![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Карточка 1. Валерий Яковлевич Брюсов
Сочинять начал с восьми лет, а в семнадцать написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов В.Я. Брюсов не хочет идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей. Он твердо верит в свою звезду. В истории русской литературы он навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища, заложенные в чувстве». Оставил он след в культуре и как талантливый критик, организатор, редактор, педагог. С детских лет его манило неведомое: Мне снились: рощи пальм, безвестный океан, И тайны полюсов, и бездны подземелий, И дерзкие пути междупланетных стран. Но поэт бежал не столько от мира вообще, сколько от его пошлости и мелочности. Возвышенное и героическое, таинственное и трагическое он умел видеть повсюду: в раскрытой книге, случайной уличной сценке, обычной череде будней. В целом темы, привлекавшие его, бесконечно разнообразны. По улицам узким, и в шуме и ночью, в театрах, в садах я бродил, И в явственной думе грядущее видя, за жизнью, за сущим следил. Я песни слагал вам о счастьи, о страсти, о высях, границах, путях, О прