Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 5. Психологические подходы к изучению массовой коммуникации




 

Для рассмотрения междисциплинарных подходов к изучению массовой коммуникации, в том числе психологических, необходимо обратиться к поня-тию дискурса. Дискурс в 60-70 -х гг. XX века понимался как связанная последо-вательность предложений или речевых актов. К концу 80-х гг. ХХ века под дискурсом начинают понимать сложное коммуникативное явление, сложную систему иерархии знаний, включающую, кроме текста, ещё и экстралингвисти-ческие факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата и др.), необ-ходимые для понимания текста.

К настоящему времени в академической среде сложились научные школы

и направления, предлагающие собственные оригинальные теоретические моде-ли дискурса и способы проведения дискурс-анализа.

КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ДИСКУРСА ТЕУНА ВАН ДЕЙКА. Теун ВанДейк(р. 1943) -нидерландский лингвист,один из пионеров теории текста,тео-рии речевых актов и анализа дискурса. Занимается исследованием языка СМИ. В основе классификации теорий дискурса Ван Дейка лежит дисциплинарно-генетический подход, который был сформулирован в вводной статье к первому тому редактируемого им четырехтомника «Справочник по дискурс-анализу»

(1985).

В своей статье Ван Дейк представляет дискурс-анализ в качестве новой кросс-дисциплины, развитие которой связано с постоянным расширением предметной области исследования, с подключением к изучению дискурса все новых дисциплин, что в итоге приводит к образованию разнообразных отрасле-вых направлений дискурс-анализа в гуманитарных и социальных науках.

При этом расширение предметного поля дискурс-анализа рассматривает-ся Ван Дейком как результат интегративных междисциплинарных процессов.

 

Появление первых специализированных работ по теории и практике дис-курс-анализа Ван Дейк связывает с публикациями в 1964 и 1968 годах во Фран-ции сборников статей, в которых печатались работы Тодорова по применению структурной лингвистики и семантики к литературе, первые работы по семио-тике и семиологии Барта, Эко и других авторов.

Благодаря соединению структурного анализа с семиотическим, предмет-ная область дискурс-анализа расширилась до изучения продукции массовой культуры и массовых коммуникаций (кинематограф, реклама, СМИ, мода и др.).

 

В то же время в 60-е гг. XX века начинается бурное развитие новых от-раслей лингвистики, что приводит к появлению социолингвистических, этно-лингвистических и иных социокультурно-ориентированных лингвистических

 

38


теорий дискурса. В свете новой лингвистики предмет дискурс-анализа расши-рился до изучения культурных стилей, вербального искусства, адресных форм, изучения социальных и культурных контекстов разнообразных видов коммуни-каций: беседы, рекламы, новостей.

 

В итоговой части своего краткого обзора процесса становления дискурс-анализа Ван Дейк делает ряд общих выводов. Отмечается, во-первых, что ран-ний интерес к проведению систематического дискурс-анализа был по преиму-ществу структуралистским предприятием, связанным с применением структу-ралистского подхода в лингвистических и антропологических исследованиях. Предметом изучения становились не только народные жанры и мифы, но также

и ритуальные интерактивные взаимодействия. Во-вторых, в 1960-х гг. дискурс-анализ обогатился семиотическими методами исследования текстов, средств массовых коммуникаций и коммуникативных событий. В-третьих, появление новых исследовательских направлений в рамках лингвистики способствовало дальнейшему развитию дискурс-анализа как в рамках лингвистических иссле-дований, так и за их пределами.

 

Появление на свет дискурс-анализа в статусе самостоятельной дисципли-ны, по Ван Дейку, приходится на период 1972-1974 гг. В начале 1970-х гг. по-являются первые монографии и коллективные работы, полностью или частично посвященные дискурс-анализу как особой междисциплинарной отрасли знания.

В начале 1970-х гг. в рамках социолингвистики возникли теории повсе-дневного, разговорного дискурса, а в рамках философии языка – теория рече-вых актов, в которых основное внимание стало фиксироваться на экстралинг-вистических измерениях дискурса, а именно - на интенциях говорящего, веро-ваниях, ценностных ориентациях, отношениях между говорящим и слушаю-щим.

Одновременно область повседневного дискурса становится предметом изучения новых социологических дисциплин: микросоциологии и феноменоло-гической социологии. Естественный и спонтанный язык разговорного общения стал рассматриваться сквозь призму лингвистической прагматики и социаль-ных ситуаций. Дискурс-анализ приобрел диалогическое и ситуативное измере-ния (ситуативный конверсационный дискурс-анализ).

 

Еще, по крайней мере, две дисциплины, по мнению Ван Дейка, внесли свой существенный вклад в появление новых теорий дискурса в 1970-е гг. Это когнитивная психология и информатика. Развитие когнитивной психологии привело к зарождению психологических теорий дискурса, или дискурсивной психологии. Развитие информатики обогатило дискурс-анализ новым категори-альным аппаратом, описывающим воспроизводство знания в искусственной памяти.

 

В течение последующего десятилетия (1974-1985гг.), по мнению Ван Дейка, усиливается дисциплинарная интеграция в сфере дискурс-анализа. Междисциплинарный процесс изучения дискурса становится все более одно-родным и автономным. Дискурс-анализ превращается в супердисциплину, в ис-следовательское пространство которой вовлекаются все новые и новые объек-

 

39


ты. Дискурс-анализ проникает в юридическое пространство, делая предметом своего исследования юридические документы и отношения, имеющие тексту-альную и диалогическую природу . Изучение массовых коммуникаций эволю-ционирует от контент-анализа к более сложному дискурс-анализу медиа-текстов и медиа-выступлений . Здесь так же, как и в семиотике, подвергаются систематическому анализу не только вербальные, но и визуальные дискурсы – фотографии, фильмы, комиксы и т.д. Клиническая психология обращается к изучению терапевтического дискурса, социальная психология – к взаимодей-ствию когнитивных и социальных аспектов побудительной коммуникации, к ситуативному анализу вербальных взаимодействий, опосредованных дискур-сом.

 

С середины 1980-х гг., считает Ван Дейк, дискурс-анализ вступает в этап развития внутриотраслевой специализации. Появляются специализированные теории дискурса, например, такие, как теория идеологического дискурса, тео-рия этнических дискурсов, теория дискурса социальных меньшинств, теория дискурса расизма и др. В дискурс-анализе возникают новые идейно-теоретические направления. Одним из наиболее широких и разветвленных направлений становится критический дискурс-анализ (сокращенно КДА). В особую отрасль выделяется анализ политического дискурса. Сам Ван Дейк в последние годы специализируется в области исследования идеологического дискурса [48].

 

ТЕОРИЯ ПРАЙМИНГА И МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ПРИ УСВОЕНИИ СООБЩЕНИЙ СМИ. Прайминг – популярное направление в рам-ках научных исследований медиавоздействия, изучающее когнитивные струк-туры, задействованные в процессе обработки информации. Эффект прайминга имеет место, когда массовая информация активирует в сознании членов ауди-тории мысли и чувства, соотнесенные с ее содержанием. Поступающая через масс-медиа информация стимулирует понятия, мысли или знания, приобретен-ные в прошлом и имеющие отношение к содержанию новой информации. В те-чение определенного периода времени после просмотра фильма или передачи существует повышенная вероятность того, что мысли телезрителя будут «при-вязаны» к содержанию информации посредством возникающих ассоциаций или воспоминаний. Иногда образуются постоянные связи между содержанием информации и раздражителем, с одной стороны, и связанными с ним психиче-скими образованиями, с другой. Эффект прайминга может обусловливать пове-дение человека. Под воздействием прайминга индивид может реагировать или действовать определенным образом, причем последствия этих действий могут быть нежелательными. Случаи преступлений-копий – патологические проявле-ния эффекта прайминга.

Однако только очень незначительный процент потребителей массовой информации настолько восприимчив к праймингу, что фактически моделирует или имитирует поведение персонажей фильмов. У большинства телезрителей прайминг вызывает умеренную реакцию, которая ослабевает с течением време-ни или может вообще не проявляться. Теория прайминга основана на концеп-

 

40


ции когнитивных неоассоциаций, которая пытается объяснить механизм памя-ти. Отдельные мысли или чувства, испытанные в прошлом, вспоминаются и ас-социируются с новой информацией. Идеи и представления, связанные с опре-деленными эмоциями, стимулируют ассоциирующиеся с ними чувства и реак-ции . Семантика мышления телезрителей , как правило, связана с содержанием той информации, которую они получают.

Большинство исследователей при изучении эффекта прайминга исполь-зуют жестко контролируемый лабораторный эксперимент. В большинстве слу-чаев упор делается на психологическом измерении прайминга, однако многие исследования в области медиавоздействия обнаружили убедительные доказа-тельства реальности прайминга как одного из аспектов воздействия СМИ [20].

 

СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ АЛЬБЕРТА БАНДУРЫ. Аль-берт Бандура(р. 1925) -канадский и американский психолог,известный свои-ми работами по теории социального научения (или социального когнитивизма).

В научном мире широко известны работы Бандуры по моделированию, са-моэффективности и подростковой агрессии. Бандура считал, что дети приобре-тают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имита-ции – идентификация – процесс, в котором личность заимствует мысли, чув-ства. Теория Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди при-обретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Основная идея теории нашла выражение в понятии научения через наблюдение, что подтверждалось экспериментом с куклой Бобо. Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.

ТЕОРИЯ КУЛЬТИВАЦИИ ДЖОРДЖА ГЕРБНЕРА. Джордж Гербнер

(1919-2005) - американский психолог, политолог, теоретик медиакультуры, ме-диапедагог - представил свою коммуникативную модель в 1956 г. Модель под-разумевает субъективность, селективность, изменчивость и непредсказуемость коммуникативного процесса, рассмотрение его как открытой системы. Специ-фической чертой модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Сло-весное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла: 1) кто-то 2) воспринимает событие 3) и реагирует 4) в данной ситуации 5) с по-мощью некоторых средств, 6) чтобы создать доступное для других содержание 7) в некоторой форме, 8) в контексте, 9) и передает сообщение 10) с некоторы-ми последствиями. Основные звенья модели – восприятие – переработка - вос-приятие. Одновременно Гербнер подчеркивает роль и многих других факторов, таких, как случайные помехи, импульсивность, привычки аудитории и т.д., называя это контекстом восприятия.

 

С 1960-х гг. группа Гербнера занимается исследованиями социальных следствий показа сцен насилия по телевидению. Были предложены новые тер-мины для описания того, как опосредованная СМК реальность может влиять на убеждения людей и т.о. определять их поведение. Авторы назвали этот процесс

 

41


«основным потоком», предполагая, что содержание телевизионных сообщений «культивирует», формирует мнения людей. В частности, люди, часто наблюда-ющие сцены насилия на экране ТВ, склонны ждать их повторения в реальной жизни, даже если с ними и / или в их присутствии ничего подобного не проис-ходило. Авторы теории культивирования полагают , что просмотр сообщений СМК ведет к выработке стереотипных, искаженных и селективных представле-ний о социальной реальности, являющихся отражением картины мира, навязы-ваемой как выпусками новостей, так и кинофильмами. Телевидение открывает зрителю органичный мир взаимосвязанных (как реальных, так и придуманных) историй, зритель же воспринимает его как целое, недифференцированное, не как окно в мир или отражение мира, но как мир сам по себе. Культивируется не только взгляд на мир, но и социальные роли и ценности [51].

СЕМИОСОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Т.М. ДРИДЗЕ. Тамара Моисеевна Дри́дзе (1930-2000) - российский социолог, академик Международ-ной Академии Информатизации, доктор психологических наук, профессор со-циологии, создатель экоантропоцентрической парадигмы социологии и семио-социопсихологической парадигмы социальной коммуникации, ситуационной концепции социокультурной динамики, методологии прогнозного социального проектирования и концепции социально ориентированного социального управ-ления, семиосоциопсихологической концепции лингводидактики. Вся ее науч-ная деятельность была связана с Институтом социологии РАН.

Семиосоциопсихология (первоначальное название лингвосоциопсихоло-гия) - наука о процессах функционирования текстов в обществе. Основное вни-мание здесь обращено не к содержательной стороне любых целостных, завер-шенных коммуникативных актов (по Дридзе, текстов), а к его мотивационно-целевой структуре, что позволяет входить в широкий контекст человеко-средовых взаимодействий. Семиосоциопсихология опирается не только на накопленные наукой знания о языке, но и на знания о человеке как активном субъекте деятельности, который не только познает, но и создает окружающий его мир, вступая в коммуникативные взаимодействия. Эта деятельность не только сопутствует всем другим видам деятельности людей, связывая их в еди-ное целое, но и является самостоятельно мотивированной и целенаправленной предметной деятельностью, существенно влияющей на образ жизни людей и на социокультурные процессы.

 

В рамках семиосоциопсихологии текст рассматривается как целостная иерархическая содержательно-смысловая структура, объединенная авторской интенцией (замыслом). Основная задача метода (в ряде работ Дридзе он носит также название информативно-целевой) состоит в том, чтобы оценить конкрет-ный текст с точки зрения его первичной и вторичной информативности. Пер-вичная информативность характеризуется не абсолютным количеством инфор-мации в тексте, а лишь той ее частью, которая становится достоянием воспри-нимающего человека. Первичная информативность описывает потенциальную способность конкретного текста донести замысел, основное коммуникативное намерение автора до потребителя.

 

42


Интенциональный (мотивационно-целевой) анализ ориентирован на свойство их вторичной информативности. Это свойство допускает многофунк-циональную интерпретацию содержания текста. Обращаясь к тексту, пользова-тель далеко не всегда извлекает ту информацию, которая отражает коммуника-тивное намерение автора, в результате возникают т.н. «смысловые ножницы».

 

Итак, мы рассмотрели некоторые из теорий, в той или иной степени за-трагивающие психологическое воздействие СМИ на человека, а также рассмат-ривающие изменения в поведении и психике людей как следствие медиавоз-действия.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...