Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эмпирико-функционалистская школа изучения массовой коммуникации
(2 часа)
Учебная цель:знакомство с теоретическими положениями эмпирико-функционалистской школы изучения массовой коммуникации.
Краткое содержание занятия: Математическая теория информации в исследованиях систем связи. Ли-нейные и бихевиористские модели, их роль в теориях пропаганды. Биологиче-ские науки и их роль в формировании коммуникационных моделей. Цикличе-ская модель Шрамма. Основные факторы возникновения группы теорий. Эво-люция коммуникационных моделей. Гарольд Лассуэлл и изучение эффектов пропаганды . Функциональная социология. Раскол американской социологии на два лагеря: лагерь структурной социологии действия и лагерь «операционной социологии». Парадигма « пропагандистской силы» и парадигма «ограничен-ных эффектов» массмедиа. Нейтральная социология и индустриальная социо-логия.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов: 1. Математическая теория информации в исследованиях систем связи. 2. Линейные и бихевиористские модели. 3. Роль биологических наук в формировании коммуникационных моделей. 4. Циклическая модель Шрамма. 5. Социологические теории массовой коммуникации.
Контрольные вопросы: 1. Сформулируйте основные положения математической теория информации. 2. Проанализируйте линейные и бихевиористские модели, определите их роль. 3. Охарактеризуйте различные социологические подходы к изучению массовой коммуникации.
Литература для подготовки к семинарскому занятию: Обязательная
1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.
2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. - М., 2007.
Дополнительная 1. Федотова, Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. [Текст] / Л. Н. Федотова. - М., 2001. 2. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л. Н. Федото- ва. - М., СПб., 2004.
72 Практическое занятие № 7. Эмпирико-функционалистская школа изучения массовой коммуникации
(2 часа)
Учебная цель:знакомство с теоретическими положениями эмпирико-функционалистской школы изучения массовой коммуникации.
Краткое содержание занятия: Гарвардская школа и Колумбийская школа. Концепция «демократическо-го реализма» Уолтера Липпмана. Теория «общественного мнения». Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбий-ской школы. Теория двухступенчатого потока информации. Работы Карла Хо-уланда и функции медиа. Элиху Кац и теория «обретения пользы и удовлетво-рения»: переломный этап в социологии эффектов. Работы по «использованию медиа». Теория « повестки дня» и «спирали тишины». Теории четвертой власти. Функциональная социология массовой коммуникации Бориса Фирсова.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов: 1. Гарвардская школа и Колумбийская школа. 2. Теория «общественного мнения». 3. Теория двухступенчатого потока информации. 4. Теория «обретения пользы и удовлетворения». 5.Теория «повестки дня» и «спирали тишины». 6. Теории четвертой власти. 7. Функциональная социология МК Б. Фирсова.
Контрольные вопросы: 1. Проанализируйте основные подходы к коммуникации Гарвардской школы и Колумбийской школы
2. Дайте характеристику теориям «общественного мнения», двухступенчатого потока информации, «обретения пользы и удовлетворения», «повестки дня», четвертой власти. 3. Выделите сходства и различия теорий эмпирико-функционалистского направления.
Литература для подготовки к семинарскому занятию: Обязательная
1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005.
2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. - М., 2007.
Дополнительная 1. Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации [Текст]: учебник / В. В. Ворошилов. - СПб., 2006..
73 Практическое занятие № 8. Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры (2 часа)
Учебная цель:знакомство с теориями индустриализации культуры.
Краткое содержание занятия:
Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры. Кон-цепция культурной индустрии Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера. Теория технической рациональности и мономерного человека Герберта Маркузе. Юр-ген Хабермас и концепция «публичной сферы».
Перечень отрабатываемых учебных вопросов:
1. Работы Вальтера Беньямина по индустриализации культуры. 2. Концепция культурной индустрии Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера. 3. Теория технической рациональности и мономерного человека Герберта Мар-кузе.
4. Концепция «публичной сферы» Юргена Хабермаса.
Контрольные вопросы:
1. Сопоставьте концепции Вальтера Беньямина и Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера. 2. Охарактеризуйте теорию технической рациональности и мономерного чело-века Герберта Маркузе.
3. В чем заключается сущность концепции «публичной сферы» Юргена Ха-бермаса?
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005. 2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008. 3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. - М., 2007.
Дополнительная
1. Маркузе, Г. Одномерный человек [Текст] / Г. Маркузе. - М., 2007. 2. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю. Хабермас. - М., 2006. 3. Хоркхаймер, М., Диалектика Просвещения. Философские фрагменты /[Текст] / М. Хоркхаймер, Т. Адорно; пер. с нем. М. Кузнецова. - М., СПб., 1997.
74 Практическое занятие № 9. Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуни- кации: Основные концепции
(2 часа)
Учебная цель:знакомство с основными концепциями лингвистическойтеории массовой коммуникации. Краткое содержание занятия: Фердинанд де Соссюр и рождение структурной лингвистики . Две кон-цепции знака в структурной лингвистике. Структурная антропология Клода Ле-ви-Стросса и ее роль в коммуникациях. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации . Французская школа коммуни-кативистики. Теории символического насилия в неомарксистской перспективе. Мишель Фуко и структурная теория власти.
Перечень отрабатываемых учебных вопросов: 1. Роль Фердинанда де Соссюра в зарождение структурной лингвистики.
2. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее значение.
3. Семиотический анализ продуктов коммуникации Ролана Барта.
4. Мишель Фуко и структурная теория власти.
Контрольные вопросы: 1. Какова роль Фердинанда де Соссюра в зарождении структурной лингвисти-ки?
2. Какие две концепции знака существуют в структурной лингвистике?
3. Проанализируйте главные положения работы Р. Барта «Мифологии».
4. Охарактеризуйте основные концепции Французской школы коммуникативи-стики.
Литература для подготовки к семинарскому занятию: Обязательная 1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М., 2005. 2. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2008.
3. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации. Базовый курс [Текст] / Ф. И. Шарков. -
М., 2007.
Дополнительная 1. Барт, Р. Мифологии. [Текст]/Р. Барт. - М., 2008.
2. Бенвенист, Э. Общая лингвистика. [Текст] / Э. Бенвенист. - М., 2002.
3. Греймас, А.-Ж. Структурная семантика. Поиск метода [Текст] / А.- Ж Грей-
мас. - М., 2004.
4. Черных, А. И. Мир современных медиа [Текст] / А. И. Черных. - М., 2007.
5. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко. -
М., 2006.
75 Практическое занятие № 10. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |