнойхарактеристике,какспособностьвызыватьдоверие.Об-манчивопервоевпечатлениеилинет,деловойчеловекдолженсделатьвсе,чтобыпонравитьсясвоемуделовомупартнеруспервогораза. Деловаябеседа Практикаделовыхотношенийпоказывает,чтоврешениипроблем,связанныхсмежличностнымконтактом,многоезависитоттого,какпартнеры(собеседники)умеютналаживатьвзаимодействиедругсдру-гом.Привсеммногообразииформделовогообщенияделоваябеседаявляетсянаиболеераспространеннойичащевсегоприменяемой. Понятие«деловаябеседа»весьмаширокоидостаточнонеопреде-ленно:этоипростоделовойразговорзаинтересованныхлиц,иустныйконтактмеждупартнерами,связаннымиделовымиотношениями. Подделовойбеседойпонимаютречевоеобщениемеждусобесед-никами,которыеимеютнеобходимыеполномочияотсвоихорганиза-цийифирмдляустановления деловыхотношений, разрешения деловыхпроблемиливыработкиконструктивногоподходакихрешению. Деловаябеседаявляетсянаиболееблагоприятной,зачастуюедин-ственнойвозможностьюубедитьсобеседникавобоснованностивашейпозициистем,чтобыонсогласилсяиподдержалее.Такимобразом,од-наизглавныхзадачделовойбеседы–убедитьпартнерапринятькон-кретныепредложения. Деловаябеседавыполняетрядважнейшихфункций: • взаимноеобщениеработниковизоднойделовойсферы; • совместныйпоиск,выдвижениеиоперативнаяразработкарабо-чихидейизамыслов; • контрольикоординированиеуженачатыхделовыхмероприя- тий;
• поддержаниеделовыхконтактов; • стимулированиеделовойактивности. Основнымиэтапамиделовойбеседыявляются: • началобеседы; • информированиепартнеров; • аргументированиевыдвигаемыхположений; • принятиерешения; • завершениебеседы. Максимальнуютрудностьпредставляетдлясобеседниковначало беседы.Партнерыоченьхорошознаютсутьпредмета,цель,которуюонипреследуютвданном общении,четкопредставляютрезультаты, ко-торыеони хотятполучить.Нопрактическивсегда появляется«внутрен-ний тормоз»,когда речьидето начале беседы.Какначинать?Счего на-чинать?Какиефразыболеевсегоподходят?Некоторыепартнерыдо-пускаютошибку,игнорируяэтотэтап,переходятсразуксутипробле-мы.Можно,образноговоря,сказать,чтоонипереходяткначалупора-жения.Влюбомслучаенаэтомэтапебеседынужновыработатьпра-вильноеикорректноеотношениексобеседнику.Ведьначалобеседы–этосвоеобразныймостикмеждунамиисобеседником. Напервойфазебеседыставятсяследующиезадачи: – установитьконтактссобеседником; – создатьблагоприятнуюатмосферудлябеседы; – привлечьвниманиектемеразговора; – пробудитьинтерессобеседника. Какнистранно,многиебеседызаканчиваются,такинеуспевна-чаться,особенноеслисобеседникинаходятсянаразныхсоциальныхуровнях(поположению,образованию,ит.д.).Причиназаключаетсявтом,чтопервыефразыбеседыоказываютсяслишкомнезначительными.Следуетиметьввиду,чтоименнонесколькопервыхпредложенийчасторешающимобразомвоздействуютнасобеседника,т.е.наегорешениевыслушатьнасилинет.Собеседникиобычноболеевнима-тельнослушаютименноначалоразговора–частоизлюбопытстваилиожиданиячего-тонового.Именнопервыедва-трипредложения создаютвнутреннееотношениесобеседникакнамикбеседе,попервымфразам,усобеседникаскладываетсявпечатлениеонас.