Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Предмет, задачи и методы истории психологии. Античная психология.Стр 1 из 34Следующая ⇒
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Раздел «Развитие психологии от античности до середины 20-го века» По специальности 1-23 01 04 - Психология
Составитель: Иванова Ирина Рэмуальдовна, старший преподаватель кафедры психологии Рассмотрено и утверждено на заседании совета университета ___ ____________ 2017 г. Протокол № ______
Регистрационный номер _____________ Пояснительная записка. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина «История психологии», изучаемая на 1-ом и 2-ом курсах факультета педагогики и психологии детства студентами, обучающимися по специальности 1–23 01 04 «Психология», играет важную роль в учебно-профессиональной подготовке профессионального психолога и выступает как составная часть системных знаний специалиста, способного успешно решать практические задачи по воспитанию и обучению подрастающего поколения в условиях профессионально-педагогической деятельности. В настоящее время в обществе наблюдается тенденция повышения интереса к психологическому знанию. Однако для того, чтобы обрести способность к психологическому познанию, далеко недостаточно испытывать к нему интерес. Необходимо, окунувшись в неисчерпанный океан психологической мысли, почувствовать его своеобразие, особенности, направленность, обусловленность и характер развития. Этот “мир психологии” формировался в течение тысячелетий и поэтому процесс его становления носит далеко не случайный, а закономерный характер, основанный на факторах всех сфер жизнедеятельности человечества: от совершенствования общественно-экономических отношений до процесса развития собственно психологического знания. Этот мир имеет довольно сложный для начального восприятия язык, свою систему закономерностей, принципов категорий и понятий, включает в себя огромную совокупность идей, выдвинутых мыслителями различных времен и народов. Таким теоретико-методологическим средством, служащим обобщенным источником знания о развитии науки о душе, служит история психологии – наука о закономерностях развития психологического знания на различных этапах эволюции человечества. Целью дисциплины “История психологии” является накопление и изучение содержания психологических знаний на всех этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто ''собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах. К таковым следует отнести: 1) сбор, обработку, систематизацию, обобщение психологических идей прошлого и современности, установление их источников; 2) выявление закономерностей и зависимостей развития психологического знания, прогнозирование на их основе возможных путей его эволюции; 3) создание картины поступательного развития психологической мысли, а не только "поля брани психологических идей". Выявление критериев теоретической и практической значимости психологических концепций, обеспечение возможности ориентации и учета уроков в эволюции психологического знания. В результате освоения курса “История психологии” студент должен знать: · основные этапы развития науки о душе; · основные категории и понятия психологической науки на разных этапах ее развития; · наиболее значимые персоналии, сыгравшие значительную роль в развитии психологической мысли; · иметь представление: · - об основных теоретических и методологических основах современной психологии ; · -об основных этапах и периодах развития психологии как самостоятельной науки; · - о развитии психологических идей в рамках философских учений о душе и сознании; · - о специфических особенностях развития отечественной психологии; · - о современных тенденциях развития как зарубежной, так и отечественной психологии; уметь характеризовать: · специфику психологического знания в различные эпохи; · явления психологической жизни на разных этапах эволюционного развития; · связь психологических знаний с реальной жизненной практикой; уметь анализировать: · влияние различных факторов на развитие психологической науки; · различные психологические теории и концепции; · значение психологических идей прошлых веков в развитии современной науки; приобрести навыки: · анализа психических явлений и психологических фактов; · синтеза различных психологических взглядов в определенные концепции; · выявление особенностей и закономерностей в развитии психологических идей различных эпох и направлений; · обобщения психологических идей прошлого и современности, установление их источников; При изучении курса «История психологии» на уровне межпредметных связей используются знания философии, педагогики, физиологии. Учебно - методический комплекс «История психологии, раздел 1: Развитие психологии от античности до сер. 20 вв.» охватывает период в развитии психологии от античности до середины 20 века. Студентам для освоения предлагаются следующие темы: «История психологии: предмет, задачи, методы», « Психология античности», «Философский период в развитии психологии (до 1-й половины 19 века)», «Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку», «Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса», «Кризис в психологии. Бихевиоризм: история возникновения и развития», «Психоанализ: история возникновения и развития», «Гештальтпсихология». УМК, представленный в электронном виде, включает в себя следующие разделы: 1. Теоретический раздел – содержит материалы для изучения учебной дисциплины в объеме, установленном учебным планом. 