Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания




Цели: познакомить с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; учить анализировать лирический текст, опреде­лять его опорные слова, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозиро­вать содержание раздела, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — умения эмо­ционально откликаться на произведение литературы и живо­писи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П - умения анализировать лирический текст, находить опор­ные слова, видеть картины Родины, К - осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в груп­пе при планировании проекта о Родине; личностные: умение оперировать понятиями «картины родного края», «звуки при-' роды».

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с тек­стом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Родина

Родина — слово большое-большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок... и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком.

И на щечке родинка —

Это тоже Родина.

Т. Бокова

Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте его медленно (еще: начните читать медлен­но и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, вырази­тельно).

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

- Какой раздел мы закончили изучать? («Поэтическая те­традь».)

Книг на свете очень много. Рассмотрите нашу выставку. Как ее можно назвать?                

Расставьте буквы в определенном порядке, чтобы получи­лось слово.

ДИОРАН

- Какое слово получилось? (Родина.)

- Сегодня мы откроем дверь в новый раздел.

IV. Работа по теме урока

- Как вы думаете, о чем этот раздел, какие произведения мо­гут быть здесь помещены? (Предположения учащихся.)

- Прочитайте на с. 127 учебника, с чем мы познакомимся в этом разделе. (С произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей.)

— Чему мы научимся? (Читать стихи, передавая чувство гор­дости за свою Родину, рассказывать о Родине, используя про­читанные произведения и собственные мысли.)

Чему мы будем учиться? (Делать сообщения по итогам са­мостоятельной исследовательской работы, писать сценарии тематических вечеров.)

- Прочитайте еще раз название раздела. Подберите ассоциа­тивный ряд к слову «родина».

— О чем предстоит разговор на уроке?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над стихотворениями о Родине

— Прочитайте стихотворение из речевой разминки еще раз. Почему оно называется «Родина»?

- Расскажите, о чем говорит нам автор этого стихотворения.

- Что вы могли бы добавить в этот ряд? Перечислите.

- Прочитайте стихотворение.

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зеленая

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой Отчизны моей.

Г. Ладонщиков

Что вам в нем особенно понравилось?

— Как можно назвать это стихотворение?

- О какой Родине говорит нам автор?

— Верно, у человека есть большая и малая родина. Как вы это понимаете?

- Как называется та родина, которая для всех одна? (Россия.) Наш город, в котором мы живем, лишь маленькая часть боль­шой страны, которая называется Россия.

Работа с пословицами, высказываниями, загадками

- Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

• Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.    

• Береги землю родимую, как мать любимую.

• Своя сторона не бывает холодна.

• Пока под чужой крышей не побываешь, свою, что течет, не узнаешь.

• На родной стороне и камешек знаком.

— Прочитайте высказывания о родине известных людей.

• «Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с род­ной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее». (К.Д. Ушинский)

«Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина». (К.Д. Ушинский)

«Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать». (М.А. Шолохов)

— Объясните эти высказывания. Как вы их понимаете?

— Согласны ли вы с ними? Почему?

— Доскажите словечко.

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою... (страну).

Брат сказал: «Не торопись —

В школе лучше ты учись!

Будешь там отличником —

Станешь... (пограничником)».

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном... (корабле).

Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

Кто на посту и днем и ночью? —

Наш офицер — военный... (летчик).

Можешь ты солдатом стать,

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота —

Что же ждет тебя? (Пехота)

Любой профессии военной

Учиться нужно непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Сберечь Россию от... (войны).

Отгадайте загадки.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина.)

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина.)

О ней все знают,

Любят, уважают,

А солдат на посту

Бережет, охраняет.

Кто она, все знают! (Родина.)

VII. Рефлексия

- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

- Какой раздел учебника мы начали изучать?

— С какими произведениями работали?

— Что для вас значит слово «Родина»?

Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Что значит для меня моя Роди­на?». (Можно сочинить стихотворение.) Выбрать тему проекта нас. 140-141 учебника.

______________________________

Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

Цели: познакомить со стихотворением «Русь» И.С. Никитина; учить понимать поэтические произведения о родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — умения эмо­ционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — уме­ния анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проек­та о Родине; личностные: умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «картины родного края».

Оборудование: выставка книг И.С. Никитина, портрет писате­ля, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Родина

Если скажут слово родина,               

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверное, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина.,.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

3. Александрова

— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: разделяя слова на слоги, с ускорением, с замедлением, с интонацией вос­хищения).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...