Нижеприведеныне-сколькотипичныхпримеровтакназываемого самоубийственногоначалабеседы: 1) следуетвсегдаизбегатьизвинений,проявленияпризнаковне-уверенности.Негативныепримеры:«Извините,еслияпомешал...»;«Я быхотелещеразуслышать...»;«Пожалуйста,еслиувасестьвремяменявыслушать...»; 2) нужноизбегатьлюбыхпроявленийнеуваженияипренебреженияксобеседнику,очемговорятследующиефразы:«Давайтесвамибы-стренькорассмотрим...»,«Якакразслучайнопроходилмимоизаско-чилквам...»;«Ауменя наэтотсчет другоемнение...»; 3) неследуетсвоимипервымивопросамивынуждатьсобеседникаподыскиватьконтраргументыизаниматьоборонительнуюпозицию:хо-тяэтологичнаяисовершеннонормальнаяреакция,втожевремясточ-кизренияпсихологииэтопромах. Возможныеметодыначалабеседы. 1. Методснятиянапряженностипозволяетустановитьтесныйконтактссобеседником.Достаточносказатьнесколькотеплыхслов–ивыэтоголегкодобьетесь.Нужнотолькозадатьсявопросом:какбыхо-теличувствоватьсебяввашемобществесобеседники?Шутка,котораявызоветулыбкуилисмехприсутствующих,такжевомногомспособст-вуетразрядкепервоначальнойнапряженностиисозданиюдружескойобстановкидлябеседы. 2. Метод«зацепки»позволяеткраткоизложитьситуациюилипро-блему,увязавеессодержаниембеседы.Вэтихцеляхможносуспехомиспользоватькакое-тонебольшоесобытие,сравнение,личныевпечат-ления,анекдотичныйслучайилинеобычныйвопрос. 3. Методпрямогоподходаозначаетнепосредственныйпереходкделу,безкакогобытонибыловступления.Схематичноэтовыглядитследующимобразом:мывкратцесообщаемпричины,покоторымбыланазначенабеседа,быстропереходимотобщихвопросовкчастномуиприступаемктемебеседы.Этотприемявляется«холодным»ирацио-нальным,онимеетпрямойхарактерибольшевсегоподходитдлякрат-ковременныхинеслишкомважныхделовыхконтактов. Оченьважнопомнитьонашемличномподходекбеседе.Основноеправилозаключаетсяв том,чтобеседадолжнаначинать- сястакназываемого«ВЫ-подхода».«ВЫ-подход»–этоумениечело-века,ведущегобеседу,поставитьсебя наместособеседника,чтобылучшеего понять.Зададим себеследующиевопросы:«Чтобынас инте-ресовало,будьмынаместенашегособеседника?»;«Какбымыреаги-ровалинаегоместе?».Этоужепервыешагивнаправлении«ВЫ-подхода».Мыдаемсобеседникупочувствовать,чтомыегоуважаемиценимкакспециалиста. Конечно,трудностейвначалебеседынеизбежать.Любойчеловек,живущийвгущесобытийиобщающийсясомножествомлюдей,посте-пеннонакапливаетопыт,формируетсвоипредставленияоприемахоб- щенияслюдьми.Этоследуетиметьввиду,есливозникаютсложностивначалебеседы,особенноснезнакомымисобеседниками.Типичнымпримеромявляетсяспонтанноевозникновениесимпатииилиантипатии,восновекоторыхлежитличноевпечатление,вызванноетем,чтонашсобеседникнамкого-тонапоминает. Этоможетоказатьпозитивное,нейтральноеилидаженегативноевоздействиенаходбеседы.Особенноопасно,еслислучайноевпечатле-ниеподкрепитсясхематичныммышлением.Такимобразомвозникаютпредубежденияипредрассудки.Вподобныхслучаяхнужнодейство-ватьосмотрительно,неторопясь. Деловыепереговоры СовременнаяРоссияпроходитэтапбурногоразвитияирегулиро-ваниярыночныхотношений.Вэтихусловияхделовыепереговорыза-нимаютвсёболеезначительноеместовделовойжизнинетолькочаст-ных,ноигосударственныхфирм,кампаний,учреждений. Однакопроблемапереговороввзападноммиреощущаетсядосихкакболее важная,чем,например,вРоссии,посколькутамсерьезно сто-итпроблемасогласованияповеденияразличныхсоциальныхгруппиин-тересов.Мыжепривыклижить(и,вероятно,продолжаемэтоделать)врамкахиерархическогослова,когдамнениеодногопартнера,занимаю-щего"командноекресло", признаетсяединственновозможными непре-рекаемым.Нашедальнейшеедвижениевсторонудемократизацииоб-ществабудетвсеболеенастоятельнотребоватьуменийсогласовыватьинтересыразнородныхслоевобщества,различныхорганизаций,коопе-рациинамеждународномуровне,где,какизвестно,отсутствуетедино-началиеиединственнымметодомдостижениясогласияявляютсяпере-говоры. Переговорыпредназначеныдлядостижениясоглашения,когдаобестороныимеютсовпадающие,различныелибопротивополож-ныеинтересы.Они являютсянеотъемлемой частьюделового общения.Деловыепереговорыпредназначенывосновномдлятого,чтобыспо-мощьювзаимногообменамнениями(вформеразличныхпредложенийпорешениюпоставленнойнаобсуждениепроблемы)получитьотве-чающееинтересамобеихсторонсоглашениеидостичьрезультатов,ко-торыебыустроиливсехегоучастников.Переговоры–этоменеджментвдействии.Онисостоятизвыступленийиответныхвыступлений,во-просовиответов,возраженийидоказательств.Специалистывыделяюткакпротивоположныемягкийижесткийподходыкведениюперего-воров.Ихразличияпоказанывтабл.4.
Мягкийижесткийподходыкведениюпереговоров Таблица4
Однаконаиболееуспешная модельпереговоровбылапредложенаврамкахГарвардскогопроектапопереговорам. ВсистемуГарвардскойпрограммыбылизаложенычетыребазис-ныхпункта,всеостальноеявляетсякакбыихрасширением. 1. Делайтеразграничениемеждуучастникамиипредметомперего-воров. 2. Сосредоточьтесьнаинтересах,аненапозициях. 3. Разрабатывайтевзаимовыгодныеварианты. 4. Настаивайтенаиспользованииобъективныхкритериев. Самапрограммавырослаизпопыткиуйтиотидеиборьбызавыиг-рыш,прикоторойвыигрышоднойизсторонавтоматическиозначаетпроигрышдругой.Втораясторона,естественно,такжебудетизовсехсилборотьсязавыигрыш,иконфликтперейдетвзатяжнойкризис.Новместестемиболеемягкийподход,гдемытолькоотступаем,неявля-етсяальтернативой.Психологическимягкийподходоченьтрудновы-держать.Поэтомуивэтомслучаемывновьнепридемк решению,нуж-номуобоим. Гарвардскийпроектрассматриваетобавариантаподходакперего-ворам–мягкийижесткий–какнеинтересныеибесперспективные.Предлагаетсяособыйвариант,основанныйнаприведенныхвышебазо- выхпринципахдвухподходов.Онполучаетназвание–принципиаль-ныепереговоры. Передпереговорщикамистоитпроблемаэффективногообщения. Двигаяськцели,мыдолжныстремитьсяктому,чтобыубратьвсемешающиенам преграды.Поэтомувобщении былообнаруженотри та-кие«мешающие»проблемы: 1.Людичастоговорятнепонятно.Разъяснение:переговорщикимогутстаратьсяпойматьсобеседника в ловушку, они могут постаратьсяпроизвестиопределенноевпечатление. 2. Людичастонеобращаютвниманиянавашислова.Разъясне-ние:выможетедуматьнадсвоимвыступлениемипрактическинеслу-шатьсвоегооппонента.Ноесливынеслышите,очемговоритдругаясторона,никакогообщениянет. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |