Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ибн Аль-Хайсам (лат. Альгазен) (965-1036)




Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Средневековый восточный ученый, выдающийся естествоиспытатель. Комментировал учения Аристотеля, Евклида, Галена. Конкретно разработал один из механизмов психической жизни – зрительное ощущение. Главный труд – “Сокровище оптики”. На основе опытов сделал вывод, что процесс превращения фактов внешнего мира в акт сознания осуществляется при помощи физического механизма, а не путем “истечений” от предмета или глаза. Впервые обратил внимание на длительность психических актов. Экспериментальным путем построил научные основы зарождающейся теории чувственных восприятий. Возвел психологические взгляды на уровень естественно психологические взгляды на уровень естественно-научных закономерностей.

Ибн Тюйфель (лат. Абубацер) (ок. 1110-1185)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Знаменитый арабский средневековый врач, философ, поэт, был в дружеских отношениях с Ибн Рушдом. За еретические взгляды получил прозвище “учитель нечестия”. В дошедшем до нас романе “Хай, ичп якзана” историки усмотрели “психологическую робинзонаду”. Отстаивал прогрессивную мысль о единстве природного мира и его эмоции.

2. Психологическое знание в феодальной Европе

В VIII веке в Европе образовывались монашеские движения (позднее ордены) с многочисленными монастырями, выполнявшими в тот период функции научных центров (обучение молодежи, переводы античных и восточных текстов, накопление и сохранение научных знаний и т.п.). В 1150 году основывается Парижский, а в 1167 – Оксфордский университеты. Число университетов постоянно росло.

Главной особенностью психологических взглядов феодальной Европы явилось противостояние двух направлений научной мысли: номинализма и реализма в рамках схоластики. В рамках номинализма отрицалась реальность существования общих понятий – универсалей. Приверженцы реализма признавали бытие идеальных, независимых от познающего человека объектов (понятий и категорий). Средневековая схоластика (от греч. “схоластикос” – школьный, ученый) претерпела в своей эволюции ряд этапов. Изначально как стиль мышления она характеризовалась принципиальным подчинением теологии формальнологической проблематике, ориентированной на жестко фиксированные логические приемы.

В дальнейшем схоластика понимается как синоним оторванной на некритическом следовании авторитетам. В схоластике имелись различные течения, но общей для них служила установка на комментирование античных авторов при этом позитивное исследование реальных проблем подменялось вербальными операциями. Как следствие, античная, а затем и средневековая науки представляли собой замкнутый нормативный текст (“круг”). Данная концепция была направлена против утверждавшихся в европейских университетах представлений о вечности мира, об уничтожимости индивидуальной души, об относительности истин. Учения античности, “пропущенные” через средневековую схоластику, привели к созданию новых методов анализа психических процессов и явлений сознания – умственному эксперименту, к конкретным и значимым для науки о душе результатам, выразившимся в психологических конструкциях мыслителей данной эпохи.

Святой Августин (354-340)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Один из “отцов церкви”, средневековый ученый, творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианству мировоззрению. Автор учения “волюнтаризм”. Выступал против механической трактов души, за ее целостное понимание. Основные труды: “Исповедь”, “О граде божием”, “Монологи”, “Против академиков”. Приверженец психологизма. Утверждал идею неоднородности мира как непрерывной лестницы существ, восходящей к создателю. Выступал против догматического восприятия истины.

Абеляр П. (1079-1142)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Крупнейший представитель западной схоластики, философ, теолог, поэт в эпоху средневековья. Среди психологических идей выделяется чувственное восприятие в качестве основы знания. Считал, что цель знания – истина. Один из первых попытался объединить номинализм и реализм. К основным сочинениям относят исповедь “История моих бедствий”, “Диалог между философом, иудеем и христианином”, сочинения “Да и Нет”.

Бэкон Р. (1214-1292)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Средневековый английский философ и естествоиспытатель. В критике нравов своей эпохи никого не щадил, включая Папу. За свои идеи, направленные против существовавших схоластических догм, с 1278 по 1292 провел в тюрьме. Новатор в науке и логике, далеко опередивший свое время. Автор 3-х произведений, важнейшим их которых является “большое сочинение”. Главным условием построения новой научной системы считал преодоления схоластических предрассудков. Целью всех наук считал увеличение власти человека над природой.

 

3. Психологическая мысль в эпоху Возрождения

Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественно-научного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии (Дж. Бруно, Б. Телезио, П. Помпонацци). Мастерские художников, скульпторов, граверов и архитекторов стали настоящими экспериментальными лабораториями. Здесь соединялись теоретическая работа и опыт. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии и других наук.

Ученые эпохи Возрождения считали своей главной задачей восстановление античных ценностей. Однако “возрождалось” только то и таким образом, что было созвучно новому укладу жизни и обусловленной им интеллектуальной атмосфере. В этой связи утверждался идеал “универсального человека”.

Психологические теории эпохи Возрождения утвердили зависимость – детерминацию психики человека от его тела и окружающей среды, формируя так называемую “психологию жизни”. Тем самым они подготовили интеллектуальный прорыв в психологических учениях Нового времени, являющихся общенаучной основой современной психологической науки.

Важными особенностями психологических взглядов эпохи Возрождения явились утверждение идей гуманизма и стремление практического использования результатов научных поисков в интересах человека.

Николай Кузанский (1401-1464)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Мыслитель Раннего Возрождения, предвосхитивший главные черты научного мышления Нового времени. За сто лет до Коперника высказал мысль о геометро-механической картине мира. В эпоху Возрождения стал одним из первых защитником механического понимания природы и ее явлений. Среди его сочинений “Об ученом незнании”, “Простец об уме” и др. Процесс познания для него означал бесконечное совершенствование человеческих знаний.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Один из титанов Возрождения представлял новую науку, которая зародилась не в стенах университетов, а в мастерских художников и изобретателей. Смысл научных деяний видел в практической пользе человечеству. Как ученый удивлялся “мудрости” законов природы, а как художник – ее красотой. Пропорции человеческого тела изображал как великолепный анатом, а неповторимость человеческой души – как непревзойденный психолог и живописец.

Помпонацци П. (1762-1525)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Итальянский ученый, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В трактате “О бессмертии души” отвергал возможность рационального объяснения бессмертия души, исходя из теории двойственной истины. В сочинении “о причинах, естественных явлениях или о волшебстве” предлагал объяснить все явления не верой в таинства природы, а естественными причинами. Труды Помпонацци вызвали в Европе движение александристов.

Вивес Х. (1492-1540)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Известный испанский гуманист, педагог. Выступал против схоластики, видел основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте. Во многом предвосхитил методы Ф. Бэкона. Проложил новые пути в психологии и педагогике. Считал главною задачей определение не сущности души, а индуктивное исследование ее проявления. В основу своей психолого-педагогической концепции положил принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности.

Бруно Д. (1150-1600)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Итальянский ученый эпохи Возрождения. В своем учении развивает материалистически-пантеистические взгляды Н. Кузанского и Н. Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты “О бесконечном”, “О монаде, числе и фигуре”, “Изгнание торжествующего животного”, “О сочетании образов и представлений”. Рассуждал о Вселенной как об огромном животном. Считал материю началом, необходимым, вечным и божественным. Считал, что человек представляет собой насекомое, отражение мира. В своем учении утверждал идею всеобщего развития, которому подчинены все душевные проявления человека.

Кампанелла Т. (1568-1639)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Ученый, мыслитель эпохи Возрождения. Сторонник учения Б. Телезио. Его исходной позицией психологических воззрений явился сенсуализм. Теория Т. Кампанеллы направлена против представлений о “формах”, способностях и потенциальных сущностях. В своих трудах описал систему психологических понятий, включая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т.д. Утверждал вместе с понятием существование веры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...