Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмпирико-функционалистская школа изучения массовой коммуникации




 

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с теоретическими положениями эмпирико-функционалистской школы изучения массовой коммуникации.

 

Краткое содержание занятия:

Математическая теория информации в исследованиях систем связи. Ли-нейные и бихевиористские модели, их роль в теориях пропаганды. Биологиче-ские науки и их роль в формировании коммуникационных моделей. Цикличе-ская модель Шрамма. Основные факторы возникновения группы теорий. Эво-люция коммуникационных моделей. Гарольд Лассуэлл и изучение эффектов пропаганды . Функциональная социология. Раскол американской социологии на два лагеря: лагерь структурной социологии действия и лагерь «операционной социологии». Парадигма « пропагандистской силы» и парадигма «ограничен-ных эффектов» массмедиа. Нейтральная социология и индустриальная социо-логия.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

1. Математическая теория информации в исследованиях систем связи.

2. Линейные и бихевиористские модели.

3. Роль биологических наук в формировании коммуникационных моделей.

4. Циклическая модель Шрамма.

5. Социологические теории массовой коммуникации.

 

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте основные положения математической теория информации.

2. Проанализируйте линейные и бихевиористские модели, определите их роль.

3. Охарактеризуйте различные социологические подходы к изучению массовой коммуникации.

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

Обязательная

 

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

 

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

М., 2007.

 

Дополнительная

1. Федотова, Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. [Текст] / Л. Н. Федотова. - М., 2001.

2. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л. Н. Федото-

ва. - М., СПб., 2004.

 

72


Практическое занятие № 7.


Эмпирико-функционалистская школа изучения массовой коммуникации

 

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с теоретическими положениями эмпирико-функционалистской школы изучения массовой коммуникации.

 

Краткое содержание занятия:

Гарвардская школа и Колумбийская школа. Концепция «демократическо-го реализма» Уолтера Липпмана. Теория «общественного мнения». Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбий-ской школы. Теория двухступенчатого потока информации. Работы Карла Хо-уланда и функции медиа. Элиху Кац и теория «обретения пользы и удовлетво-рения»: переломный этап в социологии эффектов. Работы по «использованию медиа». Теория « повестки дня» и «спирали тишины». Теории четвертой власти. Функциональная социология массовой коммуникации Бориса Фирсова.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

1. Гарвардская школа и Колумбийская школа.

2. Теория «общественного мнения».

3. Теория двухступенчатого потока информации.

4. Теория «обретения пользы и удовлетворения».

5.Теория «повестки дня» и «спирали тишины».

6. Теории четвертой власти.

7. Функциональная социология МК Б. Фирсова.

 

Контрольные вопросы:

1. Проанализируйте основные подходы к коммуникации Гарвардской школы и Колумбийской школы

 

2. Дайте характеристику теориям «общественного мнения», двухступенчатого потока информации, «обретения пользы и удовлетворения», «повестки дня», четвертой власти.

3. Выделите сходства и различия теорий эмпирико-функционалистского направления.

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

Обязательная

 

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

 

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

М., 2007.

 

Дополнительная

1. Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации [Текст]: учебник / В. В. Ворошилов. - СПб., 2006..

 

73


Практическое занятие № 8.


Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с теориями индустриализации культуры.

 

Краткое содержание занятия:

 

Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры. Кон-цепция культурной индустрии Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера. Теория технической рациональности и мономерного человека Герберта Маркузе. Юр-ген Хабермас и концепция «публичной сферы».

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

 

1. Работы Вальтера Беньямина по индустриализации культуры.

2. Концепция культурной индустрии Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера.

3. Теория технической рациональности и мономерного человека Герберта Мар-кузе.

 

4. Концепция «публичной сферы» Юргена Хабермаса.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Сопоставьте концепции Вальтера Беньямина и Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера.

2. Охарактеризуйте теорию технической рациональности и мономерного чело-века Герберта Маркузе.

 

3. В чем заключается сущность концепции «публичной сферы» Юргена Ха-бермаса?

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

М., 2007.

 

Дополнительная

 

1. Маркузе, Г. Одномерный человек [Текст] / Г. Маркузе. - М., 2007.

2. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю. Хабермас. - М., 2006.

3. Хоркхаймер, М., Диалектика Просвещения. Философские фрагменты /[Текст] / М. Хоркхаймер, Т. Адорно; пер. с нем. М. Кузнецова. - М., СПб., 1997.

 

74


Практическое занятие № 9.


Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуни-

кации:

Основные концепции

 

(2 часа)

 

Учебная цель:знакомство с основными концепциями лингвистическойтеории массовой коммуникации.

Краткое содержание занятия:

Фердинанд де Соссюр и рождение структурной лингвистики . Две кон-цепции знака в структурной лингвистике. Структурная антропология Клода Ле-ви-Стросса и ее роль в коммуникациях. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации . Французская школа коммуни-кативистики. Теории символического насилия в неомарксистской перспективе. Мишель Фуко и структурная теория власти.

 

Перечень отрабатываемых учебных вопросов:

1. Роль Фердинанда де Соссюра в зарождение структурной лингвистики.

 

2. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее значение.

 

3. Семиотический анализ продуктов коммуникации Ролана Барта.

 

4. Мишель Фуко и структурная теория власти.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова роль Фердинанда де Соссюра в зарождении структурной лингвисти-ки?

 

2. Какие две концепции знака существуют в структурной лингвистике?

 

3. Проанализируйте главные положения работы Р. Барта «Мифологии».

 

4. Охарактеризуйте основные концепции Французской школы коммуникативи-стики.

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

Обязательная

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.

2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.

 

3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -

 

М., 2007.

 

Дополнительная

1. Барт, Р. Мифологии. [Текст]/Р. Барт. - М., 2008.

 

2. Бенвенист, Э. Общая лингвистика. [Текст] / Э. Бенвенист. - М., 2002.

 

3. Греймас, А.-Ж. Структурная семантика. Поиск метода [Текст] / А.- Ж Грей-

 

мас. - М., 2004.

 

4. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.

 

5. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко. -

 

М., 2006.

 

75


Практическое занятие № 10.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...