Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»




Цели: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа мате­риала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, от­бор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление пpaвил взаимодействия в паре и группе; личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование: выставка книг М.М. Пришвина, портрет писателя, карточки с заданиями.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Творческий пересказ текста от имени Барбоса.)

III. Сообщение темы и постановка целей урока

Прочитайте на с. 92 учебника имя автора, произведениекоторого мы будем сегодня читать.

Какие произведения М.М. Пришвина вы читали? О чем они?

- Определите задачи урока.

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством М.М. Пришвина

(Сообщение о писателе делает учитель. См. материал к уроку.)

Работа над рассказом «Выскочка»

- Прочитайте на с. 92 учебника название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

— Можно ли по названию это предположить?

Разгадывание загадок

— Отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком идет речь.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что — пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит... (сорока).

— Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А что вы знаете о сороках?

(После высказываний учащихся заранее подготовленный уче­ник рассказывает о сороках.)

Сороки

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос ее легко запоми­нается — резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то заметила: глаз у нее зоркий — никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.

Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле — зеле­новато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Разверну­тый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает со­рока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.

Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо устраивает вы­соко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет еще глиной. Входное отверстие гнезда глу­бокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится на дереве или кусте годами.

Самка откладывает 5—8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Си­дит она на них 17 дней. Самец кормит ее, а затем и появившихся птен­цов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О сороке часто упоминается в фольклоре: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Со­рока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет — к вьюге».

Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сороказапросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урокаЗнакомство с рассказом «Выскочка»

(Словарная работа.)

— Объясните значение слов.

БДИТЕЛЬНОСТЬ — (от бдительный — очень внимательный, неослабно настороженный).

РАДУЖНЫЙ- (разноцветный).

Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».

— Подберите синонимы к словам.

БДИТЕЛЬНОСТЬ — (зоркость, неослабное внимание, насто­роженность).

УКРАДЕННЫЙ— (похищенный, сворованный, стянутый, ста­щенный, вытащенный, уведенный, свистнутый, стыренный и др.).

— Подберите антонимы к слову «глупая». (Умная, мудрая.) (Чтение рассказа на с. 92—95 учебника учащимися по цепочке.)

— Понравился ли вам рассказ? Чем? Что особенно понравилось?

VII. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Прочитав этот рассказ, что вы можете сказать об авторе?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Материал для учителя










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 570.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...