Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ8.МОНОЛОГИЧЕСКОЕДЕЛОВОЕОБЩЕНИЕ:УСТНОЕПУБЛИЧНОЕВЫСТУПЛЕНИЕ




Требованиякпубличнойречи

Публичныеречимогутбытьвключенывдругиеформыделовойкоммуникации,такие,какделовыесовещания,конференции,дискуссии,презентации,амогутиметьисамостоятельноезначение.Речьвделовойсреденаправленанадостижениепрагматическихцелей,например,речьадвоката–чтобыэффективнозащититьклиента,речьруководителянасовещании–чтобыстимулировать высокуюпродуктивностьработыегоучастников,дляинформирования,речьнамитинге –чтобыубедитьучастников,склонитьихкдействиюит.п.

Речькаккомпонентделовогообщениядолжнаобладатькачествамихорошегособеседованияиприэтомбытьнетолькоубедительной,ноикрасноречивой,доказательной,логичной,продуманной,красивой.

1. Речьдолжнабытьсначалаидоконцазахватывающеинте-реснойиполезной.Французскаяпоговоркагласит:«Хорошийоратордолжениметьголову,анетолькоглотку!».Слушателинамногочаще,чемдумаютиные,точночувствуют,насамомлиделемельницаречиперемалываетзерно,илионатрещиттакгромколишьоттого,чтовнут-рипусто.

2. Онадолжнабытьсоставленаправильновкомпозиционномотношенииисодержатьвступление,основнуючастьизаключение.

Улюбойречидолжнабытьтщательнопродуманавнутренняяструктура.

3. Речьдолжнабыть ориентировананаслушателейвзависимо-стиоттого, предназначенаонадля индивидуальногособеседованияилидля выступленияперед большойаудиторией. Онаможетбытьобращенакразнороднойаудитории.

СэрГамильтондумаллаконичноисвязно,оставивнампятьзапо-ведейискусстваречи:

• Понять,чтоследуетсказать;

• Упорядочить:чтоподелу,ачтошуткиради;

• Облечьвсловаи украситьслогом;

• Запечатлетьвпамяти;


• Приятноидостойноизложить.

ПольЛ.Сопервкниге«Основыискусстваречи.Книгаонаукеубеждать»даетследующиесоветыначинающимораторам:

1. Выбирайтетему,соответствующуювашимпознаниямиинтересам.Выбирайтекругвопросов,подготовкапокоторымможетдатьвамбольшезнаний,чемобладаютвашипотенциальныеслушатели,илитемуизтакойобласти,вкоторойуваспокрайней меренеменьшийопыт,чемуслушателей.Выступающийдолжениметьобщественныеинтересыиширокийкругозор.

2. Подбирайтеуместнуютему.Выбортемызависитотместа,времениинастроенияпублики,отактуальностиконкретногомомента.Официальныйповодследуетиногдаиспользоватькакисходныйпунктдляразвитиявыбраннойвамитемы,которая,всвоюочередь,можетстатьинтереснейиважней.

3.Выбирайтетему,соответствующуюаудитории.Темадолж-набытьинтересна,важнаипонятнадляслушателя.Этозависит,глав-нымобразом,отследующихфакторов:а)основныхинтересоваудито-рии;

б)групповыхинтересов;в)злободневныхинтересов;г)конкретныхинтересов;д)новизнытемы;е)заложенныхвтемеполярныхмнений.

Классификацияречей

Дляэффективноговыступлениясречьюделовомучеловекунедос-таточнотольковыбратьеетему,необходимоподуматьионазначенииречи.Есличеловекберетслово,затемвстаетиначинаетговорить,неимеяясногопредставленияотом,чего радионговорит ичтохочетска-зать,тодлятакоговыступления,несомненно,нетдостаточногооснова-нияиононедопустимо,т.к.отсутствуетпредметречи.

Информационная речьимеетцельюобогатитьаудиториюслушате-лейновымизнаниями,датьновоепредставлениеопредмете,процессе,явлении,пробудитьлюбознательность.Этоможетбытьповествование,описание,объяснение.Повествование–связныйрассказ;описание–расчленяетпредмет,показываетчастностиипридаетимнаглядныйвид,какнакартине;объяснение–показывает,каковпредметвдействиииликаковоегоустройство.Вовсехинформационныхречахпреобладаетка-кая-либооднаизэтиххарактерныхчерт.Например,

Повествование:Ростиупадоккорпорации.Компьютеризациятру-даменеджера.Микроэлектроникаиееперспективы.

Описание:Домсибирскогокрестьянина.Нашгородсвысотыптичьегополета.Жизньвстратосфере.


Объяснение:Чтовдохновляетполитика.Смыслфеминизма.Дело-выеигрыкакметодикаобучения.

Информационнаяречьдолжнаотвечатьследующимтребованиям:А)внейнедолжнобытьничегоспорного;

Б)онадолжнапробуждатьлюбознательностьслушателя;В)онадолжнаудовлетворятьзапросыслушателя;

Г)сообщениедолжнобытьсделанонаактуальнуютему.

Убеждающаяречьвнейлюбымиметодами–логическимиииными–ораторубеждаетсогласитьсяснимвсложномвопросе,поко-торомувобщественетединойточкизрения.Вместестем,хотятакаяречьстремитсяопределитьобразмышленияиповедения,онанепред-ставляетсобойпризывакнепосредственномудействию.Вовремяубе-ждающейречидоказываютсяилиопровергаютсякакие-либоположе-ния,вызываютсяуслушателейтеилииныечувства.Предметубеж-дающейречи–вопросы,факты,свидетельствующиеотом,чтопред-ставляетистиннуюправду,ачтонет,иливопросыповедения,т. е.чтоследуетпредпринимать,акакиедействиянедопустимы.

Интересаудиториикпредметуречистимулируетсясамойспорно-стьювопроса,иотораторатребуютсяответынавопросы:«Чемужеве-рить?»или«Чтоделать?».Еслипредметречиневызываетуаудиторииреальногоилипотенциальногоинтереса,илинельзяприобсуждениипроблемыпредложитьеерешение(илихотябыпомочьвэтом),тотакаятемавыступлениянеподходитдляубеждающейречи.Чтобыизбежатьподобногородаошибокнеобходимыследующиешаги.

1. Выбиратьдействительноспорныйи актуальныйвопрос.Следу-етпомнить,чтомногиеактуальныетемыустаревают,ихострота снижа-ется,ивопределенныйпериодвремени онаможетуженевызыватьин-тереса.Поэтомудляречиубеждающегохарактералучшевсегобратьтемыпополитическимисоциальнымвопросам,например:торговляспиртныминапитками,службамолодыхлюдейвармии,безработица,детская преступность,коммунальнаяреформаиеепроблемыит.п.Этитемывызываютживойинтересуслушателей,ораторнесомненнопокаждойизнихможетпредложитькакие-товариантырешений,что-токонструктивноеиновое,очемужедавнонеслышалааудитория.

2. Выбиратьсодержательнуютему.Дажееслиречьбудетостро-умнаиувлекательнапоформе,необходимо,чтобыобсуждаемыйво-проснепосредственнокасалсяслушателейизатрагивалихинтересы.

3. Выбирать разрешимый вопрос.Несомненно,самаречьнеможетпрактическирешитьтотилиинойвопрос,нопродемонстрироватьвоз-можныепути,подходыкрешению,обозначить теиные вариантыдейст-вий–этосделатьораторунеобходимо.


Призывающаякдействиюречьотноситсякчислуагитационных,аследовательно,онадолжнасодержатьнеобходимыефакты,пробуждатьпсихическуювосприимчивость,приводитьксогласию,Ноглавное–призыватькконкретномудействию:кновому,кпродолжениюилипрекращениюпрежнего.Призывкдействиюбываетпрямымикосвен-ным;действиеможетнаступитькогда-нибудьилинемедленно;речьна-правленаименнонатехслушателей,которыесидятваудитории.

Ораторвэтомслучаедолженбытьнастолькоубедительным, чтобыуслушателейпоявиласьпотребностьименноздесьисейчассделатьто,очемихпроситоратор.

Привыборетемыдляречи,призывающейкдействию,необходимо:

1. Проверить,вызоветлитемадостаточныйинтересуслуша-теля.Самаятруднаяаудиториядляпобуждающихречей–эторавно-душнаяаудитория.Поэтомуоченьважно,какивречах,описанныхвы-ше,выбратьволнующуюслушателейтему,задевающуюихинтересы,провоцирующуюпотребностьподдержатьоратора.Этозависит,всвоюочередь,оттого,способенливыступающийдатьпочувствоватьслуша-телю,чтовопросидетосрочных,полезныхижелательныхдействиях.

2. Выяснить,способнылислушателикдействию.Дляответанаэтотвопроснеобходимосоотнестинетолькоинтересыаудитории,ноиееособенности,напримеркакойсмыслпредлагатьслушателямприоб-рестичто-либо, еслиунихнетсредствилиониужесделалито,очемихпросят?

3. Уточнить,неслишкомли сильнаоппозиция.Внекоторыхауди-ториях прямойпризывкдействиямможетненайтиоткликапопричиневнутреннего противодействия,наличияоппозиции.Поэтомуважноубе-дитьхотябынекоторыхслушателей.Какизвестно,слушателейпобуж-даюткдействиюматериальные,нравственныеилиобщественныеблага,поэтому следуетуяснитьдлясебяиобъяснить это слушателям,скольковремени,энергии,денегзатратятони,следуявашемупризыву, будутлиихдействиясопровождатьсяпсихологическимитравмами,иесли-да,топойдутлионинаэто.

Ораторувовремяагитационнойречиследуетконтролироватьси-туацию,иеслианализсвидетельствует,что своимипризывамивытоль-кообостритеоппозицию,тонеобходимонаданныймоментпожертво-ватьагитационнойцельювпользучистоинформационнойбеседы.Вреальнойпрактикеможностолкнутьсясситуацией,когдаопределеннаяораторскаясмелостьтакжеможетбытьуместна.Речиподобноготипаобычнонепланируютсязаранееинеготовятсядлительноевремя,тема-тикаихможетменятьсявзависимостиотактуальныхсобытий.Они


представляютсобойкакбы«оперативные»речи,поэтомуважнымитребованиямидлянихявляются:

– излагатьмыслитакимобразом,чтобыслушателиотождествлялиполучаемуюинформациюсосвоимипроблемамииразмышлениями;

– задеватьличныемотивыслушателей,ихинтересы;

– краткоиэмоциональновыражатьмысли;

– ориентироватьаудиториюнаконкретныепрагматическиедейст-


вия;


 

– пользоватьсялогическибезупречнойаргументацией,учитывая


приэтомэмоциональнуюкультуруслушателейиихубеждения.

Речьпоспециальномуповодуобращены,какправило,гораздоболеекчувству,чемкразуму.Ониимеютчетыреосновныеформы:

– Протокольная(рамочная)речь–приветствие,благодарностьи


т. д.


 

– Траурнаяречь.

– Торжественнаяречь.

– Речьвдружескомкругу.

Произнесениеречейпоспециальномуповодудлямногихлюдей


представляеттрудности,вызванныетем,что:

а)нужновыбратьситуативноуместныймомент;

б)необходимоуловитьосновноенастроениесобравшихсяиотра-зитьэтовречи;

в)требуетсявыразитьглубокиечувствапростымязыком;г)надоговоритькакможнокороче;

д)сказанныеслова,речьдолжныбытьнеповторимы;

е)использованиецитатдопустимо,нокороткихисглубокимсмыслом.

Протокольная(рамочная)речьнеявляетсяцентроммероприя-тия,нообрамляетсобытие.Эторечипоповодуоткрытия,презентации,приветственныеиблагодарственныеречи.

Вприветственнойречикраткопредставляютсяосновнойвысту-пающий(приэтомсчитаетсянецелесообразнымслишкомговоритьвегоадресмногокомплиментов).Тот,ктопредоставляетслововыступаю-щему,долженпомнить,чтоосновнуюречьдержит оратор,поэтомунельзяунего,какговорится,«отниматьхлеб».

Начинаяприветственнуюречь, необходимособлюдатьследующуюпоследовательность:

– открытьвстречу,собраниеиприветствоватьслушателей;

– поприветствоватьилипредставитьдокладчика(докладчиков);

– предоставитьсловодокладчику.

Заканчиваяприветственнуюречь,следует:


– сказатьсловаблагодарностиоратору;

– краткообосноватьэтублагодарность;

– попрощатьсясослушателями.

Организаторутакихсобранийдлядемонстрацииконструктивнойкоммуникациицелесообразно:избегатьстереотиповтипамневыпалаособаячестьилиаплодисментыпоказывают,что...;темувыступленияобрисоватьдвумя-тремяфразами(итовслучаенеобходимости),анесообщать краткоесодержаниедоклада;неиспользоватьчрезмерныети-радыспревосходнымистепенямивадресвыступающего,новместестемвполнеуместнокое-чтосказатьоличностидокладчика,сделавэтоизобретательно,ярко,сюмором.Вообще уместныпростые,деловые ивтожевремясердечныеслова.Позавершениидокладаегооценкутакжеможносделатьдвумя-тремяфразамипоповодусамыхсущественныхмоментов.

Торжественнаяречь–это,какправило,эмоциональноевысказы-ваниепоторжественномуповоду.Цельтакойречи:создатьпразднич-ноенастроение,согретьсердцаслушателей,удовлетворитьихожида-ния.Длятакойречиуместныкрасивыеслова,эпитеты,художествен-ные,образныевысказывания,авансированнаяпохвала,эмоциональнаяподдержка.Еслиречи говорятпоследовательнонесколькоораторов,на-примернаюбилее,тогдаонидолжныбытьнепременнокороткимииоригинальными.Речьпослучаююбилеязаслуженногочеловека,напри-мер,можетвключатьвсебяследующиесоставляющие:

– приветствие;

– поводдляпроизнесенияречи;

– перечислениеважныхмоментовжизненногопутиюбиляра;

– краткаяхарактеристиканаиболеесущественныхегочерт;

– акцентнаположительных,хорошихсторонахеголичности;

– приведениеяркихпримеровизегожизни;

– рассказо событиях,вкоторыхвыступающийличновзаимодейст-вовалсюбиляром;

– рассказозначенииюбилярадляорганизации(фирмы),вкоторойонработает;

– выражениеблагодарностизаучастие,вкладвочто-тозначимое;

– высказываниедобрыхпожеланийнабудущее.

Речьвдружескомкругу.Внеформальномобщениииспользуютсяречиразнообразнойформы.Этомогутбытьзастольныеречи(тостыпослучаю)илиречьруководителяпредприятия,членаколлективавовре-мяторжественногомероприятия,например,презентациипроекта,но-выхтоваровилиуслуг.Припроизнесениитакихречейнеобходимоот-ражатьследующиемоменты:


- приветствиеиуказаниенасмыслмероприятия;

- ретроспективныйобзор проделаннойработы, остроумноприправ-ленныйупоминаниемкакого-либопроисшествия;

- выражениенадеждынадальнейшеесотрудничество;

- объявлениепрограммыипожеланиерадостноговремяпрепрово-ждения.

