Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа над стихотворением «Бабье лето»




(Чтение стихотворения учителем на с. 118 учебника).

— Ваши впечатления от услышанного?

— Подберите синонимы к словам.

ЗЯБКИЙ (мерзлый, закоченевший, ледяной, промерзший, за­стывший, студеный).

БЫСТРЫЙ (стремительный, ходкий, моментальный; мгно­венный, молниеносный, проворный и др.)

— Подберите антонимы к словам.

ЗЯБКИЙ — (горячий, жаркий, знойный, теплый).

ПОЗДНИЙ- (ранний).

— Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они отно­сятся. (Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце и др.)

Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?

— Какие мысли и чувства выразил поэт в этом стихотворении?

— Почему он сравнивает людей с паутинками? (Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

2. Знакомство с жизнью и творчеством Д.Б. Кедрина(Учитель делает краткое сообщение о поэте. См. материалк уроку.)

— Что нового вы узнали?

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Стихотворение какого поэта вы читали на уроке?

— Что вы о нем узнали?

— О чем его стихотворение?

Домашнее задание

Написать мини-сочинение о бабьем лете.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Д.Б. Кедрина

Дмитрий Борисович Кедрин (1907—1945) родился в Донбассе, на Бого-духовском руднике, в семье счетовода. Детство и юность его прошли в Дне­пропетровске. В 1924 г. окончил два курса Днепропетровского техникума путей сообщения, работал в редакции днепропетровской комсомольской газеты. Начал печататься в 1924 г. В 1931 г. переехал в Москву, сотрудни­чал в многотиражной газете Мытищинского вагонного завода, позже был литературным консультантом в издательстве «Молодая гвардия».

В 1943 г. ушел добровольцем в Советскую Армию. Работал в газете Северо-Западного фронта. Демобилизовавшись и вернувшись в Москву, был убит неизвестными в пригородном поезде.

Первый и единственный прижизненный сборник стихов Д.Б. Кед­рина «Свидетели» вышел в 1940 г. У Д.Б. Кедрина был чудесный дар проникать в далекие исторические эпохи. Поэта интересовали в истории не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей мира. Особенно любил он Русь, написав о ней, кроме «Зод­чих», поэмы «Конь», «Ермак», «Набег», «Песню про Алену-старицу» и др. Замечательна его драма в стихах о великом голландском художнике «Рем­брандт».

Д.Б. Кедрин был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком. В стихах Д. Кедрина очень сильно живопис­ное начало, его краски звонки и точны. Д.Б. Кедрин был исключительно скромен и трудолюбив. «Требуйте от себя, — писал он молодым поэтам, — абсолютной честности, не выпускайте стихи из рук, пока замечаете в них хотя бы один недостаток».

________________________________________

Тема: Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; продолжить формирование навыка выразительного чтения; раз­вивать речь, мышление, память.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художест­венного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необ­ходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основехудожественного текста учебника, осмысление правил взаимо­действия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование:выставка книг Н.М. Рубцова, его портрет, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Осень

Осень!.. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются -там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. К. Толстой

— Прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопроситель­ной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздра­жения, восхищения).

— Выучите стихотворение. (Учащимся дается 1 мин.)

III. Проверка домашнего задания

(Заслушивают мини-сочинения о бабьем лете. Например: В середине сентября ненадолго возвращается почти летнее тепло. Пригреет мягким, ласковым солнцем. Небо станет светло-голубым. Воз­дух в это время прозрачный, по утрам свежий, чуть морозный. Нарядные и праздничные стоят деревья. Тихие, хрустальные в своей прозрачности дни называют бабьим летом. С давних времен бабье лето считается луч­шей порой осени.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова

— Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать.

— Какие его произведения вам знакомы?

 Что вы знаете об этом поэте?

(Учитель делает краткое сообщение о поэте. См. материал к уроку.)

Работа над стихотворением «Сентябрь»

(Чтение стихотворения на с. 119 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)

— Какое настроение у поэта? Почему в тексте так много вос­клицательных предложений?

— Подберите синонимы к словам.

КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.)

НАСТУПИЛ- (настал).

ЖЕЛАТЬ (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жа­ждать, алкать (устар. книжн.)).

Подберите антонимы к словам.

КРАТКИЙ— (долгий, продолжительный).

РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь).

— Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск иг­рает с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.)

Объясните слова поэта: «и ничего не желаю, и ничего не хочу».

— Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли на­строение автора? Какие слова помогают это понять?

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Что вы узнали о Николае Михайловиче Рубцове?

— Какое стихотворение читали? О чем оно?

— Какие выразительные средства использует автор?

Домашнее задание

Выучить стихотворение.

Материал для учителя










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...