Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Монологическая и диалогическая коммуникация




 

 

11


Идея асимметричности коммуникации приводит к выделению нового критерия – диалогичности / монологичности коммуникации, отражающего, насколько равноправны в данном процессе участники коммуникации. Когда го-ворят о коммуникации как о смысловом взаимодействии (а не действии или воздействии), неявно предполагают, что процесс коммуникации происходит в двух направлениях: сначала от одного участника к другому, а затем от второго

к первому. Так выглядит в идеале простейшая коммуникация между двумя людьми. И такую ситуацию называют диалогической коммуникацией. Но по мере увеличения числа участников коммуникационного процесса поддерживать режим диалога становится все труднее. Диалог или, точнее, полилог (термин, указывающий на большое число участников в разговоре) предполагает более или менее равномерное распределение времени между всеми. Данное условие становится практически невыполнимым, если число участников достигает не-скольких десятков, не говоря уж о большем числе. Поэтому, строго говоря, идеальная диалогическая модель не может быть осуществлена уже в личност-но-групповой коммуникации и тем более в массовой.

 

Отсюда следует, что, начиная с уровня групповой коммуникации, процесс становится преимущественно однонаправленным – информация идет в одну сторону: от выступающего к аудитории. Такая коммуникация называется моно-логической или однонаправленной.

 

На самом деле возможны промежуточные варианты, когда в самой ком-муникативной ситуации используются элементы то монолога, то диалога. В практике СМИ чисто монологический вариант коммуникации считается мало-эффективным, отталкивающим публику, и редакции стараются сделать все, чтобы включить диалогические элементы настолько, насколько это возможно.

 


Технически опосредованная коммуникация, или медиакоммуника-

Ция

Массовая коммуникация принципиально требует использования специ-фических средств – СМК, без которых она невозможна. Технически опосредо-ванную коммуникацию называют также медиатизированной или медиакомму-никацией. «Media» (лат.) - это множественное число слова «medium», что пере-водится как «посредник», «средство ». В современном понимании «медиа» - это технические средства, технические посредники. Слово «медиатизированный» трактуется как «происходящий с помощью технических средств, посредников» или « технически опосредованный». По этому основанию коммуникацию разде-ляют на непосредственную, т.е. происходящую без использования технических средств, и опосредованную или медиатизированную, где технические средства используются.

 

Довольно сильно распространено заблуждение, что медиакоммуникация это исключительно массовая коммуникация. Понятие «медиакоммуникация» охватывает и другие типы коммуникации с разным числом участников. Так, можно говорить о межличностной медиакоммуникации (разговор двух человек по телефону, общение в интернете через ICQ и т.п.), а можно говорить и о групповой медиакоммуникации (например, общение на форумах и чатах интер-

 

12


нета, участие в видеоконференциях, просмотр сравнительно небольшим числом людей видеозаписи и т.п.). Проблема лишь в том, что и межличностная, и груп-повая, и массовая коммуникация могут быть технически опосредованными (ме-диатизированными), но лишь два из этих трех типов коммуникации могут быть непосредственными – это межличностная и групповая коммуникация. Массовая же коммуникация не бывает непосредственной.

В публикациях часто слово «медиа» выступает как синоним термина «средства массовой коммуникации». Это не совсем верно. Справедливо следу-ющее суждение: все средства массовой коммуникации суть медиа, но не все медиа суть средства массовой коммуникации, поскольку, как было показано выше, медиакоммуникация не обязательно массовая. Для обозначения СМК лучше использовать термин «массмедиа».

Уровни комму- Непосредственная ком- Технически опосредованная

никации                                                                                         муникация (медиатизированная)комму-никация

 

Межличностный

Непосредственная меж- Межличностная медиакомму-  

личностная коммуника-

никация  
  ция      
Групповой Непосредственная груп- Групповая медиакоммуникация  
 

повая коммуникация

   
Массовый ---   Массовая коммуникация  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 434.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...