Высказывания,вкоторыезаложентакойсмысл,должныбытькраткими,энергичнымиицелеустремленными.

Вовремязастольявделовомобщениииспользуютсятакжеразвле-кательныеречи,ихцель–развлечьиразвеселитьслушателей.Втакойречиуместнышуткаисерьезнаямысль,правдаивымысел.Этоможетбытьсвязноеповествование,аможетбытьдайджестизанекдотов.Юмор,кое-чтоличное,ирония,насмешливаясерьезность,карикатураипреувеличения,шутливыевыпадыпротивтойилиинойгруппы,напад-кинапротивоположныйполилиотдельныхлюдей –и всеэтонадруже-ственнойноте–этотипичныесоставляющиеразвлекательнойречи.Ес-лиречьнеюмористическая,внейдолжныбытьновизна,конкретность,повозможностиконфликтные,драматическиемоменты,контрасты,действие.Вюмористической речи,наоборот:нелишнипреувеличениявописанииобычныхситуацийилиличныхкачеств; уместенироническийпоказоборотнойсторонытого,очемговориторатор;целесообразноприбегатькумолчаниюивнезапнойразвязке,показыватьлюдейвне-лепомилинеловкомположении.Такимобразом,добраяшуткаиблаго-желательныйтон–этонеотъемлемыечертыречейвдружескомкругу,внеформальномделовом застолье.Главнаяхарактеристикатакихречей–этолаконичность.












Выступлениеспубличнойречью

КогдаНельсонМанделасовершалсвой«победныйтур»поСоеди-неннымШтатампоследвадцатисемилетнеготюремногозаключениявЮАР,онипрезидентСШАДжорджБушобменялисьречами,стояря-домналужайкепередБелымДомом.

ПрезидентБушвыступал,какобычновтакихслучаях,поготовомутексту,нополучалосьэтоунегоестественноичутьлиненебрежно.Мандела,которомубылоужезасемьдесят,говорилторжественно,нониразунеопустилглаз,чтобысверитьсясбумажкой!Егоанглийскийязыкбылбезупречным,речь–четкойипоразительноискренней.ДжорджБушбылпоражентем,чтоМанделаговорил,неприбегаяк за-ранееподготовленномутексту.КогдаонинаправилиськБеломуДому,параболическиемикрофоныпрессыуловилиегослова:"Отличнаяречь.Ибезбумажки.Простоудивительно".


Этовсегдапроизводитналюдейвпечатление–когдакто-тогово-ритгладкоичетко,незаглядываявбумажку.Ноэтовозможно тольковтомслучае,когдачеловекмысленновидитто,чтоговорит.Какправило,егоречьтечеттаклегкоименноблагодаряэтойвоображаемойкартине.

Своеобразиеречисостоитвтом,чтоонавоздействуетнаслушате-лейнетолькословами,использованнымиприпостроениифразы,ноитем,какименноэтисловасказаны(интонация,сила,высотазвуканипр.).Эффективноевоздействиенааудиториюпроисходитнестолькоиз-затого,чтоговорят,сколькоиз-затого,какэтосказано.ОдноитожесловоНЕТможетбытьсказаноповелительноилиравнодушно,задум-чивоиликолюче,категоричноилинерешительно.

Наслушателейдействуеттакже обстановка,в которойпроизно-ситсяречь:помещение,составслушателей,наличиеилиотсутствиесвежеговоздуха,освещение,технические средства,личностьсамогооратора,еговнешнийвидимногоедругое.

Речьвоздействуетчерезструктуруиспособпроизнесения:«За-частуювтонеголоса,вслезахивовсейатмосфере,которуюораторраспространяетвокругсебя,такжемногокрасноречия,какввыбореслова»(Ларошфуко).

Ксожалению,вреальнойпрактикеделовойкоммуникацииоченьмалопокатакихвыступающих,которыеговорятпередаудиторией,незадумываясьнадтем,какониэтоделают.А.П.Чеховписал:«Лектормедленнозасыпал,аудиториянамногоегоопередила».

