Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция российской психологической мысли в эпохи Нового времени и Просвещения




Следует отметить особую роль в становлении отечественной психологии Петра Васильевича Постникова (род. 1676). После обучения в Московской славяно-греко-латинской академии, в 1692 г., он по указу Петра на 5 лет отправляется в Падуанский университет в Италию (где учился Уильям Гарвей) и 2 мая 1695 г. получает степень доктора философии и медицины. Впоследствии в качестве дипломата работает в посольстве в Неаполе. Один из членов посольства пишет ему: “Поехал ты в Неаполь для безделья, как в твоем письме написано: “живых собак мертвить, а мертвых живить”, - и сие дело не гораздо нам нужно…”.

В 1697-1701 гг. Постниковым осуществляется поездка в Амстердам по поручению Петра. Вопросы физиологии интересовали российского императора. Знакомство Петра I (по рекомендации Постникова) с голландским анатомом Рьюишем послужило к развитию в России анатомо-физиологического направления в медицине (создание Кунсткамеры, коллекции препаратов Рьюиша, образование медицинских школ, подбор талантливых учеников и т.д.). При посещении в 1698 г. Амстердама российский монарх знакомится с исследователями-анатомами, присутствует на лекциях, анатомических занятиях, узнает секреты бальзамирования, делает закупки препаратов и экземпляров для коллекции, совершает обходы больных. В 1717 г. во время второй поездки в Амстердам Петр закупает коллекцию Рьюиша (собранную за 40 лет), а через 8 лет (1725) – она переходит в созданную Академию наук, где среди первых научных подразделений были кафедры анатомии и физиологии.

Первый начальник кафедры – Даниил Бернулли (1700-1782) – был одним из представителей швейцарской семьи выдающихся математиков. Его первые лекции были посвящены применению математических начал к физиологии. Он явился автором первой физиологической работы в Росси “О движении мышц” (на лат. – 1726, на рус. – 1758), исследований: “О гидрофобии, т.е. болезни от воды по угрызении бешеной собаки” (1729), “О годах степенных”, “О симпатии и антипатии”, а также по вопросам о возможности оживления “утопших птиц” под влиянием электричества и др.

Впоследствии кафедру возглавляли гениальный швейцарский математик, физик, механик и астроном, профессор физиологии Леонард Эйлер (1707-1783), переехавший по приглашению в 1727 г. в Россию, и И. Вейтбрехт (1702-1747), чьими трудами продолжаются анатомо-физиологические исследования.

Огромное значение для развития физиологии сыграло творчество Михаила Васильевича Ломоносова, особенно его “Размышления о причине тепла” (1756), в которых произведено химическое обоснование окисления как основы дыхания организмов и закона сохранения материи. Проблемам психологии в его “Риторике” (1748) посвящена глава “О возбуждении, утоплении и изображении страстей”. Результатом научной деятельности целой плеяды исследователей стал тот факт, что к концу 18 – началу 19 вв. осуществляются контакты Российской академии со всеми научными центрами мира, формируются кадры, развивающие физиологические изыскания. Одним из ученых этой плеяды был Яков Павлович Козельский (1728-1794). В “Философских предположениях” (1768) в теоретическую философию он включает теорию познания, логику и психологию, в практическую – политику. Впервые в русской литературе развивает взгляд, согласно которому человек раскрывается в общественной деятельности и познать его можно лишь “через отправление им своих общественных обязанностей”. Ученым разработана практически вся проблематика психологии 18 в. Следует в этой связи упомянуть князя Дмитрия Алексеевича Голицына (1734-1803) – ученого и дипломата, посла во Франции и Нидерландах. Друг Вольтера и других энциклопедистов, почетный академик, натуралист издал книгу Гельвеция “О человеке”, сыгравшую огромную роль в формировании научного мировоззрения в психологии.

Другой просветитель – Николай Иванович Новиков (1744-1818) – издал более 1000 трудов и произведений по всем отраслям знания, в т.ч. работы А.Н. Радищева. Теоретические вопросы психологии отражены в издаваемой им журнале “Утренний свет” в статьях: “О душе”, “О страстях”, “О воображении”, “О достоинстве человека в отношении к богу и миру”, а также в серии статей в журнале “Покоящийся трудолюбец”: “Философическом рассуждении и душе” (1782), “…о рассудке”, “…о человеческой воле вообще”, “Рассуждении о познании себя самого”, “Увещании к детям”, “Опыте краткого для детей учения о душе” и т.д. Интересной представляется статья “Человек, наедине рассуждающий о неудоборешимых пневматологических, психологических и онтологических задачах”.

Проблематика психологических изысканий Н.И. Новикова очень обширна: психологические явления и процессы, педагогическая психология, вопросы врожденности психических качеств, субстанциональности, психического и т.д. В 1785 г. он издал первый в России журнал для детей “Детские чтения для сердца и разума” с поучительными статьями о науке, в т.ч. по нравственно-психологической проблематике (“Разговор о добром сердце”).

Знаменательна для российской психологической науки деятельность Матвея Пеккена. Будучи военным врачом, он вместе с Е.А. Мухиным организовал работу первой терапевтической клиники. Им подготовлен труд “Физиология, или наука о естестве человеческом” (1788), который интересен рассуждениями о методе. К последним он относил наблюдения над здоровыми и больными людьми (сравнительные методики), а также “повторительные опыты” над животными и по аналогии с человеком. Ученый описал все известные психические процессы.

Огромную роль в формировании научного взгляда на психику человека сыграл Александр Николаевич Радищев (1749-1802). За его знаменитое антикрепостническое сочинение “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790) он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В ссылке он написал трактат “О человеке, его смертности и бессмертии” (1792). Само название трактата соотносило его с приобретшим в ту эпоху популярность произведением Гельвеция “О человеке”. Если Гельвеций выдвигал на передний план культ чувственности и интересы индивида, то Радищев же подчеркивал, что в ряде вопросов его мысль “разнствует от гельвециевой”: а) французский энциклопедист не показал, что “человек паче всех есть существо соучаствующее”, то есть социальное; в) Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни. “Человек рожден для общежития”. В письме графу Воронцову российский ученый-мыслитель пишет: “Чем старше я становлюсь, тем сильнее я чувствую, что человек существо общественной и созданное, чтобы жить в обществе себе подобных”.

В 1796 г. выходит в свет первая русская книга по психологии “Наука о душе”. Ее автор Иван Михайлов, имея духовный сан, стоял на позициях английского эмпиризма (Локка): душа – то, “что познают и ощущают обстоящие нас вещи”. Михайлов определяет четыре “закона душевной жизни”: 1) если внешний раздражитель оказывает воздействие на не поврежденные органы чувств, то “тогда мы чувствуем, хотя б того и не хотели”; 2) определяет интенсивность ощущений относительно к силе последовательно действовавших раздражителей; 3) душа определяется воздействиями внешнего мира; 4) если нет воздействия на органы, то нет и чувства.

В 18 в. было подготовлено около 80 книг и статей по психологии. В них отражено начало научных исследований в психологии. Как правило, эти изыскания были связаны с психофизиологическими опытами и экспериментами.



Глоссарий

№ п/п Наименование понятия Содержание
1. Петр Васильевич Постников (род. 1676) Закончил Московскую славяно-греко-латинскую академию; по окончании Падуанского университета получает степень доктора философии и медицины
2. Даниил Бернулли (1700-1782) Первый начальник кафедры анатомии и физиологии АН, представитель швейцарской семьи выдающихся математиков; автор первой физиологической работы в Росси “О движении мышц”, исследований “О гидрофобии…”, “О годах степенных”, “О симпатии и антипатии”
3. Леонард Эйлер (1707-1783) Швейцарский математик, физик, механик и астроном, профессор физиологии, переехавший по приглашению в 1727 г. в Россию и возглавивший кафедру анатомии и физиологии АН
4. Яков Павлович Козельский (1728-1794) в работе “Философские предположения” в теоретическую философию включил теорию познания, психологию, в практическую – политику; впервые развивается взгляд, согласно которому человек раскрывается в общественной деятельности
5. Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803) ученый и дипломат, почетный академик, натуралист, издал книгу Гельвеция “О человеке”, сыгравшую огромную роль в формировании научного мировоззрения в психологии  
6. Матвей Пеккен военный врач, организовал работу первой терапевтической клиники, написал труд “Физиология, или наука о естестве человеческом” (1788), описал все известные психические процессы
7. Николай Иванович Новиков (1744-1818) просветитель, издал более 1000 трудов и произведений по всем отраслям знания; проблематика его психологических изысканий очень обширна: психологические явления и процессы, педагогическая психология, вопросы врожденных психических качеств и т.д.; издал первый в России журнал для детей “Детские чтения для сердца и разума” (1785)
8. Александр Николаевич Радищев (1749-1802) сыграл огромную роль в формировании научного взгляда на психику человека, написал трактат “О человеке, его смертности и бессмертии” (1792)
9. Иван Михайлов имел духовный сан, стоял на позициях английского эмпиризма; написал первую русскую книгу по психологии “Наука о душе” (1796), определил четыре “закона душевной жизни”

Тема 5. Развитие философско – психологических взглядов в 18 – 19 веках. Краткая аннотация модуля

 

В 18 веке в Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Произошла индустриальная революция, которая превратила Англию в могущественную державу. Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли, в противовес клерикализму, всесилию церкви, новые идеологические и научные подходы. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением.

Мыслители, представлявшие Просвещение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм. Они требовали вернуться к естественной природе человека, покончить с суевериями, со слепой религиозной верой, утвердить в умах людей взамен ложного знания научное, проверенное опытом и разумом. Предполагалось, что, следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и пороков с тем, чтобы повсеместно воцарились добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах различную тональность соответственно своеобразию их общественно-исторического развития. В русле обозначенных тенденций развивался ассоцианизм.

Ассоциативная психология как одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциаций, имеет многовековые традиции. Сам термин “ассоциация” (от позднелатинского “соединение”) означает связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Он был введен Дж. Локком в 1698 г. и обозначал “неверные и неестественные сочетания идей”.

Первые правила ассоциаций и возможные сферы их действия были сформулированы еще индийскими, египетскими и месопотамскими мыслителями древности. Аристотель понимал под ассоциацией возникновение в сознании какого-либо образа без обычно вызывающего его раздражения. В 17 в. Т. Гоббс выдвинул положение о том, что связи идей осуществляются по тем же законам механики, что и взаимодействие живого организма с физическим миром. Б. Спиноза сформулировал закон ассоциаций: “Если человеческое тело подверглось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них тотчас будет вспоминать и о других”.

В 18 веке, ознаменованном завершением построения динамико-механической картины мира, возникают направления ассоциативной психологии: естественно-научное (Д. Гарли и Д. Пристли связывали возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды) и идеалистическое (Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали ассоциации как связь феноменов внутри сознания субъекта). Благодаря научной деятельности представителей этих направлений к концу 18 века утвердилось воззрение, согласно которому: а) психика построена их элементов – ощущений, которые первичны; б) сложныеы психические образования (представления, чувства, мысли) вторичны и возникают посредством ассоциаций; в) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; г) закрепление ассоциаций обусловлено живость ассоциируемых элементов и частотой повторения в опыте. В утверждении такого понимания ассоциативной психологии основополагающую роль сыграли выдающиеся мыслители 18 века.

Ассоцианизм как одно из доминирующих течений психологической мысли прошлого продолжал утверждаться в 19 веке. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме люди видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали и воспитания. И хотя в объяснение механизма психических процессов ассоцианимз в этот период внес относительно мало новаторских идей, тем не менее это направление служило для исследователей не только абстрактной теоретико-мировоззренческой моделью психического, но и методологическим средством оптимизирующего воздействия на поведение людей.

 

Тематический план

В ходе самостоятельной работы над данной темой студентам предлагается рассмотреть следующие вопросы:

1. Идеалистическое направление в ассоциативной психологии 18 века (Дж. Беркли, Д. Юм).

2. Естественно-научное направление (Д. Гартли).

3. Ассоциативная психология как доминирующее течение в психологии 19 века.

4.Достоинства и недостатки ассоциативной психологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...