Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятия «средства массовой информации» и «средства массовой комму-




Никации»

(2 часа)

 

Учебная цель:усвоение понятий«средства массовой информации»и«средства массовой коммуникации», их соотношения.

 

Краткое содержание занятия:

Информация и ее носители. Профессии информации и профессии комму-никации. Понятие медиа как коммуникационного посредника. Основные ком-поненты медиа. Медиа и СМИ: сходства и различия. Медиа в западной тради-ции и СМИ в российской/советской традициях. Средства массовой информации

 

и средства массовой коммуникации: сходства и различия. Пропагандистские подходы к изучению СМИ: советская школа.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

1. Информация и ее носители.

 

2. Медиа и СМИ: сходства и различия.

 

3. СМИ и СМК: сходства и различия.

 

4. Различные подходы к изучению СМИ.

 

Контрольные вопросы:

1. Проанализируйте содержание понятий: «информация», «массовая информа-ция», «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации».

 

2. Охарактеризуйте понятие медиа как коммуникационного посредника.

 

3. В чем проявляются сходства и различия СМИ и СМК?

 

4. В чем проявляется сущность пропагандистского подхода к изучению СМИ?

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

Обязательная

1. Гойхман, О. Я., Надеина, Т. М. Основы речевой коммуникации [Текст]: учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М., 2001.

 

2. Кирия, И. В. Теоретические аспекты мультимедийности в СМИ [Текст]: по-собие по мультимедийной журналистике / И. В. Кирия; под ред. А. Г. Качкае-

 

вой. - М., 2009.

 

3. Науменко, Т. В. Социология массовой коммуникации [Текст] / Т. В. Наумен-

 

ко. - СПб., 2005.

 

4. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

 

Дополнительная

1. Социология журналистики [Текст]: учебник / под ред. С. Г. Корконосенко. -

 

М., 2004.

 

2. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.

 

67


Практическое занятие № 2.


Первые исследования коммуникации и появление первых объектов

Исследования

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с первыми исследованиями коммуникации ипоявлением первых объектов исследования.

 

Краткое содержание занятия:

Каноническая схема коммуникации Г. Лассуэлла и ее элементы в науке о массовой коммуникации. Исследования коммуникатора. Общество, институты, СМИ, инноваторы, индивиды как коммуникаторы. Изучение содержания ком-муникации: материалы СМИ , культура, литература, речевые акты , инновация как «содержание» в процессе коммуникации. Исследование канала коммуника-ции: каналы коммуникации как экономическая сфера, традиционные способы коммуникации и их влияние на содержание, социальные системы трансляции информации. Изучение аудитории коммуникации: массовая аудитория, инди-виды, социальные группы.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

1. Схема коммуникации Г. Лассуэлла и ее значение.

2. Понятие «коммуникатор».

3. Понятие содержания коммуникации.

4. Исследование канала коммуникации.

5. Изучение аудитории коммуникации.

 

Контрольные вопросы:

1. Каким образом используется в науке о массовой коммуникации каноническая схема Г. Лассуэлла?

2. Охарактеризуйте элементы коммуникационного процесса.

3. Как исследуются каналы коммуникации?

4. Для чего исследуется аудитория коммуникации?

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

Обязательная

 

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

М., 2007.

 

Дополнительная

1. Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации [Текст]: учебник / В. В. Ворошилов. - СПб., 2006.

2. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л. Н. Федото-

ва. - М., СПб., 2004.

 

68


Практическое занятие № 3.

 


Первые исследования коммуникации и появление первых объектов

Исследования

 

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с первыми исследованиями коммуникации ипоявлением первых объектов исследования.

 

Краткое содержание занятия:

 

Эффекты массовой коммуникации и их изучение: реакция индивида на сообщения, «концепция использования СМИ», активный потребитель комму-никации. Ранние исследования процессов обмена. Трудовые и экономические отношения как процесс обмена. Концепции сетевого обмена и исторического развития. Массовая психология и психология толпы. Эмпирические исследова-ния общества. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации. Первые исследования массовой коммуникации.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Изучение эффектов массовой коммуникации.

2. Концепции сетевого обмена и исторического развития.

3. Исследования урбанизированной коммуникации (Чикагская школа).

4. Первые исследования массовой коммуникации.

Контрольные вопросы:

1. Проанализируйте первые объекты первых исследований коммуникации.

2. Раскройте сущность концепции сетевого обмена и исторического развития.

3. Охарактеризуйте понятия «массовая психология» и «психология толпы»

4. Каковы результаты первых исследований урбанизированной коммуникации?

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

Обязательная

1. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

2. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации [Текст]: учебник / В. В. Ворошилов. - СПб., 2006.

 

2. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л. Н. Федото-

ва. - М., СПб., 2004.

 

69


Практическое занятие № 4.


Классификация теорий МК

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с классификацией теорий массовой коммуни-кации.

 

Краткое содержание занятия:

 

Классификация основных теорий с точки зрения инструментария. Линг-вистика как изучение материалов коммуникаций и социальных структур ком-муникаций. Структурализм. Социология коммуникации как эмпирическое ис-следование объектов, каналов и аудитории. Виды социологии коммуникации и ее периодизация. Социология трудовых отношений и коммуникация.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Основные подходы к МК.

2. Лингвистический подход к МК.

3. Структурализм.

4. Социологический подход к МК.

5. Виды социологии коммуникации и ее периодизация.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Проанализируйте основные подходы к МК с точки зрения инструментария.

2. Назовите представителей структурализма.

3. В чем сущность социологического подхода к МК?

4. Охарактеризуйте виды социологии коммуникации и периоды ее развития.

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Бенвенист, Э. Общая лингвистика. [Текст] / Э. Бенвенист. - М., 2002.

2. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л. Н. Федото-

ва. - М., СПб., 2004.

 

70


Практическое занятие № 5.


Классификация теорий МК

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с классификацией теорий массовой коммуни-кации.

 

Краткое содержание занятия:

 

Математические подходы к исследованию информации как технический взгляд на проблему коммуникации. Философия коммуникации как первый этап обозначения политико-экономической коммуникационной парадигмы. Полити - ческая экономия коммуникации. Особенности советской политэкономии СМИ.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Математические подходы к исследованию информации.

2. Философия коммуникации.

3. Политическая экономия коммуникации.

4. Советская политэкономия СМИ.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Проанализируйте математические подходы к исследованию информации.

2. Почему философию коммуникации можно считать первым этапом обозначе-ния политико-экономической коммуникационной парадигмы?

 

3. Охарактеризуйте политэкономический подход к коммуникации.

4 .Раскройте сущность советской политэкономии СМИ.

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

 

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран [Текст] / Е. Л. Вартано-

ва. - М., 2003.

 

 

71


Практическое занятие № 6.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...