Чтобыприйтикуспеху,ораторунеобходимокаждыйразпомнитьоследующем:

1. Выступающийпринимаетнасебянекоеобязательствопередпубликой.Онстараетсядоказатьнечтотакое,чтодолжнополучипод-держкуслушателейивылитьсявнекоедействие.

2. Слушателимолчаоцениваютвыполнениеэтогообязательства(«Естьливэтомсмысл?»,«Точнылиэтифакты?»,«Внушаетлимнедовериеэтот человек?»).Апослеокончанияречипублика,какправило,выноситприговор.Опытныйораторнедопуститотрицательногоре-зультата,онхорошоподготовитсяквстречеибудетпостоянноследитьзатем,какеговыступлениевоспринимаетсяаудиторией,поневербаль-нымсигналам:когдавыступлениененравится,слушателиначинаютменятьположениетела,смотретьначасы,разворачиватьногивсторонудвери,поворачиватьсякораторубоком,спиной,зевать,закрыватьлобруками,опиратьсяголовой наоберуки,разговаривать ссоседом,всяче-скипоказываянежеланиеслушатьоратора.

Какпроизвестиположительноевпечатление.В.О.Ключевскийписал:«Сидящихвзалеслушателейможносравнитьлишьсголодными


гостями,уставившимисянавас».Помняобэтом,следуетуженаподхо-дектрибунедержатьсяуверенно,производитьхорошеевпечатление.Психологиутверждают:большинствослушателейвтечениепервыхми-нутвыступленияуделяютораторувсесвое внимание.Онивнимательноприсматриваютсякнему:каконидет,какначинаетговоритькакведетсебязатрибуной.Кромедемонстрациижестовуверенности,необходи-моустановитьсослушателямиконтактглаз,демонстрироватьуве-ренный,прямойвзгляд.Социологиустановили,чтоеслиоратортолькодва-триразаукрадкойпосмотритнаприсутствующих,егорейтингзна-чительноснизится.Тожесамоепроисходит,еслиговорящийсмотритповерхголовысидящеговпоследнемрядуилинепродолжительноевремясмотритвокно.Вовсехэтихслучаях аудиториянедоверяетора-тору,решает,чтовыступающийнеискрененилинеуверен.Необходимообращатьсвой взглядсразуженанесколькихслушателей, желатель-новразныхконцахаудитории,охватываякакбывсехсразуиникогоприэтомнеоставляябезвнимания.Взгляддолженбытьтеплым,доб-рожелательным,дружеским.Избегайтеприэтомсмотретьнакого-либоискоса,поворачивайтеголову,переводявзглядсодногонадругого.

Дляустановленияпсихологическогоконтактасаудиториейис-пользуйтеулыбку.«Улыбка,–пишетД.Карнеги,–ничегонестоит,номногодает.Онаобогащаеттех,ктоееполучает,необедняяприэтомтех,ктоеюодаривает.Онадлитсямгновение,авпамятиостается поройнавсегда.Никто небогат настолько,чтобыобойтисьбезнее,и неттако-гобедняка,которыйнесталбыотнеебогаче.Онасоздаетсчастьевдо-ме,порождаетатмосферудоброжелательностивделовыхвзаимоотно-шенияхислужитпаролемдлядрузей».

Специалистыпоречевойкоммуникациисоветуют:

Исключайтебезличныепредложения.Например,былопроведе-но...,былоизучено...,былиспланированыперспективныенаправления...Широкоиспользуйтеформупервоголица:мыспланировали...,яизу-чил...и"ВЫ-подход":вамбудетинтересноузнать...,этопоможетвам...,длявасважно....

Говоритенеслишкомбыстро,дажеесливременинавыступле-ниемало,говоритевумеренномтемпе.

Голосомвыделяйтесущественныемоментывашейречи:слова,понятия,частипредложений,цифры.

Неперегружайтесвоюречьиностраннымисловами,придаваяейтемсамымважностьилинаучность.Например,Амбивалентностьконструкцииредуцируетсязасчетконтракцииеередундантныхэле-ментов.Чтобыразобратьсяв смыслеподобнойфразыслушателюнеоб-ходимообратитьсяклингвистическомусловарю,изкотороговыяснит-


ся,чтоамбивалентность–этодвусмысленность;редуцироватьсясо-кращаться;контракциястяжение; редундантныйизбыточный.Такимобразом,нарусскомязыкеэтопредложениезвучитпростоипо-нятно.

Вместестембываютситуации,когдавыступающийпреднаме-ренноиспользуетиностранныеслова,чтобыввестивзаблуждениеслушателей.Известентакой,например,случай.ОдинизпротивниковсенатораК.Паппера,выступаяпередаудиторией,заявил:«...всёФБРикаждыйчленконгрессазнают,чтоКлодПаппербесстыдныйэкстра-верт.Болеетого,естьоснованиясчитать,чтоонпрактикуетнепотизмпоотношениюксвояченице,сестраегобылафеспианкойвгреховномНью-Йорке.Наконец,иэтомутрудноповерить,хорошоизвестно,чтодоженитьбыПапперпрактиковалцелибат».Избирателивозмутились,иК.Папперпотерялместовсенате.Невладеющийподобнымлексико-номслушательпопалсявловушку.Насамомделеэтисловаозначают:экстраверт–общительныйчеловек;непотизм–покровительствород-ственникам;феспианка–поклонницадраматическогоискусства;цели-бат–безбрачие.

Обращайтевниманиенавашижесты;пользуйтесьимисуче-томихинформативностииситуативноуместно.




Подготовкапубличнойречи

Публичнаяречьтребуетдажеотопытныхораторовтщательнойподготовки,адляначинающих деловыхлюдей,молодыхспециалистов,этообязательноетребование.Подготовкаречиявляетсятворческойра-ботой,доставляющейавторурадостьиимпровизационныйазарт.Кта-койподготовкеотноситсяпреждевсегообдуманнаяпоследовательностьвсехэтаповработы.

Принятовыделятьследующиеэтапыподготовкиречикпроизнесе-


нию


 

1. Сборматериала.

2. Отборматериалаиегоорганизация.

3. Обдумываниематериала(связкадеталей).

4. Перваяредакцияключевыхслов(предварительнаяредакция).

5. Стилистическоеоформлениеглавнойчасти(упражнениевсло-


весномоформлении).

6. Формулированиевступленияизаключения.

7. Общийконтроль.

8. Втораяредакцияключевыхслов(окончательнаяредакция).

9. Мысленноеосвоение.

10. Риторическоеосвоение(пробаречи).


Иногдакороткиеделовыесообщениянетребуюттщательнойпод-готовки.Вэтомслучаеможноиспользоватьследующуюсхему.

1.Выбортемыиформулированиерабочегоназваниявыступления

→2.Сборматериала→3.Рабочийплан→4.Введениеизаключение→

5. Краткийпросмотрцелого(дляпроверкилогикиидостиженияцелейвыступления,атакжеправильностирасчетавремени).

Запомните!Чтениевслуходнойстраницыпечатноготекстазани-маетвсреднем2мин.

Еслитемавыступлениязаданазаранее(информативноевыступле-ниенасеминаре;убеждающаяречьвконфликтнойситуацииит.п.),подумайте,каклучшепреподнестиееаудитории.Тольковыопреде-ляете,какимобразоминакакомматериалебудутраскрытыоснов-ныеположенияпредложеннойтемы.

Выбравтему,сформулируйте«рабочее»названиевашеговыступ-ления(см.Табл.5).


 

Требованиякназванию


Таблица5










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...