Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 2. Основные подходы к изучению коммуникации




 

Понятие «коммуникация» является многосторонним, в нем можно услов-но выделить следующие основные значения:

 

универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рас-сматривается как способ связи любых объектов материального и духовного ми-ра;

техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пу-ти сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое;

биологическое, широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;

социальное, используемое для обозначения и характеристики многооб-разных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации - коммуникационных процессах

в обществе. Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому, по-следнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации - специ-фической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР КОММУНИКАТИВНОГО ЗНАНИЯ. Социология, изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяет проблемам коммуникации, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных со-циальных субъектов - отдельных личностей, малых и больших социальных групп - классовых, национальных, этнических, демографических и др.

Исследования проблем коммуникации не ограничиваются только обла-стью социальных наук. Они активно изучаются представителями нескольких десятков дисциплин - гуманитарных, естественных, технических.

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств мате-рии, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимо-связью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Комму-никация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.

 

 

17


Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регули-ровать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет боль-шое внимание таким имеющим непосредственное отношение к коммуникати-вистике проблемам, как психологическая природа речи и языка, т.е. способам вербальной коммуникации, а также различным видам невербальной коммуни-кации и особенностям их восприятия, обусловленным психологическими осо-бенностями личности. В рамках социальной психологии исследуются психоло-гия межличностного взаимодействия (способы общения, межличностное вос-приятие и понимание), психология малых групп (взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповые отношения, конфликты), психология меж-групповых отношений и т.д.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - воз-никновением и развитием языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучаю-щая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.

 

Коммуникативная проблематика начинает активно вторгаться в область политологии. Возникло целое научное направление (коммуникативно-кибернетическое), изучающее политические процессы с точки зрения инфор-мационного обмена между субъектами политики.

 

В культурологии коммуникативная проблематика проявилась главным образом при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непо-средственно в общении людей, либо через механизмы опредмечивания и рас-предмечивания - от человека к человеку, от поколения к поколению и между представителями различных культур.

 

В рамках биологии с конца XIX века стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловлен-ные биологическими факторами. Новое направление получило название этоло-гия. В природе существуют многочисленные системы связи, пусть рефлектор-ные, ограниченные и застывшие. Такие системы связи являются объектом ис-следования этологов.

Чрезвычайно весомый вклад в изучение коммуникации внесли техниче-ские науки. Эволюция коммуникативных возможностей человека связана с тех-ническим прогрессом. Развитие технических средств - от изобретения книгопе-чатания до современной компьютерной революции - полностью изменило ха-рактер социальной коммуникации, сделав возможным мгновенную передачу информации в большом объеме практически на неограниченное расстояние.

Всесторонний анализ различных измерений коммуникации обусловлива-ет необходимость ее междисциплинарного изучения, привлечения инструмен-тария и потенциала многих наук - общественных, гуманитарных, естественных

и технических.

ЗАКОНЫ КОММУНИКАЦИИ, ИХ СПЕЦИФИКА. Конечная цель иссле-дования коммуникации - выявление и формулирование ее законов. Специфика

 

18


законов, формулируемых теорией коммуникации, во многом определяется ее предметом и характеризуется спецификой сложившихся информационных свя-зей в природе и обществе. Она заключается в следующем:

а) законы коммуникации носят объективный характер - объективность за-конов социальной коммуникации обусловлена тем, что они раскрывают движе-ние объективно существующих коммуникационных потребностей, интересов и действий людей;

 

б) эти законы выражают всеобщий характер информационного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вместе с тем отражают взаимо-связи в обществе в целом и его отдельных частях;

в) есть законы коммуникации динамические (отражающие жестко детер-минированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные за-висимости явлений и потому основанные на статистических фактах , опреде-ленным образом измеренных и организованных), первые характерны для при - родных коммуникативных процессов, вторые - для социальной коммуникации;

 

г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социаль-ными и природными законами - экономическими, психологическими, полити-ческими, техническими и пр.;

д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при вы-полнении определенных условий.

 

Эти законы-условия гласят:

 

всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризу-ющееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон - участников коммуникационного взаимодействия.

 

всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осу-ществления коммуникативного акта («закон обратной связи»);

всякая коммуникация имеет знаковый характер, не существует коммуни-кации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы.

«закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника осно-вания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и де-кодирования информации. Чтобы коммуникация полностью разрушилась, не должно остаться ни одного знака, ни одного правила, общего для приемника и передатчика;

« закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация воз-можна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных по-тенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает ка-кой-либо обмен информацией между ними. Однако в реальности такого совпа-дения потенциалов не бывает: всегда существует большая или меньшая зона их пересечения, которая и обеспечивает возможность коммуникации, является ее

 

 

19


необходимым условием. Отсутствие таких зон пересечения делает коммуника-цию невозможной.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ. Метод в самом ши-роком смысле означает «путь к чему-либо», в науке - это совокупность прие-мов, применяемых исследователем для получения определенного результата. Понятие методология имеет два основных значения:

 

система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

 

учение об этой системе, или общая теория метода.

 

Рассмотрим, как эти методы используются при исследовании коммуника-тивных процессов.

 

Общенаучные методы-это совокупность исследовательских приемов ипроцедур, широко применяемых в различных областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественнонаучного. К числу общенаучных методов, чаще всего используемых в исследовании коммуникационных процес-сов, могут быть отнесены: моделирование, системный подход, сравнение.

 

Моделирование-изучение объекта(оригинала)путем создания и иссле-дования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

Под моделью понимается либо конкретный образ изучаемого объекта, в котором отображены его реальные или предполагаемые свойства и строение, либо другой объект, реально существующий наряду с изучаемым и сходный с ним в отношении некоторых определенных свойств или структурных особен-ностей.

 

При системном подходе (понятие «система» выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, об-разующих определенную целостность, единство) объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целост-ные интегральные свойства данного множества. Так, при рассмотрении комму-никативного акта с точки зрения системного подхода можно раскрыть много-образные связи и отношения внутри самого акта и его связь с внешней средой, влияние этой среды на характер, цели и стратегию коммуникации.

 

Системный подход основан на использовании таких общелогических ме-тодов, как анализ - разложение системного целого на разноуровневые по сте-пени сложности составляющие (подсистемы, компоненты, элементы) и синтез - рассмотрение интегральных свойств целостности, которыми составляющие ее элементы, компоненты или подсистемы не обладают.

 

Метод сравненияпредставляет собой познавательную операцию,осно-ванную на суждениях о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются их качественные и количественные характеристики. Главное усло-вие использования данного метода состоит в наличии общего основания (при-знака), по которому сравниваются изучаемые объекты.

 

Частнонаучные методы-совокупность способов,исследовательскихприемов и процедур познания, применяемых в той или иной отрасли науки.

 

20


Теория коммуникации представляет собой многоуровневую чрезвычайно раз-ветвленную систему; в ней используются методы таких наук, как социология, психология, лингвистика, педагогика; межнаучных дисциплин - социальной психологии, социолингвистики и др.

 

Социологический методпредставляет собой совокупность приемов кон-кретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпи-рических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процес-сов в обществе. Методы социологических исследований (опросы, анкетирова-ние, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучать со-циально-коммуникационные процессы и явления.

 

Контент-анализобращен к содержательной стороне информации.Этоэкспериментальный метод, в первую очередь рассчитанный на изучение дея-тельности средств массовой информации путем систематической числовой об-работки, оценки и интерпретации формы и содержания сообщения информаци-онного источника. Для получения таких данных используется электронно-вычислительная техника и методы программного моделирования.

Главным объектом контент -анализа являются тексты, фонограммы, аудио- и видеозаписи, содержащие печатную или радиотелевизионную инфор-мацию.

Кроме того, анализируются опросы общественного мнения с целью опре-деления эффективности деятельности различных информационных средств. Данные, получаемые с его помощью, выявляют роль СМИ в формировании вкусов, предпочтений, интересов и мнений различных социально-демографических и профессиональных групп, их отношение к тем или иным процессам в области экономики, политики, культурной и социальной жизни. Принято различать содержательный и структурный контент-анализ.

 

Содержательный контент- анализ сосредоточивает внимание на содержа-нии сообщения, на том, о чем в нем говорится. При структурном контент-анализе нас интересует не столько что говорится, сколько как говорится, каков способ подачи сообщения; например, как часто освещается то или иное собы-тие в конкретном источнике, сколько печатного пространства ему отводится, напечатано оно на первой или последующих полосах, сопровождается ли дан-ное сообщение фотографией и т.д.

 

Интент-анализ -метод,с помощью которого изучается проблема целе-направленности вербальной коммуникации . Интент-анализ разрабатывается, главным образом, в рамках психологической науки и исходит из того, что чело-веческая речь представляет произвольное (т.е . преднамеренное) действие. Со-ответственно намерение (интенция) что-либо высказать, связанное с опреде-ленным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически каждо-го речевого проявления.

 

Помимо перечисленных в коммуникативистике используются и методы, применяемые при сборе эмпирических данных.

 

 

21


Метод наблюденияприменяется при сборе предварительного материалаисследования и контроле полученных эмпирических данных. При помощи это-го метода могут быть выявлены нормы вербального и невербального взаимо-действия, установлены коммуникативные средства, используемые коммуникан-тами в различных ситуациях и различных эмоциональных состояниях. В зави-симости от роли наблюдателя в исследуемой ситуации различают включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодей-ствие наблюдателя с изучаемой группой. Невключенное наблюдение регистри-рует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой.

 

Метод социометрииотносится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена малой группы. С помощью социометрического метода, его специальных процедур опроса, измерения и расчетов изучают типологию социального пове-дения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совмести-мость членов группы. Процедура социометрического измерения предполагает проведение опроса всех членов группы для установления их отношения друг к другу. Необходимо выявить тех, с кем каждый из членов группы предпочел бы (выбрал) или, наоборот, не захотел (отклонил), участвовать в определенном ви-де деятельности или ситуации, т.е. установить все положительные или отрица-тельные связи в группе. Результаты опроса обрабатываются с использованием количественных социометрических индексов, которые отражают характер внутригрупповых отношений и показывают степень сплоченности группы.

 

Перечисленные выше методы отнюдь не исчерпывают методологическую базу теории коммуникации, но являются одними из наиболее широко ею ис-пользуемых.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ. В рамках тради-ционного мифологического мировоззрения, характерного для дофилософского этапа развития культуры, проблема отношения человека к человеку, человече-ского общения не выделялась как самостоятельная. Люди не способны были ее выделить в силу неразвитости абстрактного мышления; растворенности инди-видуального существования в коллективном, где не существовало противопо-ставления индивида и «других»: ориентации сознания первобытного человека на его отношение к природе и управляющему ею и им самим миру «духов», то-темов, божеств, а не к себе подобным.

На начальном этапе развития философии человек рассматривался в не-разрывной связи с природой , специфика собственно человеческого бытия не обсуждалась. Но в V веке до н.э. положение меняется: центральной для фило-софских рассуждений становится проблема человека. Такой переход был связан

 

с деятельностью софистов и Сократа. Обращение к проблеме человека, челове-ческого бытия выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики.

Софистами называли себя первые греческие учителя, которые учили ис-кусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументировать свои мысли, а

 

22


главное - искусству опровергать суждения противной стороны . Именно благо-даря деятельности софистов возникла риторика как искусство речи. Наиболь-ший вклад в ее развитие внес софист Горгий (V-IV века до н.э.). Теоретическое открытие Горгия состояло в обнаружении слова как носителя убеждения, веро-вания и внушения, невзирая на его истинность или ложность. Риторика как ис-кусство убеждения, использующее возможности слова, в Древней Греции име-ла огромное значение для политиков. Политика называли ритором, способным убеждать судей в трибуналах, советников в Совете, членов народного собрания и просто граждан.

Сократ (469-399 до н.э.) положил начало моральной философии. В центре его внимания стояла проблема человека и его сущности. Человек у Сократа, прежде всего, существо моральное. В своих дискуссиях философ вырабатывает так называемый сократический метод диалектики как способа рассуждения. Суть его заключается в том, что в диалоге, в форме вопросов и ответов, необ-ходимо раскрыть противоречия во взглядах собеседника через столкновение различных точек зрения на обсуждаемый предмет с целью достижения истины. Таким образом, диалектика Сократа совпадает с диалогом (диа-логос).

 

Платон (427-347 до н.э.), как и Сократ, противопоставляет этику ритори-ке. Согласно Платону, риторика (как искусство афинских политиков и их учи-телей) есть всего лишь угодничество, лесть, фальсификация истины. Риторика (как и искусство) спекулирует на худших сторонах души - на ее легковерности

 

и непостоянстве. Это суждение-приговор риторике несколько смягчено позд-нее: признаны права искусства дискурса, т.е. риторики, если она служит истине, путь к которой лежит через познание вещей, души, диалектики.

