Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.




Краткая аннотация модуля

 

Психологические взгляды средневековья явились важным содержательным этапом в истории развития мировой психологической мысли. Они подготовили почву для утверждения научного уровня последующих психологических изысканий. Как свидетельство тому, в эпоху феодализма продолжают утверждаться объяснительные принципы психологического знания: развития, детерминизма, системности. Они, по сравнению с античными подходами, приобретают несравнимо емкое теоретическое содержание. Более того, эти принципы начинают осознаваться как исходные позиции психологических построений и систем. На их основе развиваются новые представления о предмете психологической мысли. Наряду с “комментариями” античной – аристотелевской трактовки души как источника и способа жизнедеятельности, ученые средневековья предлагают новые, неведомые древности подходы к психическому миру человека, намечают научное понимание сознания как функции высокоорганизованной материи – мозга.

Примечательно, что в рамках средневековой науки четко и ясно (по сравнению с учениями античности) обозначаются ведущие проблемы психологических изысканий: психофизическая, психофизиологическая, психобиологическая, психосоматическая и другие. Предпринимаются значительные и конкретные шаги по их научному решению.

В этой связи историческую роль средневековых мыслителей арабского Востока трудно переоценить, эти ученые не предали забвению прошлые достижения древней и античной цивилизации, а углубили их, в том числе в понимании психики животного и человека. Под воздействием арабских ученых произошла переориентация стиля психологического мышления в сторону сближения с эмпирией, с позитивным знанием об объективной реальности. Здесь утверждается взгляд на природу как процесс, подчиненный естественным законам развития. “Мир, - пишет Ибн Баджа (1070-1138), - является простым единым живым существом, не нуждающимся ни в чем постороннем”. Такой подход становится исходным в объяснении душевных явлений.

Восточная психология средневековья сделала значительный шаг в познании и выделении особенностей, структурных компонентов психического мира человека. Именно в данный период на Востоке утверждаются термины, понятия и категории, которыми пользуется современная психологическая наука. Достижения восточных мыслителей и естествоиспытателей способствовали становлению психобиологии, ее принципов и методов.

С точки зрения развития естественно-научных знаний о душе особый интерес представляет средневековая восточная медицинская психология и психофизиология, в которых важное место отводилось исследованию психических факторов регуляции поведения человеческого организма.

Ученые и естествоиспытатели арабского Востока в период средневековья создали мощный научный потенциал развития всей последующей мировой психологической мысли. Уже в конце Х века один из авторов писал: “Наиболее известные молодые христиане не знают иной литературы и иного языка, чем литература и язык арабов; они … повсюду восхваляют арабскую науку”.

В Западной Европе в средние века под мощными пластами схоластических учений также бил ключ новых идей, обращавших научную мысль к опытно-экспериментальному познанию психики человека. В противовес принятым католическим догмам и приемам выведения отдельных психических явлений их сущности души и дарованных ей свыше сил складывалась новая методология, сердцевиной которой являлись опытный и детерминистский подходы. Появляется доктрина “двойственной истины”, признающая, с одной стороны, неопровергаемые религиозные догматы и познаваемую с помощью разума истину, с другой.

Но и в недрах самой схоластической науки, в рамках борьбы двух непримиримых концепций номинализма и реализма, продолжали утверждаться и развиваться аналитические средства познания психических процессов, интроспективные методы исследования явлений сознания. Именно представители немецкой схоластики Р. Коклениус и О. Кассман в 1590 году вводят в научный оборот термин “психология”. В рамках новой науки складывается понятие о личности, выделяются ее сущностные аспекты и содержательные компоненты.

Средневековый номинализм способствовал развитию естественно-научных взглядов на психику человека, а к знакам как главным регуляторам душевной активности людей впоследствии неоднократно обращались многие исследователи, в том числе психологии ХХ столетия.

Критика схоластики воспитала плеяду ученых, естествоиспытателей, пришедших к выводу, что для понимания сущности психического мира человека нет нужды в общих понятиях. После номиналистов средневековья понятия “дух” и “душа” не использовались (в качестве объяснительного принципа) и до настоящего времени не употребляются большинством психологических школ и направлений.

 Психологические теории эпохи Возрождения утвердили зависимость – детерминацию психики человека от его тела и окружающей среды, формируя так называемую “психологию жизни”. Тем самым они подготовили интеллектуальный прорыв в психологических учениях Нового времени, являющихся общенаучной основой современной психологической науки.

Важными особенностями психологических взглядов эпохи Возрождения явились утверждения идей гуманизма и стремление практического использования результатов научных поисков в интересах человека.

Социально-культурный прогресс человечества обусловил укрепление, а затем и окончательное торжество средневековых достижений мировой психологической мысли в последующие исторические периоды.

Содержание данного модуля поможет студентам в ходе самостоятельной работы более детально изучить данные вопросы.

 



Тематический план

 

В ходе самостоятельной работы студентам предлагается рассмотреть одну из существенных особенностей средневековья, состоящую в единстве таких источников исследования как собственные наблюдения исследователя и религиозные установки:

1. Психологические представления ученых Востока в Средние века;

2. Психологическое знание в феодальной Европе;

3. Психологическая мысль в эпоху Возрождения.

 

1. психологические представления ученых Востока в Средние века

В Средние века в рамках общей истории Восток долгое время играл передовую роль. На Востоке феодализм начал складываться раньше, чем на Западе. Китайская, индийская, арабская, иранская, среднеазиатская культуры развивались раньше, чем на Западе. Однако на Востоке возникли и развивались такие условия, которые стали постепенно задерживать исторический процесс, замедлять развитие капиталистических элементов. В результате в определенный момент Средних веков центр тяжести в поступательном развитии человечества стал перемещаться с Востока на Запад. Эпоха средневековья выдвинула плеяду великих людей.

Образование новой формации – феодализма – на Востоке происходило исторически раньше, чем на Западе. Ее государственным воплощением явился Арабский Халифат – мусульманско-феодальная теократия. Единство государственного арабского языка облегчало переводы античных трудов, популяризацию заложенных в них идей. Географическое положение (от Индийского до Атлантического океана) позволяло арабам использовать достижения науки не только Азии, но и Европы, Индии, Китая. Особо следует отметить благоприятное воздействие на развитие арабской культуры гуманистических идей свободы и равенства, изначально заложенных в исламе как официальной государственной религии.

Развитие средневековой психологической мысли в арабском мире имело следующие научные предпосылки: опора на богатую почву античной культуры эллинов (учения Демокрита, Гераклита, Аристотеля, Эпикура, Платона и др.). Эддеская школа в Сирии пользовалась в раннем средневековье не меньшим авторитетом, чем признанные академии в Афинах и Александрии.

В 832 году в Багдаде открывается “Дом мудрости” (прообраз Академии числе медицин, физики, геометрии, астрономии, математики, алхимии, стимулирования появления выдющихся мыслителей и экспериментаторов. Усилиями ученых “Дома мудрости” были изобретены порох, магнитная игла, водяные и механические часы, градусное измерение Земли, открыто “смещение” времени по часовым поясам (лишь спустя пять веков, в 1522 году, участники экспедиции Фернана Магеллана сделали подобное открытие для Европы).

В дуалистическом мировоззрении иранского зороастризма (психологические представления древних ученых Востока) центральными поднимаются вопросы о соотношении души и тела, жизни и смерти, добра и зла. В VIII веке ранние представители рационального богословия – калама (мутазалиты – “обособившиеся”) в своих трудах утверждают, что человек действует в соответствии с разумом.

Природа, по учению представителей рационального богословия, имеет материалистическое строение, а тело после смерти распадается на частицы. Все в мире, в том числе и души людей, причинно обусловленно, и существует реальная возможность познания этого мира разумом человека, а не божественным откровением. Коран трактуется, в этой связи, как обычное литературное произведение. Мутазалиты выступили против антропоморфического представления творца, видя в нем лишь абстрактное божество.

В оформлении системы психологических идей средневекового арабского мира выдающуюся роль сыграла плеяда мыслителей, результаты научной деятельности которых навсегда вошли в сокровищницу мировой психологической мысли.

Аль-Канди (800-860/879)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. “Философ арабов”, средневековый родоначальник перепатетических традиций мусульманского Востока. Продолжил Аристотелевское учение. Его перу принадлежат 238 сочинений, среди которых психологические тракты “О разуме”, “Рассуждение о душе”, “О первой философии”, “Книга о пяти сущностях”. Одним из первых на Востоке призывал к объединению усилий ученых с целью использования “Плодов исследования наших предшественников” и достижения истинных знаний. В проблеме соотношения природы и души придерживался детерминистских взглядов, утверждал, что бог – лишь отдаленная причина.

Аль-Фараби (870-950)

Взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности. Средневековый ученый-мыслитель. Автор более ста научных работ, среди которых ряд трактатов посвящены психологии “О душе”, “Разум и понятие”, “Существо вопросов” и др. Все явления мира объяснял, исходя из признания естественных закономерностей. Выделил существенные признаки людей, которые отличают их от животных. Автор концепции деятельного человеческого разума, согласно которой люди обладают здравым смыслом и используют свой ум для решения нравственных проблем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...