![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Работа над рассказом «Стрижонок Скрип»
(Чтение рассказа на с. 100-109 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.) — Ваши впечатления? — Объясните значение слов. БЕСЦЕРЕМОННО — (беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости). ЗАПОЛОШНО — (суматошно, неспокойно, взбалмошно). ЛЕПИТЬСЯ— (располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному). ЯР — (крутой берег, обрыв). — Подберите синонимы к словам. МЕРЦАЛА — (светилась). СЕРЬЕЗНЫЙ — (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный). УГРЕВШИСЬ - (согревшись). ПОТУХЛО — (погасло, прекратилось). — Подберите антонимы к словам. МЕРЦАЛА — (темнела, мрачнела). СТРОГИЙ- (ласковый). ТРЕВОГА — (покой, спокойствие). — Как вы понимаете выражения: «у них серьезная и строгая мама», «становиться на крыло». — Стрижата остались одни. Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ? — Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент? — Как вы относитесь к поступку мальчиков? Если бы вы были на их месте, как бы поступили? — Отчего стрижата стали беспокоиться? — Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова? VI. Рефлексия — Продолжите предложения. • Сегодня на уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел... VII. Подведение итогов урока — С каким автором вы познакомились на уроке? — Что вы о нем узнали? — О ком этот рассказ? Чем он вам понравился? Домашнее задание Перечитать рассказ. Материал для учителя Краткий обзорбиографии В.П. Астафьева Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжелым, сиротским, даже школу не довелось окончить. В 1941 г. В.П. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушел на войну; там получил два тяжелых ранения и был контужен. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семеновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область). Здесь В.П. Астафьев работал грузчиком, вахтером, учился к школе рабочей молодежи, стал членом литературного кружка при газете «Чусовской рабочий». В 1951 г. в этой газете был напечатан первый рассказ В.П. Астафьева «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда г. Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного писателя В.П. Астафьева «Звездопад». В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой похожих на притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. О В.П. Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам. Установилась тесная связь В.П. Астафьева с «Нашим современником» — журналом, охотно печатавшим «деревенскую прозу». Все написанное В.П. Астафьевым не уложится и в 15 солидных томов. Была у В.П. Астафьева и тема, проходящая через все его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях. Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе. ______________________________ Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа Цели:познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным. Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим). Оборудование:выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока 2 I. Организационный момент II. Характеристика матери-стрижихи - Послушайте пословицы, догадайтесь, о ком в них говорится. (О матери.) • Птица рада весне, а дитя — ей. • Сердце ее лучше солнца греет. • Роднее ее родни нет. - Составьте характеристику матери-стрижихи, пользуясь текстом. - Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Какой она была матерью? (Учащиеся самостоятельно составляют синквейн. После проверки на доске записывают наиболее удачный. Например: Стрижиха. Строгая, заботливая. Кормит, воспитывает, оберегает. С ней очень хорошо. Мать.) III. Физкультминутка IV. Работа по теме урока Чтение и деление текста на части (Можно каждую часть поделить на микротемы.) 1. Новорожденные стрижи: 1) рождение Скрипа; 2) плохо одним; 3) мама вернулась. 2. Жизнь стрижиной семьи: 1)кормление птенцов; 2) обидно; 3) папы нет (или Тяжело жить без папы). 3. Птенцы подросли: 1) хочется выглянуть из норки; 2) мамино наказание; 3) враги стрижат. 4. Случилась беда: 1) мама погибла; 2) плохо без мамы; 3) дружные стрижи. 5. Учатся летать: 1) первый полет Скрипа; 2) наелся хорошо. 6. Новое жилье: 1) потерялась норка; 2) строит дом; 3) мальчишки достали. 7. Пора в дорогу: 1) беспокойство стрижей; 2) стрижи полетели; 3) мальчишки-рыбаки прощаются. Пересказ текста по коллективно составленному плану Обобщение знаний о птицах - Перечитайте самостоятельно рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Выпишите в две колонки эпитеты для описания лебедей и стрижей. (Учащиеся составляют сравнительную характеристику лебедей и стрижей самостоятельно или в паре (на усмотрение учителя). После выполнения задания проводятся проверка, обобщение знаний о птицах. Дополнительную информацию учащимся может дать учитель. См. материал к уроку.) V. Рефлексия - Продолжите предложения. • Сегодня на уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел... VI. Подведение итогов урока - Что В.П. Астафьев мог наблюдать в жизни,' а что придумал, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа? - Зачем писатель использует этот прием? Домашнее задание Подготовить пересказ от имени Скрипа. Выполнить задания 2, 3 на с. 111 учебника. Материал для учителя Стрижи Черные стрижи очень похожи на ласточек. Эти длиннокрылые птички, со свистом летающие над нашими головами, также всю жизнь проводят в воздухе, на землю никогда не садятся. Обычно стрижи живут на высоких строениях. Чтобы взлететь, стриж падает из своего гнезда или с высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и быстро, стремительно летит. Известно, что стрижи — самые быстрые птицы. Соперников в быстроте полета они не имеют. Прилетают к нам стрижи еще позднее ласточек и, как и ласточки, питаются исключительно насекомыми. Лебеди Со времен глубокой древности лебедь — одна из самых крупных и сильных птиц — служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью. Вообще-то, лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издает лебедь-кликун. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье. Огромные белые птицы на синем апрельском небе — это незабываемо красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывет, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет, принимает перламутровый оттенок. Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении — и при крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании, когда шумно расплескивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам, в густейших камышах, это исключительно чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой отец и мать. В неволе белый лебедь быстро становится ручным, мирно живет в зоологических садах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии. Лебедь — прекрасное и теперь редкое создание природы, охота на него в нашей стране запрещена. ___________________________________ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 926. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |