Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛЕКЦИЯ 1. Понятие массовой коммуникацииСтр 1 из 17Следующая ⇒
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ
МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Учебное пособие
Самара
2015
УДК 659(075.8)+ 070 (075.8) ББК 76
Д 56
Рекомендовано к изданию методическим советом ПГУТИ,
протокол № 16, от 27.03.2015 г.
Рецензенты:
Растягаев А.В. –доктор филол.наук,доцент Самарского ф-ла Московского городского педагогического университета Глухов Г.В. –доктор пед.наук,профессор Самарского государственного
экономического университета
Доброзракова, Г. А.
Д 56 Современные теории массовой коммуникации: учебное пособие / Г. А. Доброзракова. – Самара: ПГУТИ, 2015. – 92 с.
ISBN 978-5-906605-48-1
Учебное пособие содержит конспекты лекций по дисциплине «Совре-менные теории массовой коммуникации», а также вопросы и задания к практи-ческим занятиям. Пособие разработано в соответствии с ФГОС ВПО по направлению под-готовки 42.04.02 (Журналистика) и предназначено для студентов магистратуры первого года обучения.
ISBN 978-5-906605-48-1 ©, Доброзракова Г.А., 2015 Оглавление
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА..................................................................................................................................... 4
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины..................................................................................................................................................................... 5 ОБЩИЙ ПЛАН КУРСА............................................................................................................................................ 6 ЛЕКЦИЯ 1. Понятие массовой коммуникации..................................................................... 8 ЛЕКЦИЯ 2. Основные подходы к изучению коммуникации............................ 17 ЛЕКЦИЯ 3. Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры................................................................................................................. 27 ЛЕКЦИЯ 4. Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции............................................................. 31 ЛЕКЦИЯ 5. Психологические подходы к изучению массовой коммуникации............................................................................................................................................................ 38 ЛЕКЦИЯ 6. Микросоциологические подходы к изучению коммуникации 43
ЛЕКЦИЯ 7. Теории информационного общества........................................................... 50 ЛЕКЦИЯ 8. Тенденции изменений массовой коммуникации. Новые медиа в системе массовой коммуникации............................................................................ 62 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ........................................................................................................................... 67 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................................................... 87 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ.............................................................................................................................. 91
3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Массовая коммуникация играет огромную роль в жизни современного общества, в его экономике, политике, культуре, охватывая международные, межгрупповые и межличностные отношения. Революционные научные преоб-разования, произошедшие в последние десятилетия, привели к росту воздей-ствия средств массовой информации на все области жизни как человечества в целом, так и каждого индивида. Для специалиста все более актуальным стано-вится знание различного рода теоретических концепций, рассматривающих влияние на общественную жизнь СМК и СМИ. Курс «Современные теории массовой коммуникации» изучается на пер-вом году обучения в магистратуре по направлению « Журналистика» и относит-ся к базовой части общенаучного цикла дисциплин. Для его успешного освое-ния необходимо предварительное знакомство студентов с рядом гуманитарных дисциплин , таких, как философия, лингвистика, социология, психология, куль-турология, политология, а также социология журналистики, изучаемых в обра-зовательных программах бакавриата.
Целью освоения дисциплины «Современные теории массовой коммуни-кации» является ознакомление 1) с историей развития зарубежных и отече-ственных теорий в области коммуникативистики, рассматривающих массовую коммуникацию как систему в разнообразии видов и типов, 2) с современными реалиями массовых коммуникационных процессов, в том числе в контексте но-вых технологических возможностей, 3) с факторами, влияющими на характер эффективности массовой коммуникации.
При изучении курса предлагается использование нескольких традицион-ных для науки методологических подходов: социологического, антропологиче-ского, лингвистического, психологического, культурологического, политэко-номического. Таким образом, основными задачами курса является получение студентами магистратуры базовых методологических знаний о системе наук и месте среди этих наук массовых коммуникаций как исследовательского направления.
Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связан-ную с осмыслением заявленных проблем, включают диалогическое общение студентов с преподавателем. На семинарских занятиях возможно использова-ние тренингов, проведение мини-конференций и дискуссий, позволяющих из-бежать пассивного восприятия информации и максимально использовать твор-ческий потенциал студентов магистратуры . Предлагаемый в конце пособия список монографий и научных статей может быть использован для выполнения студентами магистратуры реферативных работ. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны демонстриро-вать знание современных теорий массовой коммуникации, понимание специ-фики коммуникаций в системе социальных коммуникаций, сущности масском-муникационного процесса, особенностей массовой информации и функциони-рования СМИ как важнейшего вида массовой коммуникации в современном обществе; владеть навыками и приемами, принципами и методами научно-
4 теоретической, исследовательской работы в области изучения современных проблем средств массовой коммуникации; уметь основываться на полученных знаниях в своей исследовательской или высококвалифицированной профессио-нальной деятельности.
Курс «Современные теории массовой коммуникации» является базой для освоения общепрофессиональных дисциплин и магистерских программ.
Программа рассчитана на 54 часа аудиторной работы. Из них на лекции отводится 16 часов, на семинарские занятия – 38 часов. По окончании курса проводится экзамен.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций: - способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); - готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную
и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческо-го потенциала (ОК-3);
- способности использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий (ОК-4);
- способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском
и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
(ОПК-1);
- готовности руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессио-нальные и культурные различия (ОПК-2);
- готовности осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений тео-рии журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего соци-ального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации (ОПК-3); - готовности осуществлять профессиональную деятельность, базируясь на знании современных медиасистем, их структуры, знания специфики россий-ской и зарубежных национальных моделей СМИ (ОПК-4);
- готовности к самостоятельному проведению научного медиаисследова-ния, выполнению всех необходимых его этапов, способностью выполнять ис-следовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области (ОПК-8);
- готовности квалифицированно выполнять соответствующие должност-ные функции в прикладных видах редакционной деятельности в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры (ПК-5).
5 ОБЩИЙ ПЛАН КУРСА
6
7 ЛЕКЦИЯ 1. Понятие массовой коммуникации
Термин «коммуникация» широко используется в самых различных обла-стях человеческого знания, человеческой деятельности, обозначая разные объ-екты и процессы. Так, в сфере строительства слово «коммуникации» подразу-мевает технические соединения – подводку труб, по которым идет вода, и труб канализации . В сфере транспорта коммуникации - это транспортные сообще-ния, то есть дороги (автомобильные, железные), а также разного рода трубо-проводы (нефтяные, газовые). Связисты этим словом обозначают факт установ-ления связи (телеграфной, телефонной, радио, мобильной и т.п.). Отсюда – ши-роко распространенный термин «телекоммуникации» (греч. «tele» – «вдаль, да-леко»).
Обратимся к этимологии термина «коммуникация». В латинском языке имеется слово «communicatio», чаще всего переводимое как сообщение, пере-дача (еще одно значение этого слова в латинском языке - риторическая «фигура обращения к слушателям, как бы с приглашением принять участие в обсужде-нии вопроса»).
Само слово «communicatio» восходит к слову «communico», имеющему довольно много значений: 1) делать общим; делиться; 2) делать сообща, при-нимать участие, делить; 3) сообщать; 4) беседовать; 5) воздавать, оказывать, предоставлять; 6) присоединять, добавлять, вносить; 7) связывать, соединять. В возвратной форме «se communico» означает общаться, иметь дело (с), иметь связи (с). В свою очередь, слово «communico» восходит к «communis», что перево-дится как 1) общий; 2) обыкновенный, обычный, общеупотребительный, обще-принятый; 3) общительный, доступный, обходительный.. Таким образом, се-мантическая доминанта всего перечисленного набора значений латинских слов
– установление некоей общности, связи, соединение (в доминанте в качестве отличительной черты выступает значение действенности, процессуальности). Термин «коммуникация», предположительно, появился в русском языке в первой половине XX века. В гуманитарных науках он трактуется как «обще-ние», «передача информации от человека к человеку», «обмен смыслами», «смысловое взаимодействие», т.е. как «специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка». РАБОЧЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ. КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИЯ. Приведем некоторые определения, встречающиеся в научной литературе. Коммуникация - механизм, посредством которого обеспечивается суще-ствование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мысли-тельные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во време-ни (Ч.Х. Кули).
8 Коммуникация (в широком смысле) - социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Чери). Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объ-ектом - человеком, животным, машиной (М.С. Каган). В рамках гуманитарных дисциплин целесообразно принять следующее рабочее определение коммуникации: коммуникация есть смысловое взаимо-действие между людьми. В нем рассматриваются лишь процессы социального уровня.
Следовательно, вне рассмотрения в таком подходе должны остаться все технические коммуникации (понимаемые как простое соединение, связь между механическими или электронными устройствами), а также информационные процессы несоциального уровня (физического, биологического и т.п.).
Рассмотрим теперь, в каком соотношении находятся понятия «коммуни-кация» и «информация». Информация в самом общем смысле слова, по определению академика В.Г. Афанасьева, есть результат отражения многообразия действительности, сообщения, сведения о ней, это знания, которые востребованы и у которых есть потребитель. Информация – это знания, находящиеся в постоянном обороте, движении, т.е. такие, которые собираются, хранятся, перерабатываются, пере-даются и используются (или могут быть использованы) системой, причем не любой, а только самоуправляемой системой, для ориентировки, для активного действия, для управления (обществом, его сферами, человеком, человека самим собой).
Информация, согласно данному определению, понимается здесь как со-циальная, а следовательно, знаковая, надсигнальная. Обмен смыслами базиру-ется на информационных процессах, но не сводится к ним. Он как бы находит-ся «на втором этаже» этих процессов. Или, выражаясь математическим языком, информационный процесс есть условие необходимое, но недостаточное для коммуникации. Возможны ситуации, когда информационный процесс социаль-ного (знакового) уровня присутствует, но коммуникация как обмен смыслами, не осуществляется. Простой пример: человек получает газету на неизвестном ему языке, скажем, на китайском. Газета – информационный продукт, над кото-рым работала редакция; была подготовлена информация и представлена широ-кой публике в знаково-символьной форме. Но, не имея возможности считывать эту информацию, человек не понимает ее смысла, а значит, коммуникации не происходит.
Таким образом, в гуманитарных исследованиях определение коммуника-ции как смыслового взаимодействия переносит акцент с изучения процесса простой передачи информации на такой круг понятий, как «смысл», «понима-ние смысла», «образование смысла» («смыслообразование»), «формирование смысла» («смыслоформирование»), «передача смысла» (другой термин - «смыслопередача»), «интерпретация полученной информации» и др.
9 ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ. В гуманитарной сфере выделяют множество критериев (оснований) для определения типов коммуникации. Ограничимся рассмотрением семи из них. Это: количество людей, включенных в коммуникацию, диалогичность, использование технических средств, син-хронность, периодичность, использование словесного материала, а также ис-пользование различных сенсорных каналов человека в процессе коммуникации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |