Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа над стихотворением «Золотая осень»




— Прочитайте на с. 114 учебника название стихотворения. («Золотая осень».)

— Как вы понимаете это(название?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Объясните значение слов.

ЧЕРТОГ — (пышное, великолепное помещение или здание, дво­рец).

КАТАЛОГ — (1) составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книги, экспонаты, товары); 2) вообще перечень, список, исчисляющий какие-нибудь предметы, явления).

Какие еще слова вам непонятны?

(Если есть непонятные кому-то слова, одноклассники объяс­няют их значение. Затем чтение стихотворения учителем.)

— О чем пишет поэт? (О золотой осени.)

С чем он ее сравнивает? (Со сказочным чертогом, с дворцом.)

Как он описывает осень, прочитайте.

—  Какие выразительные слова и сравнения использует Па­стернак?

— Какой образ осени создает поэт? Опишите.

— Каким настроением проникнуто стихотворение?

— Как его читать?

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

Работа по картине В. Борисова-Мусатова

— Рассмотрите репродукцию на с. 115 учебника.

— Как называется картина?

— Как вы считаете, почему автор дал именно такое название?

— Как еще можно было ее назвать?

— Подходят ли строчки стихотворения Б. Пастернака к этой картине? Если подходят, то какие? Прочитайте.

(Учитель может кратко рассказать о художнике. См. материал к уроку.)

VII. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о жизни и творчестве Б. Пастернака?

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

— Что хотел показать нам автор?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения Б. Пастер­нака. По желанию: выучить.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Б.Л. Пастернака

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в извест­ной московской семье. Отец, Леонид Осипович Пастернак, академик, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, признанный художник-иллюстратор, портретист. Мать - пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. Борис начал заниматься литературой в 22 года, успев к этому времени попробовать силы в сочинении музыки, блестяще окончив философское отделение историко-филологического отделения Московского университета. В 1914 г. Б.Л. Пастернак завершил свою пер­вую книгу стихов «Близнец в тучах», а через три года вторую — «Поверх барьеров», название которой как бы определило его творческое кредо: поэт не примкнул ни к одной из существовавших в начале века группиро­вок. Уже в раннем творчестве Пастернак проявил себя как поэт со своей сложившейся системой образов и форм. Его стих# причудливы, полны неожиданных метафор, сложны по языку. В 1922 г. Б.Л. Пастернак опуб­ликовал третью книгу «Сестра моя - жизнь». Когда в 1923 г. он выпустил сборник «Темы и вариации», его стали называть одним из лучших поэ­тов России. Эту репутацию укрепили историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» (1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927).

Много времени Б.Л. Пастернак уделял переводам английских, немецких и французских классиков. Его переводы трагедий У. Шекспира считаются одними из лучших.

Наряду со стихами Б.Л. Пастернак писал прозу. Долгие годы писатель работал над романом «Доктор Живаго» об эпохе революции и Граждан­ской войны. В СССР это произведение признали антисоветским. Нача­лась травля писателя, которая особенно усилилась после присуждения ему в 1958 г. Нобелевской премии по литературе. Б.Л. Пастернака ис­ключили из Союза писателей, под страхом высылки из Советского Союза заставили отказаться от премии. Сообщение о смерти писателя (30 мая 1960 г. в Переделкино под Москвой) напечатала лишь одна газета. Его знаменитый на весь мир роман был издан на родине автора лишь в начале перестройки.

Виктор Борисов-Мусатов

Выдающийся русский художник приехал в Тарусу весной 1905 г. по приглашению искусствоведа И.В. Цветаева и поселился вместе с семь­ей на снимаемой Цветаевым даче «Песочная».

Тарусский период был очень плодотворным в творчестве художни­ка. Здесь были созданы акварели «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Сон божества», этюды к «Венкам васильков», картины «Осенняя песнь», «Куст орешника», «Реквием» - наиболее крупные произведения в твор­ческой биографии художника.

Его изысканно декоративные, элегичные по настроению картины выражают мечту о гармонии человека и природы. Первую свою большую картину «Автопортрет с сестрой» Борисов- Мусатов пишет в 1898 г., а уже в 1899 г. он создает программное полотно «Гармония», в котором прояв­ляются все особенности его художественного стиля. Многие его картины с успехом экспонировались на выставках Московского товарищества художников, а работа «Водоем» (1902) - поистине шедевр, жемчужина русской живописи.

В. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 г. и был похоронен на высоком берегу Оки на кладбище у Вознесенской горы.

____________________________________

Тема: С.А. Клычков «Весна в лесу»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством С.А. Клычкова; учить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобра­зительного искусства; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темыурока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художест­венного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необ­ходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимо­действия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг С.А. Клычкова, его портрет, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение учащимися стихов Б. Пастернака.)

III. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством С.А. Клычкова

— Расшифруйте, что здесь написано. (Сергей Антонович Клычков.)

SCLEPWGrELVHANWHTSOLVHOGIBHLW4 WIK1J1ЫISG4KVLVOSGB

Это имя поэта, чье стихотворение мы будем изучать сегодня.

— Что вы уже знаете о его жизни и творчестве?

(Учитель делает краткое сообщение о поэте. См. материал к уроку.)

IV. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...