Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники




(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с основными положениями социологии диф-фузии инноваций и использования СМИ и техники.

 

Краткое содержание занятия:

 

Кибернетика как наука о коммуникациях, работы Норберта Винера. Тео-рия взаимоотношений человека и машины. Понятие энтропии информации. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. Модель перево-да. Модель социо-технического альянса. Концепция «индустрий воображаемо-го» как история инноваций в коммуникации. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Кибернетика как наука о коммуникациях.

2. Работы Норберта Винера.

3. Теория взаимоотношений человека и машины.

4. Понятие энтропии информации.

5. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс.

6. Модель перевода.

7. Модель социо-технического альянса.

8. Концепции «индустрий воображаемого» и «использование технологий».

 

Контрольные вопросы:

 

1. Какое значение имеют работы Норберта Винера?

2. Проанализируйте различные модели социологии диффузии инноваций и ис-пользования СМИ и техники.

3. Дайте характеристику концепции «использование технологий» как совре-менной концепции активного потребителя.

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

 

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

М., 2007.

 

 

80


Практическое занятие № 14.


Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с основными положениями социологии диф-фузии инноваций и использования СМИ и техники.

 

Краткое содержание занятия:

 

Теории модернизации и их критика. «Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. Раймонд Уильямс и анализ «культурных практик». Стюарт Холл и концепция «кодирования / декодирования». Работы по восприятию телевидения Дэвида Морли. Культурные паттерны.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Теории модернизации и их критика.

2. «Культурные исследования» Ричарда Хоггарта.

3. Концепция культуры Раймонда Уильямса.

4. Стюарт Холл и концепция «кодирования / декодирования».

5. Работы Дэвида Морли по восприятию телевидения.

6. Культурные паттерны.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Раскройте сущность теорий модернизации.

2. Охарактеризуйте концепции культуры Раймонда Уильямса.

3. В чем сущность концепции Стюарта Холла?

4. Проанализируйте результаты исследования телеаудитории, проведенного Дэ-видом Морли.

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

М., 2007.

 

81


Практическое занятие № 15.


Этнометодология и интеракционизм

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с теориями интеракционизма.

 

Краткое содержание занятия:

 

Концепция психологической лингвистики. Анализируемые переменные в психологической лингвистике. Психологическая лингвистика как инструмент анализа подсознательных отношений автора к тексту. Концепция ролей в тексте

и аудиовизуальном тексте. Интеракционистские подходы к коммуникации как микросоциальный анализ.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Концепция психологической лингвистики.

2. Анализируемые переменные в психологической лингвистике.

3. Анализ подсознательных отношений автора к тексту.

4. Концепция ролей в тексте и аудиовизуальном тексте.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте характеристику интеракционистских подходов к коммуникации.

2. Раскройте сущность концепции психологической лингвистики.

3. Почему психологическую лингвистику можно считать инструментом анализа подсознательных отношений автора к тексту?

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

 

Дополнительная

 

1.Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А.Леонтьев. - М.,

2005.

 

82


Практическое занятие № 16.

 


Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организацион-

Ная

Коммуникация

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с теориями интеракционизма.

 

Краткое содержание занятия:

 

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля: личные бытовые коммуникаци-онные ситуации. Школа Пало-Альто. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. Социология организационных коммуникаций: актер и си-стема.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля.

2. Школа Пало-Альто.

3. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана.

4. Социология организационных коммуникаций: актер и система.

 

Контрольные вопросы:

 

1. В чем заключаются принципы методологии Гарольда Гарфинкеля?

2. Назовите представителей школы Пало-Альто.

3. Сформулируйте основные идеи работ Ирвинга Гофмана «Анализ фреймов» и «Представление себя другим в повседневной жизни».

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии [Текст] / Г. Гарфинкель. -

СПб., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Гофман, И. Анализ фреймов [Текст] / И. Гофман. - М., 2004.

2. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни [Текст] / И

Гофман. - М., 2000.

 

83


Практическое занятие № 17. Политическая экономия коммуникации(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с концепциями и теориями политической эко-номии коммуникации.

 

Краткое содержание занятия:

 

Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970-

х гг. Неравномерное распределение коммуникационных ресурсов в мире. По-литические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации». Теория культурной зависимости и ее лимиты.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Концепция культурного империализма Герберта Шиллера.

2. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970-х гг.

3. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информа-ции и коммуникации».

 

4. Теория культурной зависимости и ее лимиты.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Выделите основные концепции культурного империализма Герберта Шилле-ра.

2. Какое значение имела концепция «свободного потока информации» в меж-дународной политике США 1950-1970-х гг.?

 

3. Раскройте сущность теории культурной зависимости.

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 


Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

 

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Текст] / М. Кастельс; под ред. О. И. Шкаратана. - М., 2002.

2. Сиберт, Ф.С. Четыре теории прессы. [Текст] / Ф. С. Сиберт, У. Шрамм., Т. Питерсон. - М, 1998.

3. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием [Текст] / Г. Шиллер. - М., 1980.

4. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества [Текст] /Ф. Уэбстер. - М., 2004.

 

84


Практическое занятие № 18. Политическая экономия коммуникации(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с концепциями и теориями политической эко-номии коммуникации.

 

Краткое содержание занятия:

 

Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационали-зации СМИ. Международное радиовещание в борьбе против цензур . Дебаты вокруг «культуры». Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов. Кри-тика экономических коммерческих моделей медиа.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационализа-ции СМИ.

 

2. Международное радиовещание в борьбе против цензур.

3. Концепция культурных индустрий.

4. Критика экономических коммерческих моделей медиа.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Раскройте теоретические аспекты интернационализации СМИ.

2. Охарактеризуйте сущность концепции культурных индустрий.

3. В чем заключается критика экономических коммерческих моделей медиа?

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 


Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

 

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Текст] / М. Кастельс; под ред. О. И. Шкаратана. - М., 2002.

 

2. Сиберт, Ф.С. Четыре теории прессы. [Текст] / Ф. С. Сиберт, У. Шрамм., Т. Питерсон. - М, 1998.

3. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества [Текст] /Ф. Уэбстер. - М., 2004.

 

85


Практическое занятие № 19. Новые медиа в системе массовой коммуникации(2 часа)

 

 

Учебная цель:знакомство со спецификой новых медиа.

 

Краткое содержание занятия:

 

Три уровня медиа. Медиа непосредственные, медиа опосредованные и конвергентные медиа. Понятие медиаконвергенции и ее проявления. Гибрид массовых и интерперсональных коммуникаций. Теории технологического де-терминизма. Новые медиа как коммуникативные инструменты: мобильный те-лефон, онлайн, тематическое ТВ. Широта исследований и методов изучения новых медиа. Кластеризация и фрагментация аудитории. Новые типы ньюзру-мов.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Массовые и интерперсональные коммуникации.

2. Теории технологического детерминизма.

3. Новые медиа: мобильный телефон, онлайн, тематическое ТВ.

4. Широта исследований и методов изучения новых медиа.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Охарактеризуйте понятие медиаконвергенции и способы ее проявления.

2. Раскройте сущность теорий технологического детерминизма.

3. Дайте характеристику новым медиа: мобильному телефону, онлайн, темати-ческому ТВ.

4. Какие методы изучения новых медиа вы можете назвать?

5. Что означает термин «кластеризация» в рамках изучаемой дисциплины?

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 


Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

 

2. Кирия, И. В. Теоретические аспекты мультимедийности в СМИ [Текст]: по-собие по мультимедийной журналистике / И. В. Кирия; под ред. А. Г. Качкае-

вой. - М., 2009.

3. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

 

Дополнительная

 

1. Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации [Текст]: учебник / В. В. Ворошилов. - СПб., 2006.

2. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.

 

 

86



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...