 

Следует отметить, что у Сократа и Платона сама философская рефлексия выступила в форме диалога, т.е. интеллектуального общения людей, самостоя-тельно и по-разному мыслящих.

Аристотель (384-322 до н.э.), как и его учитель Платон, был твердо убеж-ден, что исследовать истину, культивировать знания - это задача философии, а задача риторики - убеждать или, точнее, выяснять средства и методы эффек-тивного убеждения. Аристотель создал трактат «Риторика», который одновре-менно является и практическим учебным руководством (им пользуются и сего-дня), и аналитическим сочинением. Риторика, по Аристотелю, не просто «мето-дология убеждения», но искусство анализа и определения процессов, ведущих к завоеванию умов. Формально риторика близка логике и особенно - диалектике. Аристотель рассматривает разные виды речи - поэзию и прозу.

Цицерон (106-43 до н.э.) продолжил греческую традицию платоновской Академии и школы Аристотеля (Ликей). Римский оратор и государственный деятель, теоретик риторики (трактат «Об ораторе»), классик латинской художе-ственной и философской прозы, он создал не только латинский литературный язык, но и латинскую философскую терминологию. Взгляды Цицерона на ри-торику отличаются большей широтой, нежели взгляды его предшественников. В них нет жесткого противопоставления этики риторике. По его мнению, пред-мет риторики может быть понят и как структура любой речи на любую тему (в

 

23


любой области знания или умения), и как искусство передавать свои знания с помощью речи (педагогика).

Марк Фавий Квинтилиан (ок. 36 - ок. 96) - автор, завершающий античную риторику, основатель педагогики. Квинтилиан фактически выстраивает целост-ную систему воспитания, рассматривая ее основные элементы. У Квинтилиана этика и риторика не только не противопоставляются, но, наоборот, предпола-гают друг друга. В предисловии к первой книге, посвященном ритору Викто-рию Марцеллу, он пишет, что хорошим оратором может быть только хороший человек, поэтому оратор должен обладать не только особым даром слова, но и всеми положительными душевными качествами.

 

Античная риторика внесла огромный вклад в становление и развитие коммуникативной теории и практики. Она уделила много внимания важнейшим проблемам государственной деятельности как арены столкновения ораторов, воспитанию ораторов, технике подготовки речи. Была детально разработана структура речи, включающая такие элементы, как: вступление, название и тол-кование названия, повествование, описание, доказательство, опровержение, обращение к чувствам, заключение.

 

В области теории и практики ораторского искусства Средневековье не-много добавило к наследию античности.

Труды теоретиков (Исидор Севильский, Юлий Руфиний и др.) в основном были связаны с систематизацией уже имеющихся знаний, упорядочением тер-минологии риторики и организацией текста. На смену античной риторике, знавшей по преимуществу гражданское и судебное красноречие, приходит го-милетика - искусство произнесения проповеди, поддерживаемое неколебимым авторитетом церкви.

Начиная с Возрождения, риторика теряет свою опору в гомилетике и ищет ее в практике художественной речи. В эпоху Просвещения умонастроения

 

в интеллектуальной среде меняются - все более широкое признание завоевыва-ет такое понимание сущности человека и человеческих отношений, которое ос-новано на вере в природную доброту и разумность человека, в возможность со-здания общества, в котором будут царить отношения «свободы, равенства и братства». Это время отмечено бурным развитием педагогики, этики, эстетики, психологии. Что касается риторики, то ее популярность в век Просвещения по-степенно убывала. К началу XIX века в Западной Европе почти повсеместно риторика перестает рассматриваться как наука и устраняется из сферы образо-вания.

ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТЕОРИИ КОММУНИ-КАЦИИ. На рубеже XVIII - XIX веков в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о категориях «субъект» и «объ-ект», где под «субъектом» понимался человек в его активно-познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективно-му миру – «объекту».

 

 

24


Семиотика - новое направление исследования коммуникации, возникшее в XIX веке в рамках философии прагматизма.

Семиотика уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, исследовала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным обра-зом придавалось некоторое значение.

По утверждению Пирса, «любая мысль - это знак, участвующий в приро-де языка», «мыслить без знаков невозможно», а знак является заменителем объ-екта в каком-то аспекте. Коммуникация также имеет знаковую природу и не-возможна без знаков. Идеи Пирса имели своих последователей и получили дальнейшее развитие в философии XX века.

 

Вместе с тем в XIX веке появляются учения, критическая направленность которых расходится с общей линией на изучение коммуникативных аспектов человеческой жизни.

Ф. Ницше (1844-1900) стал одним из ярких критиков коммуникации в XIX веке. Значительное место в философии Ницше отведено критике языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью иска-жает реальность, подменяет жизнь ее искусственной картиной, лишенной атри-бутов «бытия» - естественности, страстей, непосредственности, стихийности.

 

Экзистенциализм , или философия существования , утвердился и стал од-ним из самых мощных философских течений в Европе в период между двумя мировыми войнами. Предмет и цель философских исследований экзистенциа-лизма - внутренний мир личности, изолированной от общества. По своему ха-рактеру это философия человеческой некоммуникабельности. Термином «экзи-стенциализм» обозначается ряд концепций, сущность которых есть способ пе-реживания личностью противоположной ей чуждой и враждебной действи-тельности. В центре внимания - внутренний мир человека; социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, и кризис личности понимается как кризис человеческого бытия вообще.

 

Персонализм - теистическая тенденция в западной философии, полагаю-щая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации, - дает сходные оценки состояния человеческой коммуникации. Коммуникация в философии персонализма - общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии. В результате возникают мнимые коллективы «массового общества»

 

- корпорации, группы давления, бюрократизированные институты.

 

Философский анализ коммуникации, осуществляемый в рамках различ-ных школ, сопряжен с понятием «дискурс». В немецкоязычном словоупотреб-лении « дискурс» - подчиненное понятие по отношению к понятию диалога: дискурс есть диалог, ведущийся с помощью аргументов.

 

Диалогическая философия (философия диалога, диалогизм) - совокупное обозначение философских учений , исходным пунктом которых является поня-тие диалога, - получила широкое распространение в XX веке. Диалогическое отношение, или отношение Я - Ты, мыслится при этом как фундаментальная характеристика положения человека в мире.

 

 

25


Герменевтика, философско-методологические основы которой были за-ложены в XIX веке Ф. Шлейермахером, в XX веке обретает статус самостоя-тельного направления современной философской мысли. В герменевтике раз-рабатываются категории, принципиально важные для теории коммуникации. Среди них особый статус приобретают категории «понимание» и «интерпрета-ция». Проблемы изучения и истолкования текстов вызвали философский инте-рес к вопросу о «понимании». Понимание - уразумение смысла или значения чего-либо. Интерпретация - истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания; в математической логике, логической семантике, философии науки интерпретация - установление значений выражений фор-мального языка.

 

Неопозитивизм (или аналитическая философия) складывается в начале

 

XX века в рамках философского позитивизма; это «антиметафизическое», ана-литическое направление, знаменующее «лингвистический поворот» филосо-фии. Новое направление объявило, что философия имеет право на существова-ние не как метафизика, «мышление о мире», а лишь как «логический анализ языка». С точки зрения неопозитивизма все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Философия же не может высказать о мире ни одного нового положения сверх того, что говорят о нем отдельные науки, не может создать никакой картины мира. Ее задача состоит в логическом и линг-вистическом анализе и прояснении тех положений науки и здравого смысла, в которых может быть выражено наше знание о мире.

 

Семиотика в XX веке получила дальнейшее развитие. Будучи одним из ответвлений философского позитивизма, сегодня семиотика получила статус самостоятельной научной дисциплины. Центральными понятиями новой дис-циплины стали понятия знака и семиозиса. Знак определяется как некий пред-мет (явление, событие), который выступает в качестве представителя (замести-теля) некоторого другого предмета и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаки могут быть как языковыми, так и неязыковыми. Семиозис определяется как процесс, при котором некое явление функционирует в качестве знака.

Таким образом, к изучению коммуникации на протяжении многих веков обращались ученые разных отраслей знания, среди которых - философы, со-циологи, психологи, лингвисты. Их исследования затрагивают всё многообра-зие воздействия массовой коммуникации на аудиторию СМК, на человека и общество.

 

 

26










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 567.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...