Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 8. Тенденции изменений массовой коммуникации. Новые медиа в системе массовой коммуникации




 

Глобализация массовой коммуникации, предсказанная канадским ученым Гербертом Маршаллом Маклюэном(1911-1980),в концеXXвека выразилась

 

в развитии интернета – всемирной компьютерной сети. Наличие возможности почти мгновенной связи с одновременным использованием визуального и аудиального канала, текстового и невербального сообщения качественно изме-нило общение. Появилось понятие виртуальной коммуникации. Возможности, которые открывает компьютерная сеть именно для массовой коммуникации, свидетельствуют о начале новой эпохи в развитии коммуникативных систем.

Новые СМИ, или новые медиа (англ. New media), – термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и но-вых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обо-значения отличий от традиционных медиа, таких, как газеты, т.е. этим терми-ном обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуни-каций. Конвергенция (сближение, слияние различных по своей природе средств массовой информации в единое целое – и с точки зрения организационной структуры, и с точки зрения технологии передачи взаимосвязанной, консоли-дированной информации) и мультимедийные редакции стали обыденными эле-ментами сегодняшней журналистики.

 

Речь, прежде всего, идет о цифровых технологиях, и эти тенденции свя-заны с компьютеризацией общества, поскольку до 80-х гг. XX века медиа пола-гались на аналоговые носители.

 

62


Следует отметить, что, согласно закону Рипля, более высокоразвитые средства массовой информации не являются заменой предыдущих, поэтому за-дача новых медиа - это вербовка своего потребителя, поиск иных областей применения; онлайн-версия печатного издания вряд ли способна заменить само печатное издание.

 

Под термином «новые медиа» подразумевают и демократизацию процес-са создания и запуска СМИ.

 

Следует различать понятия «новые медиа» и «цифровые медиа». Хотя и там, и здесь практикуются цифровые средства кодировки информации.

Интерактивность есть непременная составная новых медиа, в число кото-рых входят глобальные многопользовательские игры, такие, как World of Warcraft и Second Life.

До 1980-х гг. отрасль располагала только аналоговыми и печатными мо-делями вещания, однако на настоящем этапе очевидны метаморфозы, которые сгенерировали интернет и электронные игры.

Классические медиа начали обрастать новыми технологиями, каковой, например, является цифровая обработка изображений перед публикацией в га-зетах. Канадская радиотелевизионная и телекоммуникационная комиссия опре-деляет новые медиа как любую медиапродукцию, являющуюся интерактивной и распространяемую цифровыми методами. Таким образом, традиционные и новые медиа разделяются по критерию доступности и способам доставки ко-нечному потребителю.

 

Комиссия также подчёркивает важность интернета в становлении новых медиа, поскольку он позволяет использовать для передачи определенной ин-формации текст, видео, аудио и изображения одновременно

Любой человек может стать издателем «нового СМИ» с точки зрения технологии процесса. Вин Кросби, который описывает «массмедиа» как ин-струмент вещания «одного многим», рассматривает новые медиа как коммуни-кацию «многих со многими».

 

Проблема развития информационных технологий и информационного общества становится сейчас в повестку дня как одна из важнейших. В мире происходят три важных процесса в обмене информацией. С одной стороны – это глобализация, т.е. быстрый обмен информацией со всем миром. С другой стороны, благодаря тому же интернету, возможно развитие малых местных структур: современные информационно-коммуникационные сети дают воз-можность малым группам, в том числе и этническим, присутствовать в вирту-альном пространстве, объединяя своих представителей вне зависимости от гос-ударственных границ и географических расстояний. При этом современные глобальные сети не только объединяют, но одновременно дают возможность для приватности и создания малых сетей и малых групп. И, наконец, третья особенность современного развития – это технологизм, особая роль новых тех-нологий в развитии общества. Это отражается, скажем, сейчас в конкуренции Европы и Соединенных Штатов Америки в сфере того же интернета: амери-канцы развивают преимущественно интернет, связанный с использованием

 

63


традиционных проводных систем, хотя применяются и беспроволочные техно-логии, европейский интернет в основном пытается опираться на беспроволоч-ные технологии.

Что же касается российского сегмента интернета, то он, прежде всего, яв-ляется связующим звеном нашей страны с мировым информационным и эко-номическим пространством. В этой сфере связи особенно необходимы, по-скольку сегодня развивать экономику, информационную инфраструктуру вне глобальных систем практически невозможно.

 

Сейчас в большинстве регионов, в российских областях, краях и респуб-ликах действуют местные интернет-агентства. Сегодня интернет в российском информационном пространстве играет жизненно важную роль, он является не какой-то частной структурой, а одной из формообразующих структур нашего информационного пространства в плане доступа к информации, к новостям, знаниям, различного рода документам. Это очень важный и серьезный аспект.

Информационное общество предполагает использование информацион-ного пространства для развития экономики и культуры. Однако информацион-ное общество требует доступа к новым высоким технологиям. Интернет – это новое пространство, прежде всего, информационное, это новое средство ин-формации, с одной стороны, – индивидуальной, с другой – массовой. Многие ведущие газеты, журналы, телепрограммы присутствуют в интернете.

Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых средств массовой информации, следует обратить внимание на три основных аспекта.

Первый – возможности средств массовой информации на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий и интернета. Технология коммуникаций и информации изменяется стремительно . Интернет создает новое публичное пространство, которое открывает большие возможно-сти для глобального общения.

 

Второй – традиционные средства массовой информации в условиях «ин-тернетизации». Это оцифровка или дигитализация, т.е. перевод содержания средств массовой информации в цифровую форму. В результате общей едини-цей для всех средств массовой информации становится текст, обретающий но-вое цифровое измерение. Тем самым новая информационная среда начинает оказывать возрастающее влияние даже на сферу языка, в котором наряду с ли-нейной выстраивается гипертекстуальная структура.

 

Третий – новые массмедиа или новые средства массовой информации. Если говорить о традиционных СМИ, то они широко используют интер-

 

нет для своего распространения как в регионе, так и в мире. И провинциальная газета с незначительным тиражом может стать глобальной газетой.

Обычно, когда мы говорим о развитии современных глобальных изданий, мы ссылаемся на четыре газеты, издающиеся на английском языке : World Street Journal, USA Today, International Hear, Tribune and Financial Times. Но на самом деле любая газета, представленная в интернете, становится глобальной, даже очень небольшая. Во Владимире издается газета «Молва». Ее тираж 8000 эк-земпляров, но она представлена в интернете. Количество посещений – 80 тысяч

 

64


из 35 стран. Таким образом, владимирская газета фактически стала глобальной. Ее аудитория не ограничена городом Владимиром, жители Владимира и обла-сти, находящиеся за пределами даже России, могут в любое время читать свою газету. Это очень важный момент, он позволяет создавать новые читательские структуры, новую аудиторию, которая не ограничивается тем местом, где изда-ется та или иная газета, а включает в себя людей из разных регионов. В этом смысле открываются новые возможности для развития глобальных газет на различных языках , даже не очень широко известных в мире. Тем не менее в условиях бурного развития новых информационно-коммуникационных техно-логий, безусловно, произойдут существенные перемены в традиционных СМИ

 

– в печати, радио, телевидении, в доступе к ним, в способах доставки и, вероят-но, в содержании.

Наиболее органично вписывается в современную жизнь радио. Звуковая речь легко передается через интернет, для приема радиосигнала достаточно иметь компьютер и к нему звуковую плату. «Радио России» уже сегодня ведет свое вещание в значительной степени на базе интернета, который используется как средство доставки сигнала в различные страны к радиостанциям для веща-ния через них, но одновременно этот сигнал может быть принят и индивиду-альными пользователями интернета. Кстати, таким образом слушают «Эхо Москвы» и «Серебряный дождь» во многих странах. Сегодня российские ра-диостанции, размещенные в интернете, можно слышать во всем мире.

Сложнее всего обстоит дело на телевидении. Время, затрачиваемое поль-зователями интернета на просмотр телевизионных программ, сократилось. Ви-димо, произойдет серьезное изменение в структуре телевидения. К спортив-ным, музыкальным и многим другим программам, которые традиционно смот-рели по телевидению, интернет открывает отдельный доступ. В связи с этим больше будет телевидения специализированного, рассчитанного на интересы отдельных сегментов аудитории. Весьма устойчивые перспективы у новостных программ.

 

Печать имеет достаточно прочные позиции, прежде всего потому, что объединение разных видов информации в едином телевизионном или компью-терном варианте не отменяет текста. Более того, радио- и телевизионные пере-дачи, как правило, размещаются в интернете в двух формах – аудиовизуальной и текстовой.

Текст становится общим знаменателем для всех СМИ в интернете. Часто материалы из интернета распечатываются для чтения. Некоторые газеты, как, например, «Gazeta.ru», имеют специальную версию для распечатки. Все поль-зуются текстом, который приобретает самостоятельность и даже независи-мость. При всем этом газета или журнал имеют большие преимущества, по-скольку публикуемая там информация, как правило, отработана высококвали-фицированными специалистами, в результате чего читатель получает тщатель-но проанализированные, хорошо обработанные сведения.

 

С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ – электронные газеты. Электронная газета имеет ряд особенностей. Одна из них

 

65


состоит в том, что это газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстри-рована и в ней нет , как правило, законченных статей. Статья или материал за-канчивается тогда, когда заканчивается событие. В этом смысле журналисты в газете, живущей в интернете, должны работать постоянно и их статьи пишутся таким образом, чтобы последняя фраза всегда могла бы быть дополнена.

 

Конечно, интересной особенностью электронных газет является и гипер-текстовая верстка, которая позволяет быстро искать различные материалы, находить ссылки, и в этом смысле чтение электронной газеты оказывается бо-лее осмысленным, более содержательным и, может быть, более разнообразным. Если говорить о других особенностях электронной газеты, то необходимо отме-тить их очень большую оперативность. Часто электронные газеты опережают не только печатные, но и телевидение по скорости появления своих материалов. В качестве примера можно снова назвать издание по имени «Gazeta.ru».

 

Серьезное место в интернете занимают информационные агентства. Со-здано государственное агентство под названием «Страна.ру». Это информаци-онное агентство дает не только текстовую информацию, но и видеоинформа-цию, в том числе хранит наиболее интересные телевизионные передачи. Таким образом, это новое электронное информационное агентство позволяет пользо-вателю получать в свое распоряжение все виды информации: аудиовизуальную и текстовую. Это большое достоинство новых СМИ.

 

Новые электронные средства массовой информации сосуществуют с тра-диционными, превосходя их по быстроте доставки читателям материалов, по простоте доступа к ним прямо из дома. Но они уступают печатной прессе в длительности своего существования. Если вы купили газету, то можете читать

 

ее в течение дня и даже недели, а в интернете вы должны наблюдать газету только в тот момент, когда вы смотрите на экран вашего компьютера. Думает-ся, что новые средства массовой информации будут сосуществовать с традици-онным СМИ.

Вместе с технологическими новшествами в российскую жизнь входят и новые названия. Так, до недавнего времени в русском языке журналистский коллектив издания и помещение, в котором он располагался, назывались тер-мином «редакция». Сейчас современно оснащенную и интегрированную, или мультимедийную, редакцию, которая имеет оборудование и программное обес-печение, а также компетентных сотрудников для создания, хранения, управле-ния и публикации контента на различных медианосителях (платформах) – на бумаге, на ТВ, радио, в интернете, стали называть словом «ньюзрум».

 

Итак, мы рассмотрели тенденции изменения массовой коммуникации в связи с ее глобализацией, обусловленной появлением новых форм коммуника-ции.

 

66







ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Практическое занятие № 1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...