Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 1. Понятие массовой коммуникации




СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ

 

МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Учебное пособие

 

Самара

 

2015


 

УДК 659(075.8)+ 070 (075.8)

ББК 76

 

Д 56

 

Рекомендовано к изданию методическим советом ПГУТИ,

 

протокол № 16, от 27.03.2015 г.

 

Рецензенты:

 

Растягаев А.В. –доктор филол.наук,доцент Самарского ф-ла

Московского городского педагогического университета

Глухов Г.В. –доктор пед.наук,профессор Самарского государственного

 

экономического университета

 

 


Доброзракова, Г. А.

 

Д 56 Современные теории массовой коммуникации: учебное пособие /

Г. А. Доброзракова. – Самара: ПГУТИ, 2015. – 92 с.

 

ISBN 978-5-906605-48-1

 

 

Учебное пособие содержит конспекты лекций по дисциплине «Совре-менные теории массовой коммуникации», а также вопросы и задания к практи-ческим занятиям.

Пособие разработано в соответствии с ФГОС ВПО по направлению под-готовки 42.04.02 (Журналистика) и предназначено для студентов магистратуры первого года обучения.

 

 

ISBN 978-5-906605-48-1

©, Доброзракова Г.А., 2015



Оглавление

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА..................................................................................................................................... 4

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины..................................................................................................................................................................... 5

ОБЩИЙ ПЛАН КУРСА............................................................................................................................................ 6

ЛЕКЦИЯ 1. Понятие массовой коммуникации..................................................................... 8

ЛЕКЦИЯ 2. Основные подходы к изучению коммуникации............................ 17

ЛЕКЦИЯ 3. Критическая теория и философия. Теории

индустриализации культуры................................................................................................................. 27

ЛЕКЦИЯ 4. Структурализм и семиотика, лингвистическая теория

массовой коммуникации: основные концепции............................................................. 31

ЛЕКЦИЯ 5. Психологические подходы к изучению массовой

коммуникации............................................................................................................................................................ 38

ЛЕКЦИЯ 6. Микросоциологические подходы к изучению коммуникации

43

 

ЛЕКЦИЯ 7. Теории информационного общества........................................................... 50

ЛЕКЦИЯ 8. Тенденции изменений массовой коммуникации. Новые

медиа в системе массовой коммуникации............................................................................ 62

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ........................................................................................................................... 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................................................... 87

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ.............................................................................................................................. 91

 

3



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Массовая коммуникация играет огромную роль в жизни современного общества, в его экономике, политике, культуре, охватывая международные, межгрупповые и межличностные отношения. Революционные научные преоб-разования, произошедшие в последние десятилетия, привели к росту воздей-ствия средств массовой информации на все области жизни как человечества в целом, так и каждого индивида. Для специалиста все более актуальным стано-вится знание различного рода теоретических концепций, рассматривающих влияние на общественную жизнь СМК и СМИ.

Курс «Современные теории массовой коммуникации» изучается на пер-вом году обучения в магистратуре по направлению « Журналистика» и относит-ся к базовой части общенаучного цикла дисциплин. Для его успешного освое-ния необходимо предварительное знакомство студентов с рядом гуманитарных дисциплин , таких, как философия, лингвистика, социология, психология, куль-турология, политология, а также социология журналистики, изучаемых в обра-зовательных программах бакавриата.

 

Целью освоения дисциплины «Современные теории массовой коммуни-кации» является ознакомление 1) с историей развития зарубежных и отече-ственных теорий в области коммуникативистики, рассматривающих массовую коммуникацию как систему в разнообразии видов и типов, 2) с современными реалиями массовых коммуникационных процессов, в том числе в контексте но-вых технологических возможностей, 3) с факторами, влияющими на характер эффективности массовой коммуникации.

 

При изучении курса предлагается использование нескольких традицион-ных для науки методологических подходов: социологического, антропологиче-ского, лингвистического, психологического, культурологического, политэко-номического. Таким образом, основными задачами курса является получение студентами магистратуры базовых методологических знаний о системе наук и месте среди этих наук массовых коммуникаций как исследовательского направления.

 

Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связан-ную с осмыслением заявленных проблем, включают диалогическое общение студентов с преподавателем. На семинарских занятиях возможно использова-ние тренингов, проведение мини-конференций и дискуссий, позволяющих из-бежать пассивного восприятия информации и максимально использовать твор-ческий потенциал студентов магистратуры . Предлагаемый в конце пособия список монографий и научных статей может быть использован для выполнения студентами магистратуры реферативных работ.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны демонстриро-вать знание современных теорий массовой коммуникации, понимание специ-фики коммуникаций в системе социальных коммуникаций, сущности масском-муникационного процесса, особенностей массовой информации и функциони-рования СМИ как важнейшего вида массовой коммуникации в современном обществе; владеть навыками и приемами, принципами и методами научно-

 

4


теоретической, исследовательской работы в области изучения современных проблем средств массовой коммуникации; уметь основываться на полученных знаниях в своей исследовательской или высококвалифицированной профессио-нальной деятельности.

 

Курс «Современные теории массовой коммуникации» является базой для освоения общепрофессиональных дисциплин и магистерских программ.

 

Программа рассчитана на 54 часа аудиторной работы. Из них на лекции отводится 16 часов, на семинарские занятия – 38 часов. По окончании курса проводится экзамен.

 

 


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

- способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную

 

и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

 

- готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческо-го потенциала (ОК-3);

 

- способности использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий (ОК-4);

 

- способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском

 

и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности

 

(ОПК-1);

 

- готовности руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессио-нальные и культурные различия (ОПК-2);

 

- готовности осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений тео-рии журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего соци-ального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации (ОПК-3);

- готовности осуществлять профессиональную деятельность, базируясь на знании современных медиасистем, их структуры, знания специфики россий-ской и зарубежных национальных моделей СМИ (ОПК-4);

 

- готовности к самостоятельному проведению научного медиаисследова-ния, выполнению всех необходимых его этапов, способностью выполнять ис-следовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области (ОПК-8);

 

- готовности квалифицированно выполнять соответствующие должност-ные функции в прикладных видах редакционной деятельности в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры (ПК-5).

 

5



ОБЩИЙ ПЛАН КУРСА

 

                   

Са-

 
    Наименование разделов Все-   ЛК   ПЗ  

мост.

 
      дисциплины го          

ра-

 
                   

бота

 
1     2 3   4   5   6    
      Понятие массовой комму-                  

1.

    никации. Понятия «сред-                  
    ства массовой информа- 8   2   2   4    
      ции» и «средства массовой                  
      коммуникации»                  
      Первые исследования ком-                  

2.

    муникации и появление

8

 

-

 

4

 

4

   
   

первых объектов исследо-

         
                       
      вания                  

3.

    Основные подходы к изу-                  
    чению коммуникации. 10   2   4   4    
      Классификация теорий МК                  
      Эмпирико-                  

4.

    функционалистская школа

8

 

-

 

4

 

4

   
   

изучения массовой комму-

         
                       
      никации                  

5.

    Критическая теория и фи-                  
    лософия. Теории индустри- 8   2   2   4    
      ализации культуры                  
      Структурализм и семиоти-                  
6.     ка, лингвистическая теория 10   2   2   6    
      массовой коммуникации:                  
      основные концепции                  

7.

    Психологические подходы                  
    к изучению массовой ком- 8   2   2   4    
      муникации                  

8.

    Микросоциологические                  
    подходы к изучению ком- 8   2   2   4    
      муникации                  

9.

    Теории информационного

8

 

2

 

2

 

4

   
   

общества

         
                       

10

    Социология диффузии ин-                  
    новаций и использования 8   -   4   4    
      СМИ и техники                  
      Школа Пало Альто, этно-                  

11

    методология и интеракцио-

8

 

-

 

4

 

4

   
    низм. Организационная          
      коммуникация                  

 

6


12

Политическая экономия

8

-

4

4

 
коммуникации  
  Тенденции изменений          

13

массовой коммуникации.

8

2

2

4

 
Новые медиа в системе  
  массовой коммуникации          
  Итого за семестр: 108 16 38 54  
  Всего за весь курс: 108 16 38 54  

 

7




ЛЕКЦИЯ 1. Понятие массовой коммуникации

 

Термин «коммуникация» широко используется в самых различных обла-стях человеческого знания, человеческой деятельности, обозначая разные объ-екты и процессы. Так, в сфере строительства слово «коммуникации» подразу-мевает технические соединения – подводку труб, по которым идет вода, и труб канализации . В сфере транспорта коммуникации - это транспортные сообще-ния, то есть дороги (автомобильные, железные), а также разного рода трубо-проводы (нефтяные, газовые). Связисты этим словом обозначают факт установ-ления связи (телеграфной, телефонной, радио, мобильной и т.п.). Отсюда – ши-роко распространенный термин «телекоммуникации» (греч. «tele» – «вдаль, да-леко»).

 

Обратимся к этимологии термина «коммуникация». В латинском языке имеется слово «communicatio», чаще всего переводимое как сообщение, пере-дача (еще одно значение этого слова в латинском языке - риторическая «фигура обращения к слушателям, как бы с приглашением принять участие в обсужде-нии вопроса»).

 

Само слово «communicatio» восходит к слову «communico», имеющему довольно много значений: 1) делать общим; делиться; 2) делать сообща, при-нимать участие, делить; 3) сообщать; 4) беседовать; 5) воздавать, оказывать, предоставлять; 6) присоединять, добавлять, вносить; 7) связывать, соединять. В возвратной форме «se communico» означает общаться, иметь дело (с), иметь связи (с).

В свою очередь, слово «communico» восходит к «communis», что перево-дится как 1) общий; 2) обыкновенный, обычный, общеупотребительный, обще-принятый; 3) общительный, доступный, обходительный.. Таким образом, се-мантическая доминанта всего перечисленного набора значений латинских слов

 

– установление некоей общности, связи, соединение (в доминанте в качестве отличительной черты выступает значение действенности, процессуальности).

Термин «коммуникация», предположительно, появился в русском языке в первой половине XX века. В гуманитарных науках он трактуется как «обще-ние», «передача информации от человека к человеку», «обмен смыслами», «смысловое взаимодействие», т.е. как «специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка».

РАБОЧЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ. КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИЯ. Приведем некоторые определения, встречающиеся в научной литературе.

Коммуникация - механизм, посредством которого обеспечивается суще-ствование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мысли-тельные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во време-ни (Ч.Х. Кули).

 

 

8


Коммуникация (в широком смысле) - социальное объединение индивидов

с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Чери).

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объ-ектом - человеком, животным, машиной (М.С. Каган).

В рамках гуманитарных дисциплин целесообразно принять следующее рабочее определение коммуникации: коммуникация есть смысловое взаимо-действие между людьми. В нем рассматриваются лишь процессы социального уровня.

 

Следовательно, вне рассмотрения в таком подходе должны остаться все технические коммуникации (понимаемые как простое соединение, связь между механическими или электронными устройствами), а также информационные процессы несоциального уровня (физического, биологического и т.п.).

 

Рассмотрим теперь, в каком соотношении находятся понятия «коммуни-кация» и «информация».

Информация в самом общем смысле слова, по определению академика В.Г. Афанасьева, есть результат отражения многообразия действительности, сообщения, сведения о ней, это знания, которые востребованы и у которых есть потребитель. Информация – это знания, находящиеся в постоянном обороте, движении, т.е. такие, которые собираются, хранятся, перерабатываются, пере-даются и используются (или могут быть использованы) системой, причем не любой, а только самоуправляемой системой, для ориентировки, для активного действия, для управления (обществом, его сферами, человеком, человека самим собой).

 

Информация, согласно данному определению, понимается здесь как со-циальная, а следовательно, знаковая, надсигнальная. Обмен смыслами базиру-ется на информационных процессах, но не сводится к ним. Он как бы находит-ся «на втором этаже» этих процессов. Или, выражаясь математическим языком, информационный процесс есть условие необходимое, но недостаточное для коммуникации. Возможны ситуации, когда информационный процесс социаль-ного (знакового) уровня присутствует, но коммуникация как обмен смыслами, не осуществляется. Простой пример: человек получает газету на неизвестном ему языке, скажем, на китайском. Газета – информационный продукт, над кото-рым работала редакция; была подготовлена информация и представлена широ-кой публике в знаково-символьной форме. Но, не имея возможности считывать эту информацию, человек не понимает ее смысла, а значит, коммуникации не происходит.

 

Таким образом, в гуманитарных исследованиях определение коммуника-ции как смыслового взаимодействия переносит акцент с изучения процесса простой передачи информации на такой круг понятий, как «смысл», «понима-ние смысла», «образование смысла» («смыслообразование»), «формирование смысла» («смыслоформирование»), «передача смысла» (другой термин - «смыслопередача»), «интерпретация полученной информации» и др.

 

 

9


ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ. В гуманитарной сфере выделяют множество критериев (оснований) для определения типов коммуникации. Ограничимся рассмотрением семи из них. Это: количество людей, включенных

в коммуникацию, диалогичность, использование технических средств, син-хронность, периодичность, использование словесного материала, а также ис-пользование различных сенсорных каналов человека в процессе коммуникации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...