Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники
(2 часа)
Учебная цель:знакомство с основными положениями социологии диф-фузии инноваций и использования СМИ и техники.
Краткое содержание занятия:
Кибернетика как наука о коммуникациях, работы Норберта Винера. Тео-рия взаимоотношений человека и машины. Понятие энтропии информации. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. Модель перево-да. Модель социо-технического альянса. Концепция «индустрий воображаемо-го» как история инноваций в коммуникации. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Кибернетика как наука о коммуникациях. 2. Работы Норберта Винера. 3. Теория взаимоотношений человека и машины. 4. Понятие энтропии информации. 5. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. 6. Модель перевода. 7. Модель социо-технического альянса. 8. Концепции «индустрий воображаемого» и «использование технологий».
Контрольные вопросы:
1. Какое значение имеют работы Норберта Винера? 2. Проанализируйте различные модели социологии диффузии инноваций и ис-пользования СМИ и техники. 3. Дайте характеристику концепции «использование технологий» как совре-менной концепции активного потребителя.
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.
2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.
Дополнительная
1. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. - М., 2007.
80 Практическое занятие № 14. Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники (2 часа)
Учебная цель:знакомство с основными положениями социологии диф-фузии инноваций и использования СМИ и техники.
Краткое содержание занятия:
Теории модернизации и их критика. «Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. Раймонд Уильямс и анализ «культурных практик». Стюарт Холл и концепция «кодирования / декодирования». Работы по восприятию телевидения Дэвида Морли. Культурные паттерны.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Теории модернизации и их критика. 2. «Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. 3. Концепция культуры Раймонда Уильямса. 4. Стюарт Холл и концепция «кодирования / декодирования». 5. Работы Дэвида Морли по восприятию телевидения. 6. Культурные паттерны.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте сущность теорий модернизации. 2. Охарактеризуйте концепции культуры Раймонда Уильямса. 3. В чем сущность концепции Стюарта Холла? 4. Проанализируйте результаты исследования телеаудитории, проведенного Дэ-видом Морли.
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005. 2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.
Дополнительная
1. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. - М., 2007.
81 Практическое занятие № 15. Этнометодология и интеракционизм (2 часа)
Учебная цель:знакомство с теориями интеракционизма.
Краткое содержание занятия:
Концепция психологической лингвистики. Анализируемые переменные в психологической лингвистике. Психологическая лингвистика как инструмент анализа подсознательных отношений автора к тексту. Концепция ролей в тексте и аудиовизуальном тексте. Интеракционистские подходы к коммуникации как микросоциальный анализ.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Концепция психологической лингвистики. 2. Анализируемые переменные в психологической лингвистике. 3. Анализ подсознательных отношений автора к тексту. 4. Концепция ролей в тексте и аудиовизуальном тексте.
Контрольные вопросы:
1. Дайте характеристику интеракционистских подходов к коммуникации. 2. Раскройте сущность концепции психологической лингвистики. 3. Почему психологическую лингвистику можно считать инструментом анализа подсознательных отношений автора к тексту?
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005. 2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.
Дополнительная
1.Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А.Леонтьев. - М., 2005.
82 Практическое занятие № 16.
Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организацион- Ная Коммуникация (2 часа)
Учебная цель:знакомство с теориями интеракционизма.
Краткое содержание занятия:
Этнометодология Гарольда Гарфинкеля: личные бытовые коммуникаци-онные ситуации. Школа Пало-Альто. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. Социология организационных коммуникаций: актер и си-стема.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля. 2. Школа Пало-Альто. 3. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. 4. Социология организационных коммуникаций: актер и система.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключаются принципы методологии Гарольда Гарфинкеля? 2. Назовите представителей школы Пало-Альто. 3. Сформулируйте основные идеи работ Ирвинга Гофмана «Анализ фреймов» и «Представление себя другим в повседневной жизни».
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005. 2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии [Текст] / Г. Гарфинкель. - СПб., 2007.
