Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические взгляды Готфрида Вильгельма Лейбница




Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед. Стремился синтезировать все рациональное в науке знание. У немецкого ученого вырисовалась следующая модель построения мира. Сущности – это энергия (“сублимация духа”) и дух (источник и высшее развитие энергии), они просты и неделимы. Всякий дух есть сила, а всякая сила – это субстанция. Число сил (оно может быть и бесконечным) определяет количество субстанций и их проявлений.

Позицию Г. Лейбница можно условно обозначить как позицию на примирение рационализма с эмпиризмом. Эмпиристы считали (используя оборот Аристотеля), что сознание – это “чистая доска”, на которую органы чувств заносят свои знаки (в виде ощущений и идей). Их главная формула гласила: “Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах”. Г. Лейбниц к этому добавил: “Кроме самого разума”.

Общая картина мира создана с пафосом всеобщего одухотворения и пронизана натуралистическими идеями: мир представляется то цветущим, полным весеннего ликования садом, то жужжащим роем пчел, то прудом, кишащим рыбой и всякой живностью, то каплей воды, наполненной интенсивной жизнью микромира. В этом мире “все существующее взаимосвязано”, все подчинено “предустановленной гармонии”: кроме божественной предопределенности, сами по себе “все тела во Вселенной, так сказать, сочувствуют друг другу”.

Научную эволюцию Г. Лейбниц начал с механистического материализма. Неудовлетворенный пассивным характером субстанций в рамках данного мировоззрения, перешел на позиции объективного идеализма, нашедшего выражение в “монадологии”. Термин монада (от греческого “монас” - единица) использовался Г. Лейбницем с 1696 г., до него употреблялся Дж. Бруно. Каждая монада – “живое зеркало Вселенной”, своего рода “сжатая Вселенная”. Монады, по Г. Лейбницу, наделены психикой.

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Г. Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. Они не могут, вопреки Декарту, влиять друг на друга. Зависимость психики от телесных воздействий – это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказалась в том, что между ними существует предустановленная гармония. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.

Г. Лейбниц выступил защитником теории врожденных идей. “Врождено” в человеке все (мы “врождены самим себя”): содержание опыта, категории, ощущения, чувства и т.д. Отсюда душа человека представляется белым мрамором с прожилками неоднородности. Сделать эти “прожилки” – идеи из виртуальных актуальными можно путем напряженного внимания, воспоминания, вообще образования и воспитания. Такая постановка вопроса подчеркивала зависимость наших знаний от опыта прошлых поколений, опосредованность их знаниями. Ученый в этой связи меньше всего аппелировал к смутным и бесплодным “воспоминаниям”, а обращался к логическим рассуждениям и экспериментам. Поэтому к критериям истины он относился не только чувственные формы познания действительности (ощущения “могут подсказывать и подтверждать…, но не доказывать”), но и логические правила.

Г. Лейбниц поставил проблему соотношения сознательного и бессознательного состояния духа: “…Так как,… проснувшись от бессознательного состояния, мы сознаем наши восприятия, то последние необходимо должны были существовать и непосредственно перед тем, хотя бы мы и вовсе не сознавали их. Ибо восприятие может естественным путем произойти только от другого восприятия, как движение естественным путем может произойти только из движения”.

Велики заслуги Г. Лейбница в теоретическом и прикладном естествознании как ученого нового типа, организатора науки, борца за связь теории и практики. Ф. Энгельс справедливо подметил, что немецкий мыслитель рассыпал вокруг себя “гениальные идеи, без заботы о том, припишут ли заслугу открытия этих идей ему или другим”. Так сложилось (особенно в психологии), что многие идеи Г. Лейбница заимствовали “корифеи” психологии, но не воздали должное его гениальным мыслям (например, феноменология, на базе которой в XIX в. оформилась психологическая наука, эволюционизм и т.д.).

В психологических воззрениях им был сделан грандиозный шаг от структуры психического мира к системе. Психологическая система Г. Лейбница – классический пример тесной и неразрывной связи теории познания и методологии наук, с запросами и опытом естествознания. Эта система, как и все мировоззрение ученого, напоминала картину единого и восходящего движения: “Все стремится к совершенству”. Смысл динамизма этой системы Лейбниц видел в развитии познания и просвещении.

Оригинален взгляд Г. Лейбница на человека. Начиная с юношеской диссертации 1663 г., он всегда придерживался “принципа индивидуализации”, ибо “индивидуальность заключает в себе бесконечность”. Опредмечивание духа человека в предметной деятельности не только не мешает, но и выступает необходимым условием его существования. Просвещенный разум неистребим – он вечен, а подлинное бессмертие людей заключается в их знаниях, передаваемых обществу. Общество представлено Г. Лейбницем хором монад-людей, в котором развитие индивидуальностей способствует развитию и благу всех. Не составляет труда увидеть развитие идей великого ученого в трудах французских и немецких просветителей, представителей немецкой классической философии, работах целого поколения психологов.


 


Глоссарий










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...