2. Практический раздел – содержит материалы для проведения практических занятий. Программа каждого занятия включает в себя цели и задачи занятия, вопросы для теоретической подготовки студентов; задания для самостоятельной работы, включающие в себя тестовый контроль, составление кроссвордов, аннотирование первоисточников, составление таблиц и схем, подготовку и защиту проектов; написание эссе; литературу для подготовки. 3. Раздел контроля знаний – включает в себя тестовый контроль, вопросы к экзамену и зачету, тематику курсовых работ, примерную тематику контрольных работ). 4. Вспомогательный раздел включает в себя: 1.Учебная программа по курсу «История психологии». 2.Презентации к учебным темам. 3. Учебные фильмы. 4.Электронная библиотека. 5.Электронный вариант тестов. 6. Перечень учебных изданий и информационно – аналитических материалов, рекомендуемых для изучения данной учебной дисциплины. 7. «Выдающиеся психологи мира»- биографии, фотографии, портреты, вклад в развитие психологии.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Теоретический раздел. Тема 1. Предмет, задачи и методы истории психологии. Античная психология. В истории психологии изучается не сама психологическая реальность, а представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. В истории развития психологических знаний выделяют три определения психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. В связи с историческим фактом изменчивости взглядов на предмет психологии возникает проблема преемственности, те. поступательного развития знания. Для объяснения развития психологии можно использовать две теории: персоналистическуюи натуралистическую.В персонали-стической теорииистории науки упор делается на монументальные достижения отдельных личностей. Согласно этой точке зрения движение вперед и перемены в науке приписываются непосредственно влиянию уникальных людей, способных в одиночку определять и изменять ход событий. Сторонники этой теории утверждают, что «человек делает время». Натуралистическая теория- идея, согласно которой прогресс и изменения в научной истории зависят от «духа времени», который и делает людей восприимчивыми к одним идеям и невосприимчивыми к другим Случаи одновременно сделанных одних и тех же открытий подтверждают натуралистическую теорию. Для рассмотрения развития психологии историческом аспекте следует сочетать оба подхода. Нельзя забывать, что для исторического анализа важно также изучение различных психологических школ. Этот термин подразумевает группу ученых, связанных идейно и работающих над общими проблемами; их имена связаны с определенной системой идей. Появление различных психологических школ, их последующий упадок и замена другими - одна из поразительных черт истории психологии. В современном мире роль психологии постоянно возрастает Заметное «возвышение» истории психологии вызвано и тем ее особым положением, которое она как специфическая область занимает в структуре психологической науки и системе других наук. Это особое положение заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психологических явлений и структуру собственно психологических знаний. Процесс возникновения и формирования собственно психологических знаний и составляет основу предмета истории психологии. Задачи истории психологии: 1) формирование основных понятий и категорий психологии: категории образа, действия, мотивации, общения, личности и др.; 2)вопросы развития психологических принципов: принципы детерминизма, принцип отражения, развития, нервизма, единства сознания и деятельности, ассоциативный и рефлекторный принципы и др.; 3) ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии: психофизической, психофизиологической, психогностической, психопрактической, биопсихической и психосоциальной; 4) структурные представления о психических процессах, состояниях и свойствах. Функции истории психологии: 1) идеологическая функция - общая психология всегда освещается с определенных философских позиций и тем самым служит целям и формой обоснования либо материализма, либо идеализма; 2)функция междисциплинарных связей - раскрывает процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития; 3) история психологии имеет большое значение для самой психологической науки, являясь ее как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания; 4)история психологии - это логическая память науки и в этой своей кумулятивной функции, т.е. функции сохранения, сбережения и обогащения психологических знаний, она учит научной осторожности, строгости, предостерегает от прошлых ошибок и повторных открытий; 5) прогностическая функция. История психологии является памятью науки, но не ради себя самой, а для будущего психологии. Она является вектором, указывающим, откуда мы идем, где мы находимся сейчас и куда можем прийти; 6)вполне очевидно также образовательное и воспитательное значение истории психологии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 286. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |