Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Предмет, задачи и методы истории психологии. Античная психология.




ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Раздел «Развитие психологии от античности до середины 20-го века»

По специальности 1-23 01 04  - Психология

 

 

Составитель: Иванова Ирина Рэмуальдовна, старший преподаватель кафедры психологии

Рассмотрено и утверждено

на заседании совета университета ___ ____________ 2017 г.

Протокол № ______

 

Регистрационный номер _____________

Пояснительная записка.

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «История психологии», изучаемая на 1-ом и 2-ом курсах факультета педагогики и психологии детства студентами, обучающимися по специальности 1–23 01 04 «Психология», играет важную роль в учебно-профессиональной подготовке профессионального психолога и выступает как составная часть системных знаний специалиста, способного успешно решать практические задачи по воспитанию и обучению подрастающего поколения в условиях профессионально-педагогической деятельности. В настоящее время в обществе наблюдается тенденция повышения интереса к психологическому знанию. Однако для того, чтобы обрести способность к психологическому познанию, далеко недостаточно испытывать к нему интерес. Необходимо, окунувшись в неисчерпанный океан психологической мысли, почувствовать его своеобразие, особенности, направленность, обусловленность и характер развития. Этот “мир психологии” формировался в течение тысячелетий и поэтому процесс его становления носит далеко не случайный, а закономерный характер, основанный на факторах всех сфер жизнедеятельности человечества: от совершенствования общественно-экономических отношений до процесса развития собственно психологического знания. Этот мир имеет довольно сложный для начального восприятия язык, свою систему закономерностей, принципов категорий и понятий, включает в себя огромную совокупность идей, выдвинутых мыслителями различных времен и народов. Таким теоретико-методологическим средством, служащим обобщенным источником знания о развитии науки о душе, служит история психологии – наука о закономерностях развития психологического знания на различных этапах эволюции человечества.

Целью дисциплины “История психологии” является накопление и изучение содержания психологических знаний на всех этапах эволюции человечества. 

Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто ''собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах. К таковым следует отнести:

1) сбор, обработку, систематизацию, обобщение психологических идей прошлого и современности, установление их источников;

2) выявление закономерностей и зависимостей развития психологического знания, прогнозирование на их основе возможных путей его эволюции;

3) создание картины поступательного развития психологической мысли, а не только "поля брани психологических идей". Выявление критериев теоретической и практической значимости психологических концепций, обеспечение возможности ориентации и учета уроков в эволюции психологического знания.

В результате освоения курса “История психологии” студент должен знать:

· основные этапы развития науки о душе;

· основные категории и понятия психологической науки на разных этапах ее развития;

· наиболее значимые персоналии, сыгравшие значительную роль в развитии психологической мысли;

· иметь представление:

· - об основных теоретических и методологических основах современной психологии ;

· -об основных этапах и периодах развития психологии как самостоятельной науки;

· - о развитии психологических идей в рамках философских учений о душе и сознании;

· - о специфических особенностях развития отечественной психологии;

· - о современных тенденциях развития как зарубежной, так и отечественной психологии;

уметь характеризовать:

· специфику психологического знания в различные эпохи;

· явления психологической жизни на разных этапах эволюционного развития;

· связь психологических знаний с реальной жизненной практикой;

уметь анализировать:

· влияние различных факторов на развитие психологической науки;

· различные психологические теории и концепции;

· значение психологических идей прошлых веков в развитии современной науки;

приобрести навыки:

· анализа психических явлений и психологических фактов;

· синтеза различных психологических взглядов в определенные концепции;

· выявление особенностей и закономерностей в развитии психологических идей различных эпох и направлений;

· обобщения психологических идей прошлого и современности, установление их источников;

При изучении курса «История психологии» на уровне межпредметных связей используются знания философии, педагогики, физиологии.

Учебно - методический комплекс «История психологии, раздел 1: Развитие психологии от античности до сер. 20 вв.» охватывает период в развитии психологии от античности до середины 20 века. Студентам для освоения предлагаются следующие темы: «История психологии: предмет, задачи, методы», « Психология античности», «Философский период в развитии психологии (до 1-й половины 19 века)», «Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку», «Выде­ление психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса», «Кризис в психологии. Бихевиоризм: история воз­никновения и развития», «Психоанализ: история возникновения и раз­вития», «Гештальтпсихология».

УМК, представленный в электронном виде, включает в себя следующие разделы:

1. Теоретический раздел – содержит материалы для изучения учебной дисциплины в объеме, установленном учебным планом.

2. Практический раздел – содержит материалы для проведения практических занятий. Программа каждого занятия включает в себя цели и задачи занятия, вопросы для теоретической подготовки студентов; задания для самостоятельной работы, включающие в себя тестовый контроль, составление кроссвордов, аннотирование первоисточников, составление таблиц и схем, подготовку и защиту проектов; написание эссе; литературу для подготовки.

3. Раздел контроля знаний – включает в себя тестовый контроль, вопросы к экзамену и зачету, тематику курсовых работ, примерную тематику контрольных работ).

4. Вспомогательный раздел включает в себя:

1.Учебная программа по курсу «История психологии».

 2.Презентации к учебным темам.

 3. Учебные фильмы.

 4.Электронная библиотека.

 5.Электронный вариант тестов.

 6. Перечень учебных изданий и информационно – аналитических материалов, рекомендуемых для изучения данной учебной дисциплины.

7. «Выдающиеся психологи мира»- биографии, фотографии, портреты, вклад в развитие психологии.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Теоретический раздел.

Тема 1. Предмет, задачи и методы истории психологии. Античная психология.

В истории психологии изучается не сама психологическая реаль­ность, а представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки Задачей истории психологии является ана­лиз возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.

В истории развития психологических знаний выделяют три опреде­ления психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. В связи с историческим фактом изменчивости взглядов на предмет психологии возникает проблема преемственности, те. поступательного развития знания. Для объяснения развития психологии можно использовать две теории: персоналистическуюи натуралистическую.В персонали-стической теорииистории науки упор делается на монументальные достижения отдельных личностей. Согласно этой точке зрения движе­ние вперед и перемены в науке приписываются непосредственно влия­нию уникальных людей, способных в одиночку определять и изменять ход событий. Сторонники этой теории утверждают, что «человек делает время». Натуралистическая теория- идея, согласно которой про­гресс и изменения в научной истории зависят от «духа времени», кото­рый и делает людей восприимчивыми к одним идеям и невосприимчи­выми к другим Случаи одновременно сделанных одних и тех же откры­тий подтверждают натуралистическую теорию. Для рассмотрения развития психологии историческом аспекте следует сочетать оба подхо­да. Нельзя забывать, что для исторического анализа важно также изуче­ние различных психологических школ. Этот термин подразумева­ет группу ученых, связанных идейно и работающих над общими проблемами; их имена связаны с определенной системой идей. Появление различных психологических школ, их последующий упадок и замена другими - одна из поразительных черт истории психологии.

В современном мире роль психологии постоянно возрастает Замет­ное «возвышение» истории психологии вызвано и тем ее особым поло­жением, которое она как специфическая область занимает в структуре психологической науки и системе других наук. Это особое положение заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии, вопросы естествен­нонаучных основ психологических явлений и структуру собственно пси­хологических знаний. Процесс возникновения и формирования собствен­но психологических знаний и составляет основу предмета истории пси­хологии.

Задачи истории психологии:

1) формирование основных понятий и категорий психологии: кате­гории образа, действия, мотивации, общения, личности и др.;

2)вопросы развития психологических принципов: принципы детер­минизма, принцип отражения, развития, нервизма, единства сознания и деятельности, ассоциативный и рефлекторный принципы и др.;

3) ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии: психофизической, психофизиологической, психо­гностической, психопрактической, биопсихической и психосоциальной;

4) структурные представления о психических процессах, состояни­ях и свойствах.

Функции истории психологии:

1) идеологическая функция - общая психология всегда освещается с определенных философских позиций и тем самым служит целям и формой обоснования либо материализма, либо идеализма;

2)функция междисциплинарных связей - раскрывает процесс вза­имного влияния психологии и других наук в ходе их развития;

3) история психологии имеет большое значение для самой психоло­гической науки, являясь ее как бы самосознанием и рефлексией, аппа­ратом самоконтроля и самопознания;

4)история психологии - это логическая память науки и в этой своей кумулятивной функции, т.е. функции сохранения, сбережения и обога­щения психологических знаний, она учит научной осторожности, строго­сти, предостерегает от прошлых ошибок и повторных открытий;

5) прогностическая функция. История психологии является памя­тью науки, но не ради себя самой, а для будущего психологии. Она явля­ется вектором, указывающим, откуда мы идем, где мы находимся сей­час и куда можем прийти;

6)вполне очевидно также образовательное и воспитательное зна­чение истории психологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...