Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Периодизация истории психологии




В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а так­же других наук, прежде всего, естествознания; второй - когда психология развивалась как самостоятельная наука. Первый период (VI в до н. э. -середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй чуть больше столетия (середина XIX в. - настоящее время). История психологии имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. Учитывая условность вся­кой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой про­блемы, следует рассматривать предлагаемую периодизацию истории психологии лишь как один из возможных вариантов.

Принципы истории психологии

1. Принцип историзма. Онтребует не забывать основные истори­ческие связи, исследовать, как в истории возникло то или другое явле­ние, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило. В историческом исследовании этот принцип становится основополага­ющим. В соответствии с принципом историзма производится и оценка прошлого. В ней выявляется то новое, что содержит в себе рассматри­ваемое знание по сравнению с предшествующим этапом. Нарушением принципа историзма является презентизм и антикваризм. Презентизм ограничивает историческое исследование тем, что обладает значимос­тью для настоящего этапа развития науки и вместо изучения истори­ческого процесса развития науки ориентируется на выделение фрагмен­тов его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам. Антикваризм рассматривает прошлую историю безотноситель­но к задачам современности, как нечто застывшее, окаменевшее.

Отступлением от принципа историзма являются односторонность и схематизм изображения событий прошлой истории. В то же время тре­бование целостности и конкретности, предъявляемое к исторической мысли, предполагает выявление в изучаемом явлении общей законо­мерности.

Историко-психологическое познание требует выявления социально-политической направленности, идеологической сущности психологиче­ских идей, что позволяет оценить их более адекватно.

2. Принцип детерминизма. Этот принцип требует от историка уме­ние раскрыть способ причинного объяснения психического как обуслов­ленного порождающими его факторами. В истории представлены раз­ные типы детенрминизма: предмеханический, механический, биодетер-минизм, психодетерминизм, социодетерминизм.

Методы истории психологии

Большой реальной опасностью в истории является эмпиризм, т.е. описательность, в представлении исторического материала.

Некоторые из методов и методик историко-психологического иссле­дования заимствованы из гражданской истории, науковедения, филосо­фии.

Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого. Его результатом является ретроспективное воспроизведе­ние научных концепций, проблем, исследовательских методов и т.п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

Одним из направлений исторического исследования может быть научная школа. Изучение научных школ является важным источником понимания механизма развития науки, поскольку позволяет раскрыть самую деятельность по производству знаний в контексте межличност­ных отношений, увидеть научное общение внутри коллектива школы.

Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечание и т.п.

В истории психологии применяется метод интервьюирования. Он представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответ­ствии с конкретной задачей исследования.

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в до н.э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания разви­вались в недрах философии, а также других наук, пре­жде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизме­римы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия; (середина XIX в. - настоящее время). По словам Г.Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. Выделе­ние этих двух периодов не требует специальных обос­нований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый из них растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по чисто формальным признакам — хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., исто­рию психологии XVIII в. и т.п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Учитывая условность всякой периодизации и прини­мая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодиза­цию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологи­ческой мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве Основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны со­держательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (см. схему).

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

Хронология Предмет изучения Важнейшие итоги
VI в. до н.э. – V в. Душа Формирование двух на­правлений – материализма и идеализма — в объясне­нии происхождения и про­явлений души. Первые эм­пирические знания о пси­хических процессах и явле­ниях — ощущении (восприятии), памяти, во­ображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души
V – XIII вв. Развитие учения о душе в рамках философских уче­ний и на базе ме­дицинских зна­ний Формирование томистской психологии. Начало опыт­ной методологии исследо­вания
XIV – XVI вв. Дальнейшее раз­витие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и ве­ликих открытий XIV-XVI вв. Отказ от души как предмета исследования и объясни­тельного принципа телес­ных и психических явле­ний. Введение термина «психология»
XVII – сер. XIX вв. Внутренний опыт как данные самонаблюдению яв­ления сознания Формирование эмпирической интроспективной и асоцианистической психо­логии. Понятие о бессознательной психике.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Нач. XIX – б0-е гг. XIX в. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение ме­жду физическим и психическим. Измерение скоро­сти протекания психических про­цессов Формирование естественно­ научных предпосылок пси­хологии как самостоятель­ной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятии. Формирование психофизики. Формирование психомет­рии. Учение о рефлексе
60-е гг. XIX в. – конец XIX в. Непосредственное содержание опы­та. Психические акты и психические функции. Психика и созна­ние в связи с их адаптивной функ­цией в поведении Проникновение экспери­ментальных методов в пси­хологию. Формирование теоретиче­ских программ психологии. Раскол психологии на ин­дивидуальную физиологи­ческую, ориентированную на естествознание, и духов­но-научную, ориентирован­ную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых об­ластей психологии
10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в. Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно- исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с истори­чески возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функции. Психологическое исследование деятельности Открытый кризис в психо­логии. Возникновение школ в за­рубежной науке: бихевио­ризм, психоанализ, гештальтпсихология, француз­ская социологическая шко­ла, понимающая психоло­гия, индивидуальная психо­логия, аналитическая пси­хология и др. Возникновение советской психологии: теория уста­новки, поведенческие на­правления, культурно-историческая теория, тео­рия деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественно­ научных представлений о физиологических механиз­мах психической деятельно­сти и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм»
Конец 30-х – 50-е гг. XX в. Эволюция в рам­ках базисных под­ходов предшест­вующего периода Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрей­дизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические кон­цепции личности и др. Дискуссии в советской пси­хологии (о перестройке науки на основе павлов­ского учения, о теории ус­тановки). Развитие теории деятельности в советской психологии
60-е гг. XX в. – конец XX в. Продолжение раз­вития ранее вы­явленных пред­метных областей. Процесс ориенти­ровки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность Возникновение новых на­ правлений в зарубежной психологии: гуманистиче­ская психология, логотерапия, когнитивная психо­логия. Возникновение теории по­этапного формирования ум­ственных действий и поня­тий в советской науке. Дискуссии в советской пси­хологии о предмете психо­логии, по проблемам бес­сознательного, общения и др.

 

Ждан А.Н. «История психологии: от античности к современности», М.: Педагогическое общество России, 1999, сс.7-11.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...