Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Визуальная, аудиальная, аудиовизуальная и тактильная коммуни-кация




 

Последнее из оснований связано с сенсорными каналами передачи и по-лучения информации человеком. Как известно, у человека есть пять органов чувств, с помощью которых он и получает информацию из окружающего мира: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Эти органы чувств часто называют сенсорными каналами, соответственно, зрительным (визуальным), слуховым

 

14


(аудиальным), осязательным (тактильным), обонятельным и вкусовым. На этой основе выделяют и типы коммуникации . Однако для нас интерес представляют не все эти каналы , а лишь три из них – визуальный, аудиальный и иногда так-тильный . Именно эти каналы человек использует для передачи и приема вер-бальной информации. Кроме того, возможно параллельное использование, по меньшей мере, двух каналов. Отсюда различают следующие типы коммуника-ции: визуальную, аудиальную, аудиовизуальную и тактильную. Последняя ис-пользуется для передачи информации слепым с помощью так называемой азбу-ки Брайля – специально организованных символов, которые слепые считывают на ощупь. Примеры визуальной коммуникации: чтение , переписка, общение глухонемых с помощью специфического языка жестов и мимики, передача ин-формации на флоте с помощью специальных флажков и др. Аудиальная ком-муникация – это устная речь. Аудиовизуальная коммуникация реализуется в таких СМК, как кино, телевидение, интернет (мультимедийные материалы).

 

Мнение, что визуальная коммуникация невербальна, является заблужде-нием, поскольку алфавит – чисто визуальный материал. Невербальная комму-никация в визуальном варианте – это коммуникация с использованием разного рода картинок, непроизвольных жестов и мимики, фотографии и т.п. В аудиальном варианте невербальная коммуникация, это, прежде всего, музыка, а также так называемые «паралингвистические элементы» речи – интонация, пау-зы и др. Тактильная невербальная коммуникация связывается с получением информации на ощупь без использования языка Брайля.

 

На протяжении многих веков коммуникация в природе и обществе про-шла следующие стадии:

 

1) тактильно-кинетическую (у высших приматов);

2) устно-вербальную (у первобытных народов);

3) письменно-вербальную (на заре цивилизации);

4) печатно-вербальную (после изобретения книги и печатного станка);

5) многоканальную (современный момент).

Массовой коммуникации, особенно в современную эпоху , свойственна многоканальность: используются визуальный, аудитивный, аудитивно-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т .п. Появи-лась техническая возможность двунаправленной коммуникации, как открытой (интерактивность), так и скрытой (реакция слушателя или зрителя, поведение), взаимного приспособления отправителя и получателей.

ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ. Массовая ком-муникация -процесс распространения информации(знаний,духовных ценно-стей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно боль-шие, рассредоточенные аудитории.

 

Основные параметры, отличающие массовую коммуникацию от группо-вой, - количественные. В то же время вследствие значительного количествен-ного превосходства (увеличение отдельных коммуникативных актов, каналов, участников и т.п.) создастся новая качественная сущность, у коммуникации по-

 

15


являются новые возможности, создается потребность в особых средствах (пе-редача информации на расстояние, скорость, тиражирование и т.п.).

Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками:

1) опосредованность общения техническими средствами (обеспечиваю-щими регулярность и тиражированность);

2) массовость аудитории, общение больших социальных групп;

3) ярко выраженная социальная ориентированность общения;

4) организованный, институциональный характер общения;

5) отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудито-рией в процессе общения;

6) социальная значимость информации;

7) многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность, нормативность массовой коммуникации;

8) повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения;

9) однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных

ролей;

10) «коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивиду-

альность;

11) массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория;

12) массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений;

13) преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения. Социальная значимость массовой коммуникации заключается в соответ-

 

ствии определенным социальным запросам и ожиданиям (мотивированность, ожидание оценки, формирование общественного мнения), воздействии (обуче-ние, убеждение, внушение и т.п.). При этом лучше воспринимается ожидаемое сообщение, когда для различных целевых групп готовятся отдельные сообще-ния с учетом интересов целевой аудитории.

 

Взаимоотношение источника и получателя в массовой коммуникации также приобретает качественно новый характер. В качестве отправителя сооб-щения выступает общественный институт либо мифологизированный индивид. Получателем являются целевые группы (англ. target groups), объединяемые по некоторым социально значимым признакам. Задача массовой коммуникации - поддержание связи внутри групп и между ними в обществе. Фактически такие группы могут создаваться в результате воздействия массовых сообщений (элек-торат новой партии, потребители нового товара, клиенты повой фирмы).

 

Функции массовой коммуникации (по Г. Лассуэллу):

1) информационная (обозрение окружающего мира),

2) регулирующая (воздействие на общество и познание его через обрат-ную связь);

 

3) культурологическая (сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению);

Ряд исследователей добавляет развлекательную функцию.

 

16


Одной из важнейших социально-психологических особенностей массовой коммуникации является ее способность формировать общественное мнение.

Итак, мы рассмотрели этимологию термина «коммуникация», дали рабо-чее определение данного понятия, провели разграничение между понятиями «коммуникация» и «информация», рассмотрели типологию коммуникации в гуманитарной сфере, а также дали характеристику массовой коммуникации.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 476.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...