Дополнительная
1. Гофман, И. Анализ фреймов [Текст] / И. Гофман. - М., 2004. 2. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни [Текст] / И Гофман. - М., 2000.
83 Практическое занятие № 17. Политическая экономия коммуникации(2 часа)
Учебная цель:знакомство с концепциями и теориями политической эко-номии коммуникации.
Краткое содержание занятия:
Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970- х гг. Неравномерное распределение коммуникационных ресурсов в мире. По-литические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации». Теория культурной зависимости и ее лимиты.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. 2. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970-х гг. 3. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информа-ции и коммуникации».
4. Теория культурной зависимости и ее лимиты.
Контрольные вопросы:
1. Выделите основные концепции культурного империализма Герберта Шилле-ра. 2. Какое значение имела концепция «свободного потока информации» в меж-дународной политике США 1950-1970-х гг.?
3. Раскройте сущность теории культурной зависимости.
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.
2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.
Дополнительная
1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Текст] / М. Кастельс; под ред. О. И. Шкаратана. - М., 2002. 2. Сиберт, Ф.С. Четыре теории прессы. [Текст] / Ф. С. Сиберт, У. Шрамм., Т. Питерсон. - М, 1998. 3. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием [Текст] / Г. Шиллер. - М., 1980. 4. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества [Текст] /Ф. Уэбстер. - М., 2004.
84 Практическое занятие № 18. Политическая экономия коммуникации(2 часа)
Учебная цель:знакомство с концепциями и теориями политической эко-номии коммуникации.
Краткое содержание занятия:
Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационали-зации СМИ. Международное радиовещание в борьбе против цензур . Дебаты вокруг «культуры». Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов. Кри-тика экономических коммерческих моделей медиа.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационализа-ции СМИ.
2. Международное радиовещание в борьбе против цензур. 3. Концепция культурных индустрий. 4. Критика экономических коммерческих моделей медиа.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте теоретические аспекты интернационализации СМИ. 2. Охарактеризуйте сущность концепции культурных индустрий. 3. В чем заключается критика экономических коммерческих моделей медиа?
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.
2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.
Дополнительная
1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Текст] / М. Кастельс; под ред. О. И. Шкаратана. - М., 2002.
2. Сиберт, Ф.С. Четыре теории прессы. [Текст] / Ф. С. Сиберт, У. Шрамм., Т. Питерсон. - М, 1998. 3. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества [Текст] /Ф. Уэбстер. - М., 2004.
85 Практическое занятие № 19. Новые медиа в системе массовой коммуникации(2 часа)
Учебная цель:знакомство со спецификой новых медиа.
Краткое содержание занятия:
Три уровня медиа. Медиа непосредственные, медиа опосредованные и конвергентные медиа. Понятие медиаконвергенции и ее проявления. Гибрид массовых и интерперсональных коммуникаций. Теории технологического де-терминизма. Новые медиа как коммуникативные инструменты: мобильный те-лефон, онлайн, тематическое ТВ. Широта исследований и методов изучения новых медиа. Кластеризация и фрагментация аудитории. Новые типы ньюзру-мов.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Массовые и интерперсональные коммуникации. 2. Теории технологического детерминизма. 3. Новые медиа: мобильный телефон, онлайн, тематическое ТВ. 4. Широта исследований и методов изучения новых медиа.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте понятие медиаконвергенции и способы ее проявления. 2. Раскройте сущность теорий технологического детерминизма. 3. Дайте характеристику новым медиа: мобильному телефону, онлайн, темати-ческому ТВ. 4. Какие методы изучения новых медиа вы можете назвать? 5. Что означает термин «кластеризация» в рамках изучаемой дисциплины?
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.
2. Кирия, И. В. Теоретические аспекты мультимедийности в СМИ [Текст]: по-собие по мультимедийной журналистике / И. В. Кирия; под ред. А. Г. Качкае- вой. - М., 2009. 3. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.
Дополнительная
1. Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации [Текст]: учебник / В. В. Ворошилов. - СПб., 2006. 2. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.
86 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |