Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология – подробно. Старинные инструменты. Скрипачи и скрипки




Петербург. Горонок: Скрипка Альт Виолончель Контрабас | ВКонтакте: фотоальбомы Василия Бирюкова позволяют рассмотреть этапы изготовления скрипки. Мастерская Сергея Шека.

Ролики: The Violin Maker on Vimeo, The Art of Making, Alma Flamenca on Vimeo, Assignment Discovery: Violin and Viola Makers - Videos.

Процесс. Изготовление скрипки | Музыка. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СКРИПКИ - Группа Токэ-Ча. Реконструкция страдивариевского метода построения скрипки. Construction of a Violin. William Bartruff, Violin Maker - How to Make a Violin. Violin Making. Форум "Классика" - Афиша.

Инструменты. Денис Мацуев: «Культуру в нашей стране разрушить невозможно». Я нахожусь под впечатлением от события, которое произошло на закрытии Люцернского фестиваля. Когда я вышел на сцену, там стоял вот этот рояль. Это рояль, на котором играл сам Сергей Васильевич Рахманинов в Сенаре. На сцене инструмент оказался впервые. Супруга Александра Борисовича Рахманинова, внука композитора, сделала такой подарок, и я до сих пор не могу от этого события отойти. Таких роялей больше не существует. Прикоснувшись к такому инструменту, ты сразу мысленно прокручиваешь все довоенные записи Рахманинова, Горовица и всех, кто тогда записывался. После игры на таком рояле ты понимаешь, что то, на чем мы играем сегодня, роялем назвать сложно. Одним словом, впечатление потрясающее. И не только потому, что это выдающийся инструмент, а еще и потому, что с 1929 по 1939 годы на нем занимался, записывал пластинки, сочинял музыку – «Остров мертвых», «Симфонические танцы», «Вариации на тему Корелли», «Рапсодию на тему Паганини» и многое-многое другое – великий русский композитор.

«Верно или нет?»

Для того чтобы сделать скрипку, требуются несколько видов дерева. Из чердачных балок могут выйти отличные скрипки. Для скрипки лучше подходит то дерево, которое «много страдало» (росло в условиях сурового климата и бедных почв). Спиленный ствол некоторое время держат в вертикальном состоянии (чтобы могло происходить сокодвижение). При распиле деревянных чурочек важно расположение годовых колец. Дерево для скрипки готово, когда его клетки мертвы. Лучшие скрипки выходят из груши и ореха. Итальянские мастера 18-го века нередко делали скрипичные деки из клёна для галерных вёсел, который в Италию экспортировала Турция. Звук ледяной скрипки мало отличим от деревянной. Древесина для скрипки иногда пропитывается солёной водой. И нижнюю, и верхнюю деку скрипки делают из двух симметричных частей. «Рёбра» скрипки имеют, главным образом, эстетическое значение. Грунтование дек похоже на бальзамирование египетских мумий. Контуры скрипки родственны контурам самолёта. Скрипку и комара объединяет «любовь» к высоким частотам. Для склеивания частей скрипки используется животный клей. Изготовление «скрипичного» клея – весьма дурнопахнущий процесс. Главная составляющая такого клея – белок. По своему составу клеи для скрипок и для картин почти не различаются. Лучший клей делается из плавательных пузырей осетровых. Математические пропорции скрипки – плод эпохи Возрождения. Выдающиеся скрипичные мастера были и неплохими математиками. Звуковые отверстия в скрипке вырезаются острым ножом. Проверяя акустические возможности готового инструмента, мастер ударяет по нему кулаком. Скрипки Страдивари геометрически различаются своими контурами. В скрипке можно видеть Архимедову спираль. Все необходимые для конструивания скрипки чертежи можно выполнить при помощи циркуля и линейки. Наличие клотоид объединяет скрипки с автомобильными трассами. Скрипку и собор роднит присутствие в них сводов. Хорошую скрипку и хорошую трубку объединяет то, что они становятся лучше, когда первую «разыгрывают», а вторую – раскуривают. Чиненая (или залатанная) скрипка реагирует на изменения погоды так же остро, как ревматик. Вибрация скрипки напоминает по своему характеру вибрацию моста, по которому шагает рота солдат. Футляр для скрипки близок по своему устройству термосу. Некоторые скрипачи сушат свои футляры феном. Миниатюрные танцмейстерские скрипочки помещаются во внутреннем кармане сюртука. Скрипки боятся не столько низкой температуры, сколько её перепадов. Современные скрипичные мастера из Кремоны, по сути, являются олигополией. Есть различные школы настройки скрипок. Скрипка была любимым инструментом Андрея Петрова. На скрипке играли Шерлок Холмс, Эйнштейн, Т.Джефферсон, И.Айвазовский, Пол Пот, Емельян Пугачёв, Махатма Ганди. Орфей играл на скрипке. Император Нерон во время римского пожара 64 года весело играл на скрипке. Английское выражение «То fiddle while Rome is burning» («Играть на скрипке, когда горит Рим») связано с эпизодом игры на скрипке Нерона во время пожара Рима. До сих пор так и не удалось синтезировать тембр скрипки и человеческого голоса. Экспертизу качества скрипок музыканты проводят так: за ширмой скрипачи играют один и тот же музыкальный отрывок на разных инструментах, один из которых эталонный (скрипка старого мастера), а другие – тестируемые. Смычок принял свою сегодняшнюю форму гораздо раньше скрипки. Смычок – это: волос + трость. Смычок нетрудно изготовить самому (если же, не обладая ремесленной хваткой, вы решились на покупку смычка в магазине, помните: вес его не должен превышать 250 грамм, толщина трости - не более 15 миллиметров, боковая искривленность - не свыше 25 градусов, волоса должно быть не менее двух десятков, а винт натяжения обязан поворачиваться хотя бы при помощи плоскогубцев) (И.Ксов, «Самая лучшая школа игры на скрипке»). Щипковые инструменты появились раньше смычковых. Скрипичные смычки нередко пахнут хвоей. Первоначально смычок очень напоминал лук (смычок). Смычок схож с туфлями тем, что его надо выбирать самому. Смычковый волос прокаливают на огне для шлифовки. Можно водить канифолью по смычку, а можно – смычком по канифоли (так же, как в некоторых странах (Индия) принято поворачивать при чистке картофелины саму картофелину, а не нож). У скрипки четыре струны, настроенные по квинтам. Струны вполне можно заменить конским волосом. Прежде струны делали из кишок или жил. В наше время струны можно сделать из паутины («Паучья» скрипка | GEO). Скрипичные струны выгоднее и проще покупать в магазине «Рыболов-спортсмен» на катушках по 50 и 100 метров (И.Ксов, «Самая лучшая школа игры на скрипке»). Струны к колкам скрипки и верёвка к детским санкам хорошо крепятся одинаковым узлом (Такелажное дело - Штандарт). Когда возле паучих убежищ играют на скрипке, пауки выбираются на паутину, дабы насладиться её звучанием (вариант: когда возле паучих убежищ играют на скрипке, пауки выбираются на паутину). Во времена Моцарта кларнетистов было с избытком, а скрипач – редкость. Бура, которой обрабатывали раньше скрипки – это инсектицид. Накладывание лака – самая длительная стадия в изготовлении скрипки. Некоторые мастера считали русские янтарные масляные лаки лучшими в мире (А.Леман – Книга о скрипке). Анилиновые красители вытеснили в начале 20-го века марену (естественный краситель). Неправильная лакировка инструмента пагубно сказывается на его резонации. Скрипки Страдивари – ярко-красные. Рецепт лака скрипичных мастеров прошлого до сих пор не открыт. Лак Страдивари не сильно отличается от лака мебельщиков того времени. Ученики старых итальянских мастеров давали клятву о неразглашении секретов создания скрипок. Страдивари – самый плодовитый из мастеров прошлого. Во времена Страдивари ещё не было никаких симфонических оркестров. В скрипках Страдивари присутствует вулканический пепел. Были периоды (например, 18-й век), когда скрипки Страдивари отнюдь не были самыми дорогими (скажем, уступали скрипкам Амати или Штайнера). Страдивари схож с Рембрандтом большим числом подделок своих работ. Бóльшая часть работы по созданию скрипки (как и при написании картин в художественных мастерских) выполнялась не мастером, а его учениками. Джузеппе дель Джезу Гварнери делал скрипки, даже будучи заключённым в тюрьму (А.Леман – Книга о скрипке). Лак со скрипок (как и чернила с пергамента) надо не смывать, а счищать. Скрипку можно протирать луковым соком и льняным маслом. Украинские народные исполнители смазывали скрипки смальцем. Кисточки для окраски скрипок должны быть из барсучьего или беличьего волоса. Шеллак применялся и в скрипках, и в грампластинках. Скрипку шлифуют при помощи пихтового или лавандового масла. Скрипка – один из самых любимых инструментов в фильмах ужасов. Существуют разные типы рассадки скрипачей в оркестре. Бетховенский «Сурок» написан для скрипки. Антонио Вивальди не только писал музыку, но и делал скрипки. Скрипка – важнейший этнический инструмент венгров. Вот классификация музыкальных инструменто: идиофоны (к которым относится и скрипка), мембранофоны, аэрофоны, хордофоны и электрофоны. На звучании скрипки может сказаться вес подбородка музыканта. Покупка скрипки была доступна для любого советского человека. Скрипка размера 1/8 – детская. Отверстия в скрипке называются «эфами», потому что делаются в форме буквы f. В скрипке есть пружина. По скрипке перед выступлением настраивается весь оркестр. Скрипачи глуховаты на левое ухо. Некто Людвиг Шпор изобрёл салфеточную дирижёрскую палочку и скрипичный подбородник. Ограбление знаменитого советского скрипача Давида Ойстраха стало основой для романного сюжета. Скрипка с порванными струнами играет символическую роль в картине Ганса Гольбейна Младшего «Послы». В Италии 16 – 17 веков скрипка являлась чисто мужским инструментом. Марк Шагал – один из самых «скрипколюбивых» художников. Движения маленькой клешни самца одного из видов краба относительно большой его клешни очень напоминают движения смычка относительно скрипки (Для демонстрации крупной клешни краба нужно согнуть левую руку в локте перед собой или немного левее корпуса так, чтобы ладонь оказалась примерно на высоте шеи, а локоть примерно на уровне живота. Ладонь можно сложить так, чтобы четыре пальца образовывали одну часть клешни, а большой палец – другую. Правой рукой следует подносить воображаемую пищу ко рту, беря ее не перед собой, а немного правее корпуса, и разгибая локоть почти полностью. Автор: Трефилов). Существует гибрид скрипки и электроскрипки. Звук скрипки формируется на рсстоянии 2 – 3 метров от инструмента. Играя на скрипке, нельзя вытягивать мизинец. Игру на скрипке и жонглирование мячиками объединяет важное значение работы ног. Петербургский климат не очень благоволит скрипкам. Хороший скрипичный мастер должен иметь два образования: музыкальное и скрипкостроительное. Скрипка должна иметь сертификат. Не всякую скрипку можно вывезти за границу. Помимо паспорта для скрипки требуется отдельный паспорт и для смычка. Покупка фабричных скрипок – хорошая инвестиция (поскольку их цена, как цена вин, со временем только растёт). Мастер может определить примерную стоимость любой скрипки по фотографии. Скрипка постоянно принимает и отдает влагу (отчего пространство внутри неё то суживается, то расширяется). Ремонт скрипки может оказаться гораздо дороже самой скрипки. На каждом этапе изготовления скрипки производится замер её веса и размеров. Талия нужна скрипке, чтобы было удобнее играть смычком. У скрипки есть «головка», «пяточка», которая подпирает «шейку», и даже – «душка». Виольное и скрипичное семейства весьма различны. Борьба виол и скрипок в 18-м веке имела во многом социальный характер. Приёмы игры на виоле похожи скорее на гитарные, чем на скрипичные (Какие родственники у нюкельхарпы?). Давление на струны пальцами, кистью и рукою – очень различаются по создаваемому эффекту. Жёсткость дерева можно определить по звуку падения бруска на твёрдую поверхность. Музыкант со смычковым инструментом есть на фреске Софийского собора в Киеве. Норвежские народные скрипки жгли, как ведьм. Лучше завернуть скрипку в детскую пелёнку, чем в шёлковый шарф. Корпуса старинных народных смычковых инструментов имеют явное сходство с долблёными корытцами, посудой, ковшами, детскими люльками; а их завитки (головки) – с ручками черпаков, вальков для стирки, досок для резки, где этот завиток предназначался для подвески предметов на веревке, крае ведра или доски (Л.Гинзбург, В.Григорьев «История скрипичного искусства»). Вязание на спицах позволяет развить необходимую гибкость пальцев (И.Ксов, «Самая лучшая школа игры на скрипке»). Скрипач Уоллес Хартли и его оркестр играли во время крушения «Титаника» до самого конца (чтобы пассажиры не паниковали, забираясь в шлюпки). При выделке скрипок требуется большой набор инструментов (ножницы, дрели, лобзики, долота, пилы, рубанки, фуганки, рашпили, столярные ножи, стамески, коловороты и т.д.). Раньше из инструментов, прошедших чинку, удаляли пыль при помощи всыпаемой внутрь горсти тёплого овса. «Индивидуальным» подходом к каждой частоте скрипка наоминает ксилофон. У каждого квадратного сантиметра деревянного корпуса скрипки должны быть разная толщина и плотность. На советских мебельных фабриках делали отличные скрипки. В XVII веке нота камертона «ля» была на полтона ниже, чем сейчас (http://www.stradivari.ru). Есть мошеннический бизнес по подделке на скрипках клейм и семейных вензелей старых мастеров. Скрипка Страдивари – квестовый предмет в игре Fallout 3. Существуют глушители, позволяющие тем, кто занимается на скрипке дома, не беспокоить соседей. Саввар и Вильом сделали трапециевидную скрипку. Сами по себе струны почти не издают звука (для этого энергия вибрирующей струны должна передаться корпусу) (ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®). Природа скрипичной акустики до конца не пóнята. Струны для скрипки, как правило, в несколько раз дороже струн для гитары, хотя их всего четыре и они намного тоньше и короче. В хранилище Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов прохладно (16° – 18°). Громкость звучания скрипки зависит только от её «децибельных» характеристик. Качество звучания скрипки можно оценить с помощью осциллограмм. Большинство итальянских скрипок сегодня делается из китайских заготовок. Изобретение Гутенберга изменило отношение к музыке. В Советском Союзе подделки старинных скрипок выполнялись, главным образом, в Грузии.

Задание. Попробуйте выделить и зарисовать этапы «рождения» скрипки (без предварительной подготовки и каких-либо справочных материалов – исходя лишь из умения расчленить скрипку на логические фрагменты).

Подберите разные по характеру киноэпизоды, в которых звучала скрипка. Например, фильмы ужасов: «Психо» Хичкока (знаменитая сцена в ванной); «Сияние» Кубрика. См. Мелодия для маньяка - Журнал 'Техника и технологии кино', 1975-OFFICIAL JAWS Theme John Williams.

Контрапункты. «Скрипки: Первая и Вторая». Оркестр как сложное коммуникативное пространство.

Ъ-Огонек - Скрипка-судьба - Коммерсантъ («Огонек» обратился к первым скрипкам известных российских оркестров с вопросами: почему выбрали профессию музыканта и помнят ли свои первые инструменты?).

Раздумья. Совпадение эстетического и утилитарного. Изогнутые линии – в мире прямых и углов. Скрипка создаёт «дистанцию»: с ней не попанибратствуешь. Скрипка требует осанки.

Номера и образы

Видео | Леонид Енгибаров (номера Енгибарова («Зонтики», «Акробат», «Скрипка», «Скакалка», «Тарелочки») могли бы войти и в рубрику «Вещи», поскольку являются своего рода кейсами на тему «Комическое воплощение вещи»).

Андрей Тарковский «Каток и скрипка» (1960) – на Яндекс.Видео.

Ман Рэй. Скрипка Энгра – Time Out.

Скрипка в кино | Анна Благая (советский сериал «Никколо Паганини» с Леонидом Коганом, фильм Эмиля Лотяну «Лаутары» (лаутары – это румынские/молдавские бродячие скрипачи), «Репетиция оркестра» Феллини и т.д.). Документальные фильмы о скрипке и скрипачах: «Олег Каган. Жизнь после жизни» (реж. А.Хржановский), «Искусство скрипки» (реж. Бруно Монсенжон).

Анна Благая: стихи, проза и т.д. Маяковский. Скрипка и немножко нервно. Анненский. Смычок и струны. Мандельштам. За Паганини длиннопалым… (Скрипачка). М.Цветаева. Какой-нибудь предок мой был – скрипач. М.Цветаева. Ручьи. Маршак. Скрипка. А.Блок. Скрипка стонет под горой. А.Блок. Смычок запел. Б.Заходер. Скрипач. А.К. Толстой . Бальмонт . Блок . Мих. Синельников . В.Гюго . Окуджава . Юнна Мориц . М.Цветаева . П.Антокольский . Вертинский. Мандельштам. И прадеда скрипкой гордился твой род… В.Набоков и скрипка. Милорад Павич (сербский писатель, изобразивший себя со скрипкой вместо головы): фрагменты из романов и рассказов, где говорится о скрипке (Рассказ про яйцо и смычок (из Хазарского словаря). Про скрипку и пять стихий: фрагмент из романа Обратная сторона ветра). Образы скрипки: Ангелы со скрипками (фрески). Скрипка и живопись еще образ… Скрипка и фотография. Скрипка на плакатах. Скрипка в аниме (японских мультфильмах). В советских мультиках. Скрипка и Микки-Маус (скрипка в американских мультфильмах). Кузнечики-скрипачи в мультфильмах. Скрипка и граффити. Биографии скрипачей. Пословицы и поговорки о скрипке. Мифы и легенды о скрипке (скрипка в литературе).

Раабен (фрагмент книги об истории скрипки): Скрипка была излюбленным инструментом бродячих музыкантов. С ней шли они из города в город, из одного села в другое, принимая участие в народных праздниках, играя на ярмарках, в кабачках и трактирах, на свадьбах и похоронах. О распространенности скрипки в народе свидетельствуют многочисленные картины художников: Тенирса («Фламандский праздник»), Дитриха («Бродячие музыканты»), Дюжардена («Савояр»), ван Остаде («Голландский скрипач») и многих других. Скрипка была столь долго «низовым» инструментом, что к ней установилось даже пренебрежительное отношение. Un violon часто использовалось французами как презрительный термин, прозвище никчемного человека, чудака и даже как ругательство. «Sentir le violon» («пахнет скрипкой») означало обеднеть, стать жалким. Приводя все эти факты, профессор Б.А. Струве, добавляет: «Слово «violon» теряет здесь вовсе музыкальное значение и становится синонимом отверженного обществом человека».

Lenta.ru: Культура: Босх им судья. Знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»: оксфордские музыковеды взяли и сконструировали музыкальные инструменты из босхианского ада. Одного взгляда на «Сад земных наслаждений» достаточно, чтобы понять: гибрид лютни и пронзающей ее своим основанием арфы не зазвучит никогда, он и не создан для того, чтобы звучать. Вряд ли получится сыграть и на немыслимо закрученной трубе и непропорциональном шалмее... При попытке изготовить колесную лиру – довольно монотонный средневековый инструмент, по звучанию несколько напоминающий скрипку - выяснилось, что струны расположены совсем не так, как нужно, одна и вовсе лишняя, а саму лиру будет очень сложно держать в руках, то есть сыграть на ней не получится.

Позитуры. Задание. По расположению рук или пальцев (без инструментов) определить смысл выполняемого действия.

Начала. С чего начинается: обучение скрипке; подготовка инструмента к выступлению; проверка качества скрипки.

Школы. Violin Making Schools - David T. Van Zandt.

Предметы в школе: связь со скрипкой:

Обществознание. Скрипка как «социальный лифт» (еврейский вопрос). Скрипач-левша: переобучиться или перестроить скрипку? Учитывая то, что инструменты созданы для правшей, возникает проблема размещения музыкантов в оркестре.

Проблемы «культурной среды». Строительство концертных залов. Дебаты: строительство «Мариинок – 2 и 3» – благо для Петербурга или нет.

Чайковский после Октябрьской революции был сочтён вредным композитором.

МХК. Культурологически значимый сюжет – «Пляска смерти» (Danse macabre). Симфоническая поэма «Пляска смерти» Danse macabre», op. 40) Камиля Сен-Санса (Camille Saint-Saens) и др. произведения.

ИЗО. Черчение. Цвета (древесины, лаков и т.д.) и контуры скрипок.

Физкультура. Шесть уроков с Иегуди Менухиным. Сборник Иегуди Менухина – просто пособие по физкультуре (много упражнений на дыхание, растяжку и т.д.).

Почему метание копья называют «скрипкой лёгкой атлетики»?

История. Литература. Русский язык.

Л.Гизбург, В.Григорьев «История скрипичного искусства»: Впервые упоминание об инструменте смычкового типа под названием «смык» встречается в Патриаршей, или Никоновой, летописи (1068) и «Кормчих книгах» XII века. Это название, а также обозначение исполнителя на данном инструменте – «смычек» («смычьк»), «смычник» – встречаются в различных русских источниках вплоть до 2-й половины XVI века. Такое название могло происходить либо от глагола «смыкать» (смыкание-замыкание концов лукообразного смычка), либо от старославянского глагола «смыцати» – тащить, волочить (в польском языке «смыч» – поводок). В древнеславянском языке глагол «смыкать» означал также «шмыгать», тереть, дергать («смыкати» в современном украинском языке – дергать), а также, позднее, приобрел и новое, производное значение – «водить смычком по струнам». Процесс исполнения на смыке обозначался как «гудение» («гудение лучцом») – от древнеславянского слова «гудьба» – игра на смычковом инструменте, связанная прежде всего с пляской, тогда как игра на щипковых инструментах (гуслях, лире и др.) называлась «бряцанием»... Большой интерес представляет фреска XV века в церкви Успения в селе Мелётове под Псковом. На ней изображен сидящий скоморох, играющий прямым смычком на трехструнном инструменте, зажатом между колен.

Зоорландия – страна, выдуманная героями набоковского «Подвига»: «Искусства и науки объявлены были вне закона, ибо слишком обидно и раздражительно для честных невежд видеть задумчивость грамотея и его слишком толстые книги. Бритоголовые в бурых рясах, зоорландцы грелись у костров, в которых звучно лопались струны сжигаемых скрипок, а иные поговаривали, что пора пригладить гористую страну, взорвать горы, чтобы они не торчали так высокомерно».

Экономика. Математика. Спрос на музыку. Скрипки и дилеры. Маркетинговые акции. Почему растёт рынок музыкальных инструментов? Проблема подделки (Австрийский арт-дилер оказался мошенником). Почему сложно продать ворованного «Страдивари»? Скрипка как инвестиция. Что лучше: менее именитая скрипка, но целая, или более именитая, но с трещинами? Если цель – не играть на скрипке, а инвестировать средства, – её лучше законсервировать или периодически разыгрывать? На сколько важно наличие документов? Насколько ликвидны скрипки? Какие скрипки дорожают - Forbes.ru: Скрипка, изготовленная мастером, как и любой предмет искусства, может быть объектом инвестиций. И покупка скрипок, если судить по последним десятилетиям, стала беспроигрышной инвестиционной идеей. Рост стоимости скрипки работы Страдивари или Гварнери опережает рост стоимости золота и фондовых рынков. С 1960 по 2008 год цена скрипок Страдивари выросла на 26 000% (оценка сделана на основе результатов наиболее удачных скрипичных аукционов). За тот же период золото увеличилось в цене на 2500%, а индекс Dow Jones – на 1400%. В 2009 году журнал Time опубликовал исследование экономиста Университета Бранделз Катерины Градди, показавшее, что скрипки стоимостью более $100 000 не падают в цене даже во время экономических кризисов. С 1850 по 2009 год цены на высококачественные инструменты росли в среднем на 3% в год в реальном выражении, то есть опережали инфляцию. Несмотря на устойчивый рост цен, считается, что раздуть «скрипочный» пузырь невозможно... Переоцененные активы фондового рынка обязательно упадут в цене, а вот даже переоцененная скрипка оправдает вложения максимум за пять лет. Скрипки покупают на аукционах домов Sotheby’s и Christie’s, за последние годы сильно продвинулся в продажах редких инструментов специализированный аукционный дом Tarisio. Активную роль играют дилеры, организующие частные продажи. Основной рынок формируется из инструментов «новых мастеров» конца XIX – начала XX века, а также скрипок, сделанных современными итальянскими лютье и мастерами Германии, Англии и Франции. Вложение в скрипки, как и любые инвестиции, несет в себе некоторые риски. Во-первых, современные скрипки с годами могут подешеветь. Эта тенденция меняется лишь после смерти мастера. Во-вторых, с развитием технологий возрастает число подделок.

Музыка денег: Скрипки – привлекательный объект для долговременных вложений, говорится в недавнем докладе лондонского Центра исследований экономической политики (CEPR). С 1850 по 2006 год прибыль от инвестиций в эти инструменты составила 3,3%, а это выше, чем доход от вложений в государственные облигации – 2,19% за тот же период. Все цифры, естественно, учитывают инфляцию. Правда, на короткой дистанции (1980–2006 годы) прибыль от скрипок (3,97%) отстает от роста индекса S&P 500 (9,18%), гособлигаций США (6,63%) и инвестиций в произведения искусства (7,74%). И хотя они в целом менее прибыльны, чем другие активы, зато стоимость скрипок увеличивается, когда акции и облигации падают. Это делает их хорошими кандидатами на включение в портфель состоятельного инвестора, говорится в исследовании CEPR. Неудивительно, что сейчас, когда ситуация на финансовых рынках нестабильна, альтернативные инвестиции набирают популярность. Например, в ноябре экс-министр финансов Голландии Геррит Залм создал интернет-биржу для торговли виски. После покупки даже не обязательно забирать бутылку. Можно оставить ее на хранение г-ну Залму и перепродать в Интернете, когда она подорожает. Это уже больше похоже на спекуляцию акциями, чем на торговлю алкоголем. Побудить к альтернативным инвестициям может не только тяга к прекрасному или желание получить прибыль. Как ни странно, но иногда бывает не на что тратить деньги кроме как… на чай. Так, в Китае доходы населения росли вместе с экономикой, но число объектов для инвестирования не увеличивалось – только ценные бумаги и недвижимость. Вывести средства на международные рынки китайцы не могли. В итоге они стали вкладывать средства в пуэр. Этот сорт чая известен тем, что не только не портится, но и улучшает свойства со временем, поэтому его можно хранить годами. В КНР начался настоящий пуэрный бум – за несколько лет 1 грамм подорожал с 1 до 100 долларов, а некоторые особо ценные сорта продаются буквально на вес золота. Правда, этим летом на рынке пуэра (почти как на настоящем фондовом рынке) произошла коррекция – цены упали на 15–50%. Это связано не только с перепроизводством товара, но и с тем, что многие компании стали изготавливать низкокачественный чай, а это отпугнуло покупателей. «У таких объектов инвестиций, как коллекционное вино, живопись и антиквариат, есть минус – высокий порог входа. Например, если вы решили купить вино, то, во-первых, хорошее дорого стоит, во-вторых, покупать имеет смысл как минимум ящик, в-третьих, необходимо обеспечить условия хранения», – сообщил «НИ» профессор Российской экономической школы Алексей Горяев. Поэтому в эти вещи инвестируют богатые люди, как правило, на длительный срок (10–20 лет), и их доля в инвестиционном портфеле составляет 1–2%. Остальное – более традиционные вложения: акции, облигации, недвижимость. Одна из причин этого – коллекции алкоголя, автомобилей или живописи нельзя продать так же быстро, как ценные бумаги.

На чем играют инвесторы - PBWM.RU: Согласно исследованию Anchorage Capital Investment Management (ACIM; компании, занимающейся инвестициями в музыкальную индустрию) на основе The Liv-Ex Index (вино), Mei Moses All Art Index (искусство) и The 42 Guitar Index, за период с 1970 по 2008 год винтажные гитары вышли по доходу на показатель 175% и, таким образом, обогнали по рентабельности любые арт-объекты, золото, вино и промышленный индекс Доу-Джонса. Однако не меньший интерес представляет динамика одного The 42 Guitar Index – индекса, в основе которого лежат 42 гитары (включая басы), выпущенные фирмами Gibson, Fender и Martin между 1952 и 1969 годами и находящиеся в идеальном состоянии. The 42 Guitar Index очень консервативен: это своеобразная корзина из наиболее востребованных серийных винтажных гитар (но не «голубых фишек» индустрии), не имеющих удорожающей их истории или связей с именитыми личностями. Она не отражает ни изменений вкусовых предпочтений потенциальной аудитории с течением лет, ни ценовых тенденций наиболее дорогих и уникальных гитар. В реальности рынок способен на большее. Стоимость владения любым произведением искусства или раритетным инструментом складывается из многих факторов, в случае же гитар из общего списка зачастую исключается страхование. Необязательным его считают музыкант Андрей Макаревич и Томми Бирн, вообще спокойно относящийся к вопросу издержек. «Это очень простая штука, – уверяет последний. – В основном она сводится к тому, чтобы создать в помещении, где содержатся инструменты, соответствующую атмосферу. Если хранить их в жестком кофре вдали от сухого или влажного климата, то, считай, 90% сделано. Конечно, на них хорошо бы играть, но если этого не делать, то они не сломаются. Также во время транспортировки струны могут оказывать чрезмерное давление на гриф и корпус, поэтому их следует ослаблять. И разумеется, гитары следует держать чистыми, однако не менять никаких оригинальных частей, так как они чрезвычайно важны для общей стоимости инструмента, и ни в коем случае не перелакировывать его. Нанося новый слой лака, вы тут же теряете 50% своих инвестиций». Куда сложнее обстоит дело с классическими инструментами. Скрипки инвестиционного качества хранятся ответственным, защищенным образом, а также обязательно страхуются на предмет утери или физической порчи, при этом стоимость страховки существенно зависит от условий хранения: она наиболее высокая для оркестрирующих музыкантов, наиболее низкая для хранилищ частных банков.

Где и как создаётся добавленная стоимость скрипки? Вопросы аренды скрипок.

Товары-комплементы. Что ещё приобретают в мастерской при покупке скрипки? Аксессуары (http://www.gostrings.com).

Рынок скрипок – хороший пример ценовой дифференциации.

Могут ли китайские скрипачи спровоцировать обвал цен на рынке исполнительских услуг?

Классическая музыка и престижное потребление (Жирная классика. Рынок интеллектуальной музыки в России).

Физика. Химия. В Японии создали копию скрипки Страдивари из магния: На японском заводе «Ямасита», где изготавливают обтекаемые носовые части для сверхскоростных поездов, создали точную копию скрипки Страдивари «Мессия» из серебристо-белого металла. Ее звучание практически неотличимо от скрипок, сделанных из дерева. Ранее они пытались сделать «Мессию», которая считается вершиной творчества Страдивари, из алюминия, но она оказалась в два раза тяжелее оригинала, который весит 500 граммов. А скрипка из магния весит почти столько же, сколько и шедевр, – 539 граммов. Теперь мастера планируют создать из магния виолу и виолончель. Их цель – струнный квартет из магниевых музыкальных инструментов.

Почему постоянные усилия (при игре) не деформируют скрипку?

Где при изготовлении скрипки требуется спирт?

В чём состоит проблема информационной ассиметрии при покупке скрипки?

Для чего нужен камертон?

Есть ли у скрипки аналог «лысых молоточков» рояля?

«Акустическая десятка». Найдите 10 самых акустически интересных мест Васильевского острова. Продумайте маршрут «акустической» экскурсии по Петербургу.

Вопросы.

Violin Quizzes - Violin Quiz - ProProfs.

Согласно легенде, зимой среди тирольских елей присматривали ту, на которую садились птицы, затем внимательно прослушивали ее стетоскопом, затем спиливали таким образом, чтобы она не упала, а была осторожно опущена на землю. После этого выбирали один кусок в районе нижнего среза, а остальной ствол рубили на дрова. Как использовали этот кусок? Ответ: Из него делали верхнюю деку скрипку. Автор: Владимир Мкртумов.

В связи с предполагаемым созданием автономии под названием ЖНР в армии Западно-Украинской Народной Республики в 1918-1919 годах появилось национальное воинское подразделение. Его оркестр состоял всего из трех человек, которые играли на одном и том же инструменте. На каком? Ответ: На скрипке. Комментарий: Предполагалось создать еврейскую автономию, и в связи с этим появились отряды из евреев. А скрипка – традиционна для еврея-музыканта. Автор: Евгений Машеров.

Скрипачи. (Вадим Карпенко). 1. В конце XX века она отстранила от дел своего менеджера-маму, а после знакомства с бизнесменом Дайонелом Кателаном решила отойти от активной музыкальной деятельности и пожить просто для себя. Ответ: Ванесса Мэй. 2. Именно он автор посвящения сестре всемирно известного уроженца Аяччо, специально написанного для двух струн скрипки – ми и ля. Ответ: Никколо Паганини (уроженец Аяччо – Наполеон). 3. Именно он, несмотря на профессиональную болезнь правой руки, за время Второй мировой войны дал около 500 концертов во всех военных лагерях – от Алеутских островов до Карибского моря. Именно ему Джордже Энеску завещал свои драгоценные скрипки. Ответ: Иегуди Менухин. 4. Именно этот версалец был членом придворной капеллы Марии-Антуанетты, личным камер-музыкантом Наполеона, директором оркестра Гранд-Опера. Ответ:Рудольф Крейцер. 5. Еще при жизни его прозвали Аркомелио Эримантео – «поющий смычок». Мировую славу этот член «Аркадской академии» завоевал ведя скромную жизнь, не выезжая за границу. Ответ: Арканджело Корелли.

Известно, что Паганини всю жизнь играл на одной скрипке, работы Гварнери. Как эта скрипка называется сейчас? Ответ: Вдова Паганини. Автор: Антон Мирошниченко.

У американских индейцев существовала очень своеобразная разновидность скрипки. Она представляла собой гриф с одной-единственной струной. Перед началом игры конец грифа нужно было зажать зубами. Как признался в своей автобиографической книге Андрей Макаревич, игра на такой скрипке – единственный известный ему пример чистого искусства. Что дало ему основание для такого высказывания? Ответ: Музыка слышна только самому музыканту. Комментарий: Если гриф зажат в зубах, голова играющего становится резонатором; соответственно, музыка звучит только внутри головы. Автор: Игорь Мальский.

Английский кузнец Фолей, живший в XVIII веке, считается основоположником одного из самых доходных сегодня занятий. Проявив неожиданный интерес к музыке, он со скрипкой в руках в качестве бродячего музыканта исколесил пол-Европы, а вернувшись домой, сколотил солидное состояние. Чем занимался Фолей на континенте, кроме игры на скрипке? Ответ: Промышленным шпионажем.

Этот человек обладал незаурядными музыкальными способностями: он играл на скрипке Гайдна, Моцарта, Бетховена, был первой скрипкой в оркестре, давал сольные концерты. Будучи литератором, писал тексты к оперным постановкам. Однако в русской литературе он остался, как символ жанра, которым владел в совершенстве. Кто же это? Ответ: И.А.Крылов. Автор: Анатолий Белкин.

Скрипки, контрабасы, туба, барабаны, гобои, валторны, литавры. Среди перечисленных предметов есть геометрическая фигура. Какая? Ответ: Трапеция. Автор: Ашот Гомцян.

В древнем мире смола этого дерева использовалась для лечения дизентерии и ожогов, укрепления выпадающих зубов, окраски стекла, мрамора, драгоценных камней и даже как губная помада. Этой смолой были пропитаны скрипки итальянских мастеров. По легенде, это дерево выросло после поединка, в котором слон победил своего врага. А кто был этим врагом? Ответ: Дракон, из крови которого и выросло драконово дерево. Автор: Дмитрий Жарков.

В честь автора метода раннего обучения детей музыке Синити Судзуки названы несколько музыкальных инструментов, предназначенных для такого обучения. Например, инструмент, похожий на гитару, называется стрАтодзУки. А как называется инструмент, похожий на скрипку? Ответ: Страдидзуки. Комментарий: В первом случае Стратокастер + Судзуки, во втором – Страдивари + Судзуки. Автор: Дмитрий Жарков.

Резонанс. (Елена Полонская (Киев)). 1. Эта механическая резонансная система большинству из нас известна с детства. Чтобы ввести ее в резонанс, достаточно, находясь в высшей точке, выпрямить ноги, а в нижней – поджать их. Ответ: Качели. 2. Струны и корпус скрипки, трубка флейты, мембрана барабана – всё это именно они. Ответ: Резонаторы. 3. Из-за опасности резонанса именно эта команда подается при переходе мостов. Ответ: Сбить шаг, шагать не в ногу. 4. Для достижения электрического резонанса в колебательном контуре необходимы эти два элемента. Ответ: Емкость и индуктивность. 5. Исследуя периодичность наступления ледниковых периодов, ученые открыли явление, получившее именно такое название. Ответ: Стохастический резонанс.

То, в каком виде мы можем увидеть ЭТО сегодня, было впервые сконструировано в XIX веке мастером из английского Бирмингема Джозефом Хадсоном. Любопытно, что изобретатель понял, как лучше должно функционировать ЭТО, уронив как-то свою скрипку на пол струнами вниз. Назовите как можно точнее лондонский объект, благодаря которому к Джозефу пришел первый его значительный финансовый успех. Ответ: Скотланд-Ярд. Комментарий: Хадсон разработал свисток (с шариком внутри), которым вскоре стали пользоваться полицейские и футбольные судьи. Тогда полиция из Скотланд-Ярда заказала у Хадсона довольно крупную партию свистков. Автор: Артем Матухно.

Социальный проект

Попробуем на примере изучения процесса создания музыкального инструмента (даже шире – музыки) оформить социальный проект.

См. Гранты и конкурсы.

Вначале определим проблему. Современный человек всё отдалённее от «мест рождения» вещей.

Культура держится усилиями энтузиастов. Это сферы, определяемые немонетарными интересами. Социальная геометрия становится сложнее. А именно в этих «островах» культуры (мастерская «Горонок», петергофская «Школа Канторум» и т.д.) социальные акты имеют другую (далеко не сугубо монетарную) «размерность».

Скрипка – сложнейший инструмент, для овладевания техникой игры на котором надо проделать долгий путь. Блок-флейта или корнамуз куда более доступны.

В России есть недооценка работы «реконструктура» (см. Антон Размахнин: Могут и обидеться - Взгляд).

Музыка как самовыражение.

Личностно-профессиональные проблемы. См. Практическая психология для музыкантов.

Идеи циклов:

«Сотворение» – поэтика производства (не обязательно скрипок – может быть, скрепок или выпечки).

«Похожее на ...» – рассмотрение вещи через её сравнение с чем-то другим (казалось бы, на неё совсем не похожим).

«Кусочки смальты» – извлечение из технологического процесса таких фрагментов, которые могли бы быть опробованы и поняты непрофессионалами.

Книги о профессиях

Чтение вслух фрагмента из книги и составление интеллект-карты.

Рыбаки. Эрнест Хемингуэй, «Старик и море».


Интегрированный урок. Английский язык. Путешествие по Англии










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 394.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...