Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткий обзор биографии Н.М. Рубцова




Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 г. в селе Емецк Архангельской области. Он был четвертым ребенком в семье Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. В 1940 г. вместе а семьей Николай Рубцов переехал в Вологду, где их застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 г. В 1942 г. умерла его мать, и маль­чик был направлен в детский дом села Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1950 г. окончил 7 классов.

Памяти матери посвящены стихотворения «Аленький цветок», «Детство», а село Никольское с храмом Николая Угодника увековечено в знаменитых строках «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу...».

В 1956—1959 гг. Николай Михайлович проходил действительную армейскую службу на Северном флоте в заполярном городе Североморске, где находилась база флота. В годы службы Николай Рубцов посещал литературное объединение при флотской газете «На страже Заполярья», начал печататься. После демобилизации, с ноября 1959 г. Н.М. Рубцов начал работать кочегаром на Кировском заводе, жил в заводском обще­житии. Занимался в литобъединении «Нарвская застава». Учился в ве­черней школе.

Первые пять стихотворений Н.М. Рубцова в коллективном сборнике стихов «Первая плавка» вышли в 1961 г. Через год 24 января Николай Михайлович выступил с чтением стихов на вечере молодежной поэзии в ленинградском Доме писателей, там он познакомился с Глебом Горбовским и с другими молодыми поэтами. К этому мероприятию поэтом был подготовлен рукописный сборник «Волны и скалы», включавший в себя 37 стихотворений, туда вошли такие, ставшие известными в будущем стихи, как «Видения на холме», «Березы» и «Добрый Филя». Позднее данный рукописный сборник был представлен Н.М. Рубцовым на твор­ческий конкурс в Литературный институт в Москве, куда он впоследствии и поступил.

1963 г. стал временем вхождения в литературу, тогда появился пер­вый вариант стихотворения «В горнице». В течение года он написал «Я буду скакать по холмам...» и другие стихотворения, ставшие руб­цовской классикой. Период с 1966 по 1967 г. Николай Рубцов провел в странствиях: Вологда — Барнаул — Москва — Хабаровск — Волго-Балтийский канал — Вологда. Он принимал участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, домах культуры, библиотеках.

К лету 1967 г. вышла книга «Звезда полей». Это стало звездным часом поэта. Через год в журналах появилось несколько рецензий на «Звезду по­лей», по ней Николай Рубцов защитил диплом в Литературном институте и 19 апреля был принят в Союз писателей. В 1969 г. вышла третья кни­га Николая Михайловича «Душа хранит». Закончились годы скитаний, бытовой неустроенности: Николай Рубцов получил скромную, но все-таки отдельную однокомнатную квартиру. Казалось, что налаживается и личная жизнь поэта...

В следующем году благодаря хлопотам Егора Исаева вышла в свет четвертая книга Н.М. Рубцова «Сосен шум». К этому времени отно­сятся стихотворения «Судьба», «Ферапонтово», «Я умру в крещенские морозы...».

Николай Михайлович Рубцов погиб в ночь на 19 января 1971 г., в крещенские морозы. После смерти были опубликованы сборники «По­следний пароход» (1973), «Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).

_

________________________________________

Тема: С.А. Есенин «Лебедушка»

Цели: познакомить с новым произведением С. Есенина; обо­гащать словарный запас; обучать правильному, выразительному чтению; раскрыть красоту поэтического произведения; развивать память, речь, воображение.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулиро­вание учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебни­ка, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личност­ные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг С. Есенина, портрет поэта, аудиоприложение к учебнику, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение наизусть стихотворения Н. Рубцова.)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

(Учитель включает аудиозапись песен на стихи С. Есенина (по одному куплету).)

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чем.

Клен ты мой опавший,

Клен заледенелый, ,                            

Что стоишь, нагнувшись,

Под метелью белой?

- Узнали ли вы стихи? Кто их автор? (Сергей Есенин.)

— Какие стихи С. Есенина вы уже учили или читали?

IV. Работа по теме урока Знакомство с жизнью и творчеством С. Есенина

— Совсем недавно мы читали его стихотворение «Бабушкины сказки». А что вы помните из биографии поэта? Детство прошло в селе Константинова Рязанской губернии. Рос у ба­бушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, некоторые были с плохим концом, и он их переделывал на свой лад. Стихи писал, подражая частушкам.)

(Учащиеся слушают сообщение учителя о поэте. См. (материал к уроку.)

Сегодня мы познакомимся еще с одним из стихотворений С. Есенина.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа над стихотворением «Лебедушка»

(Чтение стихотворения на с. 120-125 учебника. Учитель ис­пользует аудиоприложение к учебнику.)

— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы ис­пытали при чтении?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выделите не­понятные слова и выражения.

(Ученики сами объясняют значения слов и выражения. Учи­тель дополняет объяснения или поправляет.)

— Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они от­носятся, а также сравнения и олицетворения. (эпитеты: покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебе­душка, колечки изумрудные и др.; олицетворения: «..,зорюшка рассыпала... лучи...», «камыши... шепталися», «перешептыва­лись лилии», «цветы... улыбались дню веселому» и др.)

— Зачем автор использует прием олицетворения? (Йоэт оче­ловечивает, одушевляет природу, она ведет себя, как человек. Такой прием дает возможность лучше увидеть всю еекрасоту.)

— Что напоминает вам это стихотворение? На что оно похоже? (Это стихотворение напоминает народную песню или сказку.)

Найдите в тексте слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

— Что необычно в изображении лебедушки?

— Как автор показывает, что она была хорошей матерью?

— Как автор называет ее детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная.)

Как поэт относится к лебедушке? Докажите.

- Какие враги есть у лебедей? Найдите это в тексте.

- Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте отрывок кней.

- Как вела себя лебедушка в момент смертельной опасности? О ком она думала?

(Выразительное чтение стихотворения.)

- Послушайте объяснение фразеологизмов.

ЛЕБЕДИНАЯ ПОСТУПЬ - плавная, величавая.

ЛЕБЕДИНАЯ ШЕЯ - стройная, гибкая.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ - чье-либо последнее значительное произведение; последнее проявление деятельности, таланта (от поверья, что лебедь поет раз в жизни — перед смертью).

ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ — семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. Некоторые из них (так же как орлы и аисты) способны дожить почти до 100 лет.

VII. Рефлексия

- Чем вас поразил урок?

- О чем заставил задуматься?

- Чему вы научились на уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...