![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткий обзор биографии С.Д. Дрожжина
Спиридон Дмитриевич Дрожжин - поэт-самоучка, из семьи крепостного, учился у деревенского дьячка грамоте «две неполных зимы», а в 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в Петербург, «в люди». Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки. Мечта об учении оказалась неосуществимой, так как в поисках заработков С. Дрожжин начал скитаться по России (от Москвы до Ташкента), устраиваясь на работу лакеем, приказчиком, продавцом в лавках. С 16 лет стал пробовать сочинять сам, и в 1873 г. появилась его первая публикация в журнале «Грамотей», где печатались в основном такие же «самодеятельные» писатели, как С.Д. Дрожжин. Постепенно он свел знакомство с писателями, близкими крестьянской среде, и они, заинтересовавшись необычной судьбой С. Дрожжина, стали покровительствовать ему, помогая печататься в столичных журналах (в начале 1900-х гг. он вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа). Личность Спиридона Дрожжина привлекла внимание P.M. Рильке, он гостил у поэта в 1900 г. и перевел на немецкий язык несколько его стихотворений. Написанные в духе кольцовско-никитинской традиции произведения С. Дрожжина пользовались большой популярностью в определенно настроенных кругах. Их включали в школьные хрестоматии, издавали для детского чтения. __________________________________ Тема: А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление. Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока, П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, К - осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: умение оперировать понятиями «лирические произведения в стихотворной форме», «картины родного края». Оборудование:выставка книг А.В. Жигулина, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Чтение стихотворения С. Дрожжина «Родине».) III. Работа по теме урока — Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл. (Родина — мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится.) Родина — мать, ...что соловей без песни. Человек без Родины, .. .во сне снится. На чужбине родная землица ...умей за нее постоять. IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока Знакомство с жизнью и творчеством А.В. Жигулина (Сообщение учителя о поэте. См. материал к уроку.) 2. Работа над стихотворением «О, Родина!» (Чтение стихотворения на с. 138 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.) — О чем это стихотворение? — Как можно его озаглавить? — Как поэту удается подчеркнуть, что он любит Родину без громких слов? — Подберите синоним к слову «трепетный». (Дрожащий, взволнованный.) — Найдите в тексте слова-антонимы. (Обиды и прощенья.) — Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему поэт использует такое сравнение? — Что является для автора главным? (Выразительное чтение стихотворения.) VI. Рефлексия — Продолжите предложения. • Сегодня на уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел... VII. Подведение итогов урока — Какие чувства испытывает автор? — Что вы о нем узнали на уроке? Домашнее задание Найти и прочитать другие стихи А. Жигулина; подготовить выразительное чтение одного из них. Повторить произведения раздела. Материал для учителя Краткий обзор биографии А.В. Жигулина Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 г. в Воронеже в крестьянской семье. В 1949 г. А.В. Жигулин — студент-первокурсник Воронежского политехнического института — был арестован за участие в подпольной организации (в конце 80-х гг. он расскажет об этом в автобиографической повести «Черные камни»); до 1954 г. включительно находился в заключении в Сибири — строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. Образ России — один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколов, Н.М. Рубцов, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. Образ света озаряющего становится сквозным в поэзии А.В. Жигулина в конце 70-х гг. и в 80-е гг. («кресты не померкли», «кресты блестят», «светится лик золотой»). Христианская идея любви определяет теперь этику поэта: он убежден, что только «Бог — задумчив и суров» и еще «Любовь, что так кротка и терпелива» могут вдохновить на создание подлинных произведений искусства («Архангельское», 1973). Духовность, заботу о душе А.В. Жигулин полемически противопоставлял «радостям быта» («Пишу о душе. А душа...», 1974). В те же годы поэт активно разрабатывал историческую тему (фрагменты поэмы «За друга своя»). В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений «Тревожное время России», где нашли отражение основные темы жигулинского творчества (ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о «колымском конвое», любовь, неподвластная времени, защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта — он рисовал картину разрушения родины. ___________________________________ Тема: Обобщающий урок «Родина» Цели:повторить и обобщить изученный раздел; развивать память, речь, мышление. Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока, П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну». Оборудование: выставка книг по теме изученного раздела. Ход урока I. Организационный момент (Класс делится на 2 команды. Каждая команда придумывает себе название и девиз.) II. Конкурсная программа Этап I. «Название раздела» — Прочитайте стихотворение. Мой первый друг, Антипин Колька, Он, верно, помнит этот день, Когда на тихом солнцепеке Накрыла нас живая тень. Мы оглянулись и застыли, Разинув в оторопи рты: Стоял солдат, седой от пыли, И улыбался с высоты. И вдруг, подхваченный тем мигом, Признав чутьем, а не с лица, Я задохнулся сладким криком В немом объятии отца. К его щеке припал и замер. А сзади, в ярком свете дня, Смотрел сиротскими глазами Антипин Колька на меня. В.Богданов — О чем оно? Как вы поняли его смысл? — Можно ли это стихотворение ввести в наш раздел, который мы только что изучали? — Какое название вы бы дали этому разделу? — Что объединяет произведения, включенные в него? (Выбирают название раздела.) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 506. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |