Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3 - 4.  Психологические учения 17 века.




Эмпирическая психология в философских учениях 17 – 18 веков.

Краткая аннотация модуля

 

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. “Новым” оно явилось не столь по формальному – временному признаку, сколь по качественным изменениям во всем строе мировоззрения людей. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания. На эту особенность XVII в. обратил внимание С.Л. Рубинштейн: “Если для каждого этапа исторического развития можно вскрыть преемственные связи, соединяющие его как с прошлым, так и с будущим, то некоторые периоды, сохраняя эти преемственные связи, все же выступают как поворотные пункты, с которых начинается новая эпоха; эти периоды связаны с будущим теснее, чем с прошлым. Таким периодом для философской и психологической мысли было время великих рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза) и великих эмпириков (Ф. Бэкон, Т. Гоббс), которые порывают с традициями богословской “науки” и закладывают методологические основы современного научного знания”.

Научные поиски и теоретические обобщения XVII столетия в области психологического знания отразились в трудах плеяды выдающихся мыслителей, сочинения которых отделяют друг от друга небольшие временные промежутки (поистине поразительный для истории науки факт). В 1625 г. появляется “Новый орган” Ф. Бэкона, а через 12 лет – “Рассуждение о методе” Р. Декарта. В 1660 г. Б. Спиноза пишет “Краткий тракт о боге, человеке и его счастье”, в 1663 г. – “Этику”, опубликованную в 1677 г. Спустя 11 лет выходит в свет четырехтомное собрание сочинений Т. Гоббса, а через 12 лет издаются “Опыты о человеческом разуме” (1690) Дж. Локка. И, наконец, в 1704 г. (спустя лишь 14 лет) напечатаны “Новые опыты о человеческом разуме” Г. Лейбница. Эту работу немецкого мыслителя предваряли его “Рассуждения о метафизике” (1685) и “Новая система природы” (1695).

В трудах этих ученых реализовывались новые подходы к анализу психического мира человека, утверждались соответствующие времени предметная область, оригинальные методы и объяснительные принципы психологического знания.

Содержание данного модуля поможет студентам в ходе самостоятельной работы более детально изучить данные вопросы.

 

Тематический план

 

Специфика утверждающегося нового типа знания определила направления развития психологической мысли в 17-18 веках. Новая эпоха порождает ряд жизненно необходимых для дальнейшего развития психологического знания учений и концепций, которые заложили теоретико-методологическую и экспериментальную основы всей последующей эволюции психологической мысли:

1. Психологические взгляды Ф. Бэкона;

2. Психологическая концепция Т. Гоббса;

3. Психологическое учение Б. Спинозы;

4.Научная система Г. Лейбница

Психологические взгляды Френсиса Бэкона

Ф. Бэкон разрабатывал систему научного мировоззрения. Он выделил новый критерий ценности знания – его силу, в отличие восприятия значения как удовольствия (античность) и знания ради божественной благодати (средневековье). Конечная цель науки, по Ф. Бэкону – это изобретения и открытия. Главная задача изобретений и открытий – конкретная польза для человека, то есть удовлетворение потребностей, улучшение жизни, умножение власти над природой.

Ф. Бэкон предлагал перестроить здание науки. Для этого необходимо проделать два вида работ: критический и позитивный. Критическая часть системы Ф. Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Основными объектами критики ученого были идолы-призраки и схоластические методы познания. Критикуя прежние схоластические подходы, он обращается к исследованию механизма самой человеческой природы, что послужило источником рассуждения о “призраках (идолах)” познания, служащих помехой последнему.

Ф. Бэкон писал о четырех видах “призраков” в познавательном процессе человека. Он считал, что человеческий разум сам ставит себе преграды и ловушки, которые необходимо преодолевать. Учение о “призраках” призвано было сыграть “очистительную” роль не только в процессах отражения человеком окружающего мира и себя как его частицы, но и в науках об этих процессах. В этой связи Ф. Бэкон ставит проблему выбора истинного метода, вводя три возможных направления познания.

Центральная часть научной системы Ф. Бэкона – учение о методе. Метод – величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, увеличивает власть человека над силами природы. Ф. Бэкон признавал ведущую роль в методе за опытом. Рассуждая о проблеме истинности и полезности в процессе познания, Ф. Бэкон приходит к знаменитому различию между опытами, приносящими непосредственную пользу и открывающими горизонт знания, ориентированным на будущее. Методологические вопросы науки, в том числе психологии, Ф. Бэкон излагает в тесной связи с учениями о человеке, о познании им внешнего мира и овладении силами природы. Ф. Бэкон классифицировал науки по различиям познающих способностей человека, с учетом практических потребностей применения знаний и различий в приемах исследования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...