Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологические подходы к изучению массовой коммуникации
(2 часа)
Учебная цель:знакомство с психологическими подходами к изучениюмассовой коммуникации.
Краткое содержание занятия:
Когнитивные теории на стыке медиапсихологии и лингвистики. Теун Ван Дейк и его когнитивная теория дискурса. Социально- когнитивная теория Аль-берта Бандуры. Понятие научения в теории Бандуры. Теория прайминга и мо-дели человеческой памяти при усвоении сообщений СМИ . Теория культивации Дж. Гербнера. Психологическое изучение медианасилия. Семиосоциопсихоло-гическая теория Т. Дридзе.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Когнитивные теории на стыке медиапсихологии и лингвистики. 2. Теория дискурса Теуна Ван Дейка. 3.Теория Альберта Бандуры. 4. Теория прайминга. 5. Теория культивации Джорджа Гербнера. 6. Семиосоциопсихологическая теория Т.М. Дридзе.
Контрольные вопросы:
1. Дайте обзор когнитивных теорий, созданных на стыке медиапсихологии и лингвистики. 2. В чем значение теории дискурса Теуна Ван Дейка? 3. Объясните сущность понятия научения в теории Альберта Бандуры. 4. Кто занимался психологическим изучением медианасилия?
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005. 2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. - М., 2007.
Дополнительная
1. Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации [Текст] / Т. М. Дридзе. - М., 1984.
76 Практическое занятие № 11. Микросоциологические подходы к изучению коммуникации (2 часа)
Учебная цель:знакомство с микросоциологическими подходами к изу-чению коммуникации.
Краткое содержание занятия:
Развитие социологии массовой коммуникации после эмпирико-функционалистов. Классификация основных социологических теорий . Ме-диаориентированые и социально-ориентированные теории. Карта теорий.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Развитие социологии массовой коммуникации после эмпирико-функционалистов. 2. Классификация основных социологических теорий. 3. Медиаориентированые и социально-ориентированные теории. 4. Карта теорий.
Контрольные вопросы:
1. Дайте обзор социологических теорий МК, предложенных после эмпирико-функционалистов. 2. Проанализируйте классификацию основных социологических теорий. 3. Охарактеризуйте медиаориентированые и социально-ориентированные тео-рии.
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.
2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.
Дополнительная
1. Фомичева, И. Д. Социология СМИ [Текст] / И. Д. Фомичева. - М., 2007.
77 Практическое занятие № 12. Теории информационного общества (2 часа)
Учебная цель:знакомство с теориями информационного общества.
Краткое содержание занятия:
Информационное общество как социально-философская парадигма. Тех-нологический детерминизм Маршалла Маклюэна и Гарольда Инниса. Теории «экономики будущего» (Дэниел Белл, Элвин Тоффлер, Фрэнсис Фукуяма). Се-тевая информациональная экономика Манюэля Кастельса. Причины краха со-ветского этатизма у Кастельса и их критика. Экономика доступа Джереми Риф-кина. Правительственные и политические доктрины по переходу к информаци-онному обществу.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Информационное общество как социально-философская парадигма. 2. Технологический детерминизм М. Маклюэна и Г. Инниса. 3. Теории «экономики будущего» (Д. Белл, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма). 4. Сетевая информациональная экономика М. Кастельса. 5. Экономика доступа Дж. Рифкина. 6. Правительственные и политические доктрины по переходу к информацион-ному обществу. Контрольные вопросы: 1. Каковы основные направления развития информационного общества в стра-нах Западной Европы? 2. Каковы основные направления развития информационного общества в США? 3. Каковы основные направления развития информационного общества в Япо-нии?
4. Раскройте базовые положения «Концепции формирования информационного общества в России» (1999). 5. Как определялись особенности и возможные пути перехода России к инфор-мационному обществу в конце XX века? 6. Раскройте основные положения «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» (2000), утвержденной президентом РФ.
7. Каковы итоги реализации положений «Окинавской Хартии глобального ин-формационного общества» (2000)? 8. Раскройте основные положения Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
9. Раскройте основные положения Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». 10. Проанализируйте теории информационного общества.
78 Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное об- щество (2011-2020 годы)» // http: // www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html 2. Окинавская Хартия глобального информационного общества (2000) // http: // www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html
3. Постановление правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе “Электронная Россия” (2002-2010 годы)» (с изменениями и дополнениями) // http: // base.garant.ru/184120/ 4. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 5. Чернов, А. А. Становление глобального информационного общества: про- блемы и перспективы / А. А. Чернов. – М., 2003 // http: // www.studfil es.ru/preview/460676/
6. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.
Дополнительная
1. Кастельс, М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе [Текст] / М. Кастельс. - М., 2004. 2. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Текст] / М. Кастельс; под ред. О. И. Шкаратана. - М., 2002. 3. Кирия, И. В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. [Текст] / И. В. Кирия. - М., 2005.
4. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга [Текст] / М. Маклюэн. - М., 2005. 5. Национальные модели информационного общества [Текст] / под ред. Е. Л. Вартановой. - М., 2005. 6. Тоффлер, Э. Третья волна. [Текст] / Э. Тоффлер. - М., 2004. 7. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества [Текст] /Ф. Уэбстер. - М., 2004.
79 Практическое занятие № 13. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |