Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятия «средства массовой информации» и «средства массовой комму-
Никации» (2 часа)
Учебная цель:усвоение понятий«средства массовой информации»и«средства массовой коммуникации», их соотношения.
Краткое содержание занятия: Информация и ее носители. Профессии информации и профессии комму-никации. Понятие медиа как коммуникационного посредника. Основные ком-поненты медиа. Медиа и СМИ: сходства и различия. Медиа в западной тради-ции и СМИ в российской/советской традициях. Средства массовой информации
и средства массовой коммуникации: сходства и различия. Пропагандистские подходы к изучению СМИ: советская школа.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов: 1. Информация и ее носители.
2. Медиа и СМИ: сходства и различия.
3. СМИ и СМК: сходства и различия.
4. Различные подходы к изучению СМИ.
Контрольные вопросы: 1. Проанализируйте содержание понятий: «информация», «массовая информа-ция», «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации».
2. Охарактеризуйте понятие медиа как коммуникационного посредника.
3. В чем проявляются сходства и различия СМИ и СМК?
4. В чем проявляется сущность пропагандистского подхода к изучению СМИ?
Литература для подготовки к семинарскому занятию: Обязательная 1. Гойхман, О. Я., Надеина, Т. М. Основы речевой коммуникации [Текст]: учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М., 2001.
2. Кирия, И. В. Теоретические аспекты мультимедийности в СМИ [Текст]: по-собие по мультимедийной журналистике / И. В. Кирия; под ред. А. Г. Качкае-
вой. - М., 2009.
3. Науменко, Т. В. Социология массовой коммуникации [Текст] / Т. В. Наумен-
ко. - СПб., 2005.
4. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.
Дополнительная 1. Социология журналистики [Текст]: учебник / под ред. С. Г. Корконосенко. -
М., 2004.
2. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.
67 Практическое занятие № 2. Первые исследования коммуникации и появление первых объектов Исследования (2 часа)
Учебная цель:знакомство с первыми исследованиями коммуникации ипоявлением первых объектов исследования.
Краткое содержание занятия: Каноническая схема коммуникации Г. Лассуэлла и ее элементы в науке о массовой коммуникации. Исследования коммуникатора. Общество, институты, СМИ, инноваторы, индивиды как коммуникаторы. Изучение содержания ком-муникации: материалы СМИ , культура, литература, речевые акты , инновация как «содержание» в процессе коммуникации. Исследование канала коммуника-ции: каналы коммуникации как экономическая сфера, традиционные способы коммуникации и их влияние на содержание, социальные системы трансляции информации. Изучение аудитории коммуникации: массовая аудитория, инди-виды, социальные группы.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов: 1. Схема коммуникации Г. Лассуэлла и ее значение. 2. Понятие «коммуникатор». 3. Понятие содержания коммуникации. 4. Исследование канала коммуникации. 5. Изучение аудитории коммуникации.
Контрольные вопросы: 1. Каким образом используется в науке о массовой коммуникации каноническая схема Г. Лассуэлла? 2. Охарактеризуйте элементы коммуникационного процесса. 3. Как исследуются каналы коммуникации? 4. Для чего исследуется аудитория коммуникации?
Литература для подготовки к семинарскому занятию: Обязательная
1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005. 2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. - М., 2007.
Дополнительная 1. Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации [Текст]: учебник / В. В. Ворошилов. - СПб., 2006. 2. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л. Н. Федото- ва. - М., СПб., 2004.
68 Практическое занятие № 3.
Первые исследования коммуникации и появление первых объектов Исследования
(2 часа)
Учебная цель:знакомство с первыми исследованиями коммуникации ипоявлением первых объектов исследования.
Краткое содержание занятия:
Эффекты массовой коммуникации и их изучение: реакция индивида на сообщения, «концепция использования СМИ», активный потребитель комму-никации. Ранние исследования процессов обмена. Трудовые и экономические отношения как процесс обмена. Концепции сетевого обмена и исторического развития. Массовая психология и психология толпы. Эмпирические исследова-ния общества. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации. Первые исследования массовой коммуникации.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Изучение эффектов массовой коммуникации. 2. Концепции сетевого обмена и исторического развития. 3. Исследования урбанизированной коммуникации (Чикагская школа). 4. Первые исследования массовой коммуникации. Контрольные вопросы: 1. Проанализируйте первые объекты первых исследований коммуникации. 2. Раскройте сущность концепции сетевого обмена и исторического развития. 3. Охарактеризуйте понятия «массовая психология» и «психология толпы» 4. Каковы результаты первых исследований урбанизированной коммуникации?
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 2. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. - М., 2007.
Дополнительная
1. Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации [Текст]: учебник / В. В. Ворошилов. - СПб., 2006.
2. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л. Н. Федото- ва. - М., СПб., 2004.
69 Практическое занятие № 4. Классификация теорий МК (2 часа)
Учебная цель:знакомство с классификацией теорий массовой коммуни-кации.
Краткое содержание занятия:
Классификация основных теорий с точки зрения инструментария. Линг-вистика как изучение материалов коммуникаций и социальных структур ком-муникаций. Структурализм. Социология коммуникации как эмпирическое ис-следование объектов, каналов и аудитории. Виды социологии коммуникации и ее периодизация. Социология трудовых отношений и коммуникация.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Основные подходы к МК. 2. Лингвистический подход к МК. 3. Структурализм. 4. Социологический подход к МК. 5. Виды социологии коммуникации и ее периодизация.
Контрольные вопросы:
1. Проанализируйте основные подходы к МК с точки зрения инструментария. 2. Назовите представителей структурализма. 3. В чем сущность социологического подхода к МК? 4. Охарактеризуйте виды социологии коммуникации и периоды ее развития.
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005. 2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. - М., 2007.
Дополнительная
1. Бенвенист, Э. Общая лингвистика. [Текст] / Э. Бенвенист. - М., 2002. 2. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л. Н. Федото- ва. - М., СПб., 2004.
70 Практическое занятие № 5. Классификация теорий МК (2 часа)
Учебная цель:знакомство с классификацией теорий массовой коммуни-кации.
Краткое содержание занятия:
Математические подходы к исследованию информации как технический взгляд на проблему коммуникации. Философия коммуникации как первый этап обозначения политико-экономической коммуникационной парадигмы. Полити - ческая экономия коммуникации. Особенности советской политэкономии СМИ.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Математические подходы к исследованию информации. 2. Философия коммуникации. 3. Политическая экономия коммуникации. 4. Советская политэкономия СМИ.
Контрольные вопросы:
1. Проанализируйте математические подходы к исследованию информации. 2. Почему философию коммуникации можно считать первым этапом обозначе-ния политико-экономической коммуникационной парадигмы?
3. Охарактеризуйте политэкономический подход к коммуникации. 4 .Раскройте сущность советской политэкономии СМИ.
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.
2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. - М., 2007.
Дополнительная
1. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран [Текст] / Е. Л. Вартано- ва. - М., 2003.
71 Практическое занятие № 6. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |