Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Межличностная, групповая и массовая коммуникация




Различные исследователи выделяют различное число категорий по крите-рию количества людей, включенных в коммуникацию. Пожалуй, наиболее рас-пространенным является выделение трех типов (или трех уровней) коммуника-ции – межличностной, групповой, массовой.

 

Межличностная коммуникация осуществляется среди небольшого числа людей – обычно рассматривают коммуникацию между двумя-тремя-четырьмя людьми.

Ее принципиальной особенностью является возможность реального диа-лога. В коммуникацию могут включиться на равных все ее участники.

Уровень групповой коммуникации часто разбивают, по меньшей мере, на две категории – личностно-групповую и межгрупповую коммуникацию. Лектор

в аудитории студентов, политик на трибуне, пианист в концертном зале, чинов-ник, дающий пресс-конференцию – все это примеры личностно-групповой коммуникации. В данном случае один человек (лектор, политик, пианист, чи-новник) транслирует смыслы в тех или иных формах некоторой группе людей (студентам, участникам митинга, публике в концертном зале, журналистам на пресс-конференции и т.п.). Здесь уже возможности диалога не так велики, как в межличностной коммуникации, и наблюдается своего рода асимметричность коммуникационного процесса: преимущественная возможность передавать ин-формацию дается одному человеку, вступающему в коммуникацию с группой. Члены же группы имеют очень ограниченные возможности передавать соб-ственную информацию этому человеку (например, журналист на пресс-конференции редко имеет возможность задать более двух-трех вопросов).

 

Межгрупповая коммуникация предполагает, что одна группа людей транслирует смыслы другой группе людей. Театральная труппа или оркестр на сцене, несколько представителей политической партии на митинге, группа топ-менеджеров на общем собрании акционеров – вот примеры межгрупповой коммуникации. Здесь также присутствует асимметричность коммуникации. Выступающая группа, находящаяся в активной коммуникационной позиции (театральная труппа, оркестр, представители политической партии, топ-менеджеры), имеет приоритет в передаче информации перед группами слуша-телей, находящихся в пассивной коммуникационной позиции (публика в театре или в концертном зале, толпа на митинге, акционеры на собрании).

 

При характеристике групповой коммуникации используется понятие «аудитория», которое понимается именно как группа, занимающая относитель-но пассивную позицию в процессе коммуникации. Эта условная, относительная пассивность носит принципиальный характер, отражая ролевые отношения

 

10


между участниками процесса коммуникации. Количество людей, включенных в коммуникацию группового уровня, измеряется уже не двумя-тремя-четырьмя, а довольно большим количеством людей – от единиц до сотен, а то и тысяч. Строго говоря, нет четкого теоретически обоснованного количественного кри-терия, который бы отделял групповой уровень коммуникации, с одной стороны, от межличностной, а с другой стороны, от массовой коммуникации. Однако в практике СМИ стараются определить хотя бы условно границы, начиная с ко-торых коммуникация перестает быть межличностной и групповой и начинает быть массовой. Так, в российском законодательстве эти границы установлены для периодических печатных изданий – тираж такого издания должен быть не менее 1000 экземпляров. Если издание выходит меньшим тиражом, то данная ситуация расценивается как групповая, а не массовая коммуникация.

Уровень массовой коммуникации предполагает, что аудитория насчиты-вает уже не десятки и сотни, а тысячи или даже миллионы участников. Для осуществления такой коммуникации уже недостаточно естественных данных человека. Каким бы громким ни был голос человека, выступить перед милли-онной аудиторией напрямую он не сможет. Поэтому на уровне массовой ком-муникации возникает еще одно принципиальное качество или условие – нали-чие специальных технических приспособлений, которые позволяют усилить коммуникационный процесс.

 

Массовая коммуникация невозможна без технических средств коммуни-кации, которые называют «средства массовой коммуникации» и обозначают аббревиатурой СМК.

На этом уровне асимметричность, которую мы наблюдали для уровня групповой коммуникации, усиливается, и понятие «аудитория» выходит на первый план . Массовая коммуникация – это смысловое взаимодействие с большими по численности аудиториями.

 

Если аудитория групповой коммуникации сосредоточена в сравнительно небольшом пространстве ( даже если это стадион), то аудитория в массовой коммуникации носит, как правило, рассредоточенный характер на гораздо большей по масштабам территории.

 

Итак, по количеству включенных людей коммуникацию разделяют, по меньшей мере, на три типа – межличностную, групповую и массовую. На уровне групповой и массовой коммуникации наблюдается принципиальная асимметричность в позициях ее участников: есть участники, которым дана воз-можность активно передавать информацию, а есть участники, которые находят-ся в пассивной роли. Таким образом, на этих двух уровнях процесс коммуника-ции носит, преимущественно, однонаправленный характер. На уровне массовой коммуникации возникает необходимость использовать специальные техниче-ские средства, называемые средствами массовой коммуникации (СМК). Массо-вая коммуникация, по сути, представляет собой массово-групповую коммуни-кацию, когда к массе людей обращается группа.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 844.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...