Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопроспредставляетсобойоднуизлогическихформ.
Онвключаетпреждевсегоисходнуюинформацию,атакжеуказа-ниенаеенедостаточностьинеобходимостьдальнейшегопополненияиуточнения,позволяютнаправитьпереговоры,беседувнужноерусло,получитьнужнуюинформацию.Значениевопросов: · Удобнаяформапобуждения:НемоглибыВыпомочьнамвраз-работкепроекта? ·привлечениевнимания:НемоглибыВыуделитьмне несколькоминут? ·несутинформацию:Выслышалиопроходившемвнашем городесаммитеРоссиииГермании? ·можнонаводитьпартнерана нужный ответ:Не правда ли,этовполнереалистичныесроки? ·послезадаваниявопросаоченьпоказательнаневербаликапартне-ра(изменениевыражениялица,тембраголоса,невольныежестыива-зомоторныереакции:бледность,румянец,дрожь) ·помогаютразговоритьпартнера,раскрытьего ·исправитьошибкуваргументациииливповедении ·создаютосновудлядоверительныхотношений. Некоторыелюдисчитают,что,задаваявопросы,рискуешьпро-слытьнекомпетентным,непрофессиональнымилиневежливым,иста-раютсязадаватьвопросыкакможнореже. Темсамымчеловекупускаетнетольковажнуюинформацию,ноивозможностиобщения,взаимопонимания,влияниянарешенияипо-ступкиадресанта,поскольку,повыражениюТомаДж.Коннелли,«Тот,ктоспрашивает,выглядитдуракомвсего5минут.Тот,ктоэтогонеде-лает,остаетсядуракомнавсюжизнь». Типывопросов.Выделяютнесколькооснований,покоторымво-просыподразделяютсянагруппы.Наиболееважнымидляэффективно-гообщенияявляютсятрипризнака: – коммуникативнаяцельспрашивающего, – характерожидаемогоответа, – общая,некоммуникативнаяцельспрашивающего. Похарактеруожидаемогоответавыделяютоткрытые,полуот-крытые(альтернативные)изакрытыевопросы.Закрытыевопросыпредполагаютответыдаилинет:Высогласныснашимипредложения-ми?Безусловно,отвечающийнеобязательнодолженотвечатьдаилинет,онможетвыбратьидругойответ,носамаформулировкавопросапоказывает,чтоспрашивающийожидаетименноутвердительногоилиотрицательногоответа.Открытыевопросыпредполагаютдругиеотве-ты.Воднихслучаяхэтотожеодносложныереплики:-Когдавыверне-тесь?–Завтра.Другиеоткрытыевопросытребуютразвернутого,об-стоятельногоответа:КакиехарактеристикиситуацииВысчитаетенаиболеесущественнымивданномслучае? Максимальнооткрытыйвопрос–Немоглибывы…(рассказать,пояснить,добавить)?Альтернативныевопросы предлагаютдва(режетри)вариантаответа,изкоторыхотвечающийдолженвыбратьлишьодин,позамыслуспрашивающего:Можеммысчитатьэтотвопросрешеннымилиследуетуточнитькакие-тодетали? Неопытныйсобеседник,невладеющийтехникойрасспрашивания,иногдазадаетзакрытыйвопросвместооткрытогои,получивкраткийответдаилинет,раздражаетсяиещеболеезатрудняетситуациюоб-щения. Вопросымогутпреследоватьпозитивнуюилинегативнуюцель. Позитивныевопросы–Чтопредставляетсобойэтапроблемасвашейточкизрения?Негативные–Длячеговыпять семестровизуча-липсихологию,еслисчитаетесвоихсокурсниковидиотами? Покоммуникативнойцелиспрашивающеговыделяютвопросы: • информационные–длясборасведений • контрольные–убедиться,следитлипартнерзаходомвашеймысли ·ориентационные– придерживается ли партнер ранее высказы-ваемогомнения ·подтверждающие-добитьсяодобрения ·ознакомительные–узнатьцели,мнениепартнера ·однополюсные–повторениевопросапартнера(чтобыонпонял,чтовыегопонялиидлявыигрышавремени) ·встречные–приправильнойпостановкеведутксужениюразго-вораиподводятпартнеровближексогласию ·направляющие–еслипартнеротклоняетсяоттемы ·провокационные– установить,чего действительно хочет парт-неривернолионпонимаетситуацию;сбитьстолку,обвинить, разо-блачить ·вступительные–заинтересоватьпартнеравразговоре;могутсо-держатьуказаниенавозможноерешениепроблемы ·заключающие–для подведения итогов делового взаимодейст- вия.
· вопросы-сценарии–сихпомощьюспрашивающийвыстраивает гипотетическуюпоследовательностьфиктивных событий.Задаетсяпредположительнаяситуация, якобынесвязаннаяреальностьюИвэтойякобыситуациидействуетотвечающий(предположим,что…;пред-ставим,что..).Получениеинформацииздесьнеглавное:терапевтиче-скаяцель–вснятиипсихологическихбарьеровиливпризывексобе-седникуизменитьсвоемнениевследствиетого,чтоеговынудилипо-иномувзглянутьнаситуациюНегативныецели–поставитьчеловекавтупикилизаставитьнегативноотозватьсяодругих. Примерпозитивноговопроса-сценария:Представимтакуюси-туацию:мысогласныпринятьвашеусловие.Когдавтакомслучаевыготовыначатьработу? Примернегативного:Предположим,чтопередвамисейчас–тотжесамыйвыбор,которыйпривелкроковойошибкетогда:какбывыпоступилисейчас? · определительные вопросы– требуют сужениянекоегообоб-щенногопонятияилипереводаспециальноготерминанаобщепонятныйязык.Какбывыопределилипонятие«плохая организацияотчетно-сти»?; Какпомнениючеловека,неявившегосяназащитупроекта,сле-дуетопределитьпонятие«ответственность»? · вопросы-мостики–помимособственновопросасодержаткако-го-либоутверждение–констатациюфактовилидаже оскорбление, иэто развернутое высказывание определяет содержаниеответа.Такимобразом,разговорфиксируетсяна определенныхтемах,адискуссииидетвокругсодержаниязаданногоопроса:Вы–экспертвобластиан-тикризисногоуправления.Каквысчитаете,мыучливсенеобходимыекритерии? Негативный–«Чтокасаетсяпроектов,тонекоторыеизнихвыужепровалили,авамужеудалосьнайтифинансированиедляновых?» · психологическиевопросы–заставляютсобеседникараскрыватьсознательныеибессознательныепереживанияи чувства,скрытыемоти-высвоихдействий.Позитивнаяцель–придатьсказанномуэмоциональ-нуюокраску,датьпартнерувозможностьописатьпережитоеимсостоя-ние:Каквыпережилипотерюработы?Негативная–привнестивбе-седуэмоции,чтобызаставитьсобеседникаоправдываться:Послетогокаквастакраскритиковали,какнаэтореагироваловашеокружение? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 157. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |