Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическая концепция Томаса Гоббса
Т. Гоббс наиболее основательно и глубоко из всех мыслителей XVII в. поставил проблему единства эмпирического и рационалистического методов познания. Т. Гоббс был родоначальником семиотики – науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем. Он является основоположником социологии нового времени. Т. Гоббс является продолжателем учения Ф. Бэкона и систематизатор науки. Начиная с Гоббса, сознание рассматривается как картина механического сплетения содержания. За основу познания был принят опыт. Рационализму у Т. Гоббса противопоставлен эмпиризм. Т. Гоббс продолжает традиции скептицизма. Т. Гоббса отличает жесткая логика мышления: “Метод должен соответствовать порядку творения вещей”. Человек, по мнению Т. Гоббса, есть промежуточное звено между природой и обществом. Соотношение физиологических и психических процессов в человеке Т. Гоббс понимал материалистически. Отрицая провозглашенную Р. Декартом независимую от телесного органа духовную субстанцию, он утверждал необходимость наличия у любого рода деятельности реального телесного субъекта. Таким образом, мыслит только материя – телесный организм. Психика – это тень реальных материальных процессов, подчинена законам природы. Всю психику Т. Гоббс сводил к образам: начало всем представлениям дает ощущение; память – представление, отошедшее в прошлое; мышление – течение образов в соответствии с правилом ассоциаций. Сознание – параллельно возникающее проявление этих движений. Продукт чувственного познания, по Т. Гоббсу, - “идеи”, “фантомы” (призраки)”, “фантасмы”, которые он приравнивает к образу материального объекта. Получив “идеи”, люди обозначают их знаками. Т. Гоббс оставляет оригинальное по меркам современности, учение о знаках, их структуре (материал и значение), классификации (сигналы, метки, знаки и т.д.) и роли в познании. “Воображение есть… ослабленное ощущение и присуще людям и многим другим животным во сне и наяву”, иллюзорный плод произвольного духовного творчества. Представление – “это ослабленное ощущение…, когда желаем обозначить саму вещь (…вообразить саму ее)”. Представления возникают из ощущений по закону инерции в виде ослабленного следа. Представления образуют цепь мыслей в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Памятью называется желание “выразить факт ослабления и обозначить, что ощущение поблекло, устарело и отошло в прошлое”. В теории познания Т. Гоббсом утверждается генетический подход, который в XVII в. толковался в смысле последовательной формально-логической конструкции – “метод, согласно которому следует начинать с определений и исключения многозначности”. Т. Гоббс является одним из основателей идеи о равенстве способностей людей. По способностям и “по крови” люди от рождения равны, и “печати” сословности на них нет. То же можно сказать о потребностях и страстях. “Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей…”. Различия в физической силе и уме, по Т. Гоббсу, между людьми отличаются определенным своеобразием, “чтобы один человек мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, на которое другой не мог бы претендовать с таким же правом. Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение наших целей” По Т. Гоббсу, у человека нет врожденных преимуществ друг перед другом, различия возникают прижизненно; различия ума существуют в виде активности и пассивности. “Причины различий ума кроются в страстях, ибо мысли играют по отношению к желаниям роль разведчиков и лазутчиков, ищущих путей к желанным целям”. Но бывают различия в их воспитании и телесном устройстве, отсюда – различия в “объектах страстей”. Т. Гоббс сделал набросок учения об ассоциативных связях в мышлении. Исходным послужил тезис о том, что мысль “может переходить от одной вещи почти к любой другой”. Ученый предложил классификацию случаев сцепления образов сознания друг с другом – типов “переходов мысли”. Объяснительным принципом ассоциаций служил закон механического сцепления психических элементов по смежности. Т. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Четвертую главу “Левиафана” Т. Гоббс назвал “О речи”. Общее употребление речи состоит в том, чтобы перевести нашу мысленную речь в словесную. Речь представляется как результат общения (филогенеза) и процесса освоения исторического опыта человечества: “Дети… вовсе не одарены способностью к рассуждению до тех пор, пока они не получили способности речи; тем не менее они называются разумными созданиями в силу очевидной возможности обладать способностью к рассуждению в будущем”. У Т. Гоббса наметился взгляд на знак как “на то, что представляет нечто иное, от него, знака, отличное”. В структуру знака ученый включал значение и материал. Увидеть социокультурную обусловленность происхождения и эволюции языка в теории Т. Гоббса не представляется сложным. Центральным нервом материализма Т. Гоббса явились социально-психологические проблемы. Стремясь саму политику превратить в науку, он разрабатывал ее основы в русле тех вопросов, которые относят ныне к ведению политической психологии. В вопросах политической психологии четко просматриваются концепции двух состояний во взаимоотношениях людей. Первое из них – естественное состояние – “анархии и взаимной вражды”, когда во взаимоотношениях люди стремятся к собственной пользе, ради чего вынуждены приносить окружающим только вред. Всеобщим принципом в “естественном состоянии” является “война против всех”. Выход из этого состояния подсказывает разум: поиск “подходящих условий мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению”. Результат такого соглашения – государство, в котором осуществляется “владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность”. Второе состояние – это общественное состояние людей, когда продолжают действовать естественные законы, однако в модифицированном виде. “Пламя страстей никогда не просветляет разума”, но они смогли подтолкнуть человека к поиску и принятию мудрого решения. В результате такого “порыва” человек становиться социальным существом, создается язык и система знаков – речь, сделавшая возможной заключение договора. В такой интерпретации антропологии Т. Гоббса просматривается вывод о том, что люди сформировали себя своей собственной деятельностью. Получается, что человеческая мысль создала государство. В теории государства, особенно активно разрабатываемой Т. Гоббсом, значителен социально-психологический компонент. Им формулируется концепция социальных установлений, выдвинуты идеи психологии “толпы” и правителя. Особое значение придается психологическим аспектам в решении проблемы управления. Смелое и последовательное учение Т. Гоббса произвело воздействие на умы выдающихся мыслителей второй половины XVII и XVIII вв. Многое из психологических воззрений начального периода эпохи Нового времени останется непонятным, необъяснимым и неполным, если не учесть плодотворные для науки идеи и концепции Т. Гоббса. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |