Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические подходы к изучению массовой коммуникации




(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с психологическими подходами к изучениюмассовой коммуникации.

 

Краткое содержание занятия:

 

Когнитивные теории на стыке медиапсихологии и лингвистики. Теун Ван Дейк и его когнитивная теория дискурса. Социально- когнитивная теория Аль-берта Бандуры. Понятие научения в теории Бандуры. Теория прайминга и мо-дели человеческой памяти при усвоении сообщений СМИ . Теория культивации Дж. Гербнера. Психологическое изучение медианасилия. Семиосоциопсихоло-гическая теория Т. Дридзе.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Когнитивные теории на стыке медиапсихологии и лингвистики.

2. Теория дискурса Теуна Ван Дейка.

3.Теория Альберта Бандуры.

4. Теория прайминга.

5. Теория культивации Джорджа Гербнера.

6. Семиосоциопсихологическая теория Т.М. Дридзе.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте обзор когнитивных теорий, созданных на стыке медиапсихологии и лингвистики.

2. В чем значение теории дискурса Теуна Ван Дейка?

3. Объясните сущность понятия научения в теории Альберта Бандуры.

4. Кто занимался психологическим изучением медианасилия?

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации

[Текст] / Т. М. Дридзе. - М., 1984.

 

 

76


Практическое занятие № 11.


Микросоциологические подходы к изучению коммуникации

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с микросоциологическими подходами к изу-чению коммуникации.

 

Краткое содержание занятия:

 

Развитие социологии массовой коммуникации после эмпирико-функционалистов. Классификация основных социологических теорий . Ме-диаориентированые и социально-ориентированные теории. Карта теорий.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Развитие социологии массовой коммуникации после эмпирико-функционалистов.

2. Классификация основных социологических теорий.

3. Медиаориентированые и социально-ориентированные теории.

4. Карта теорий.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте обзор социологических теорий МК, предложенных после эмпирико-функционалистов.

2. Проанализируйте классификацию основных социологических теорий.

3. Охарактеризуйте медиаориентированые и социально-ориентированные тео-рии.

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

 

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Фомичева, И. Д. Социология СМИ [Текст] / И. Д. Фомичева. - М., 2007.

 

77


Практическое занятие № 12.


Теории информационного общества

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с теориями информационного общества.

 

Краткое содержание занятия:

 

Информационное общество как социально-философская парадигма. Тех-нологический детерминизм Маршалла Маклюэна и Гарольда Инниса. Теории «экономики будущего» (Дэниел Белл, Элвин Тоффлер, Фрэнсис Фукуяма). Се-тевая информациональная экономика Манюэля Кастельса. Причины краха со-ветского этатизма у Кастельса и их критика. Экономика доступа Джереми Риф-кина. Правительственные и политические доктрины по переходу к информаци-онному обществу.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Информационное общество как социально-философская парадигма.

2. Технологический детерминизм М. Маклюэна и Г. Инниса.

3. Теории «экономики будущего» (Д. Белл, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма).

4. Сетевая информациональная экономика М. Кастельса.

5. Экономика доступа Дж. Рифкина.

6. Правительственные и политические доктрины по переходу к информацион-ному обществу.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные направления развития информационного общества в стра-нах Западной Европы?

2. Каковы основные направления развития информационного общества в США?

3. Каковы основные направления развития информационного общества в Япо-нии?

 

4. Раскройте базовые положения «Концепции формирования информационного общества в России» (1999).

5. Как определялись особенности и возможные пути перехода России к инфор-мационному обществу в конце XX века?

6. Раскройте основные положения «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» (2000), утвержденной президентом РФ.

 

7. Каковы итоги реализации положений «Окинавской Хартии глобального ин-формационного общества» (2000)?

8. Раскройте основные положения Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

 

9. Раскройте основные положения Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

10. Проанализируйте теории информационного общества.

 

78


Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 


Обязательная

1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное об-

щество (2011-2020 годы)» // http: // www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html

2. Окинавская Хартия глобального информационного общества (2000) // http: // www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html

 

3. Постановление правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе “Электронная Россия” (2002-2010 годы)» (с изменениями и дополнениями) // http: // base.garant.ru/184120/

4. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

5. Чернов, А. А. Становление глобального информационного общества: про-

блемы и перспективы / А. А. Чернов. – М., 2003 // http: // www.studfil es.ru/preview/460676/

 

6. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Кастельс, М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе [Текст] / М. Кастельс. - М., 2004.

2. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Текст] / М. Кастельс; под ред. О. И. Шкаратана. - М., 2002.

3. Кирия, И. В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. [Текст] / И. В. Кирия. - М., 2005.

 

4. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга [Текст] / М. Маклюэн. - М., 2005.

5. Национальные модели информационного общества [Текст] / под ред. Е. Л. Вартановой. - М., 2005.

6. Тоффлер, Э. Третья волна. [Текст] / Э. Тоффлер. - М., 2004.

7. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества [Текст] /Ф. Уэбстер. - М., 2004.

 

79


Практическое занятие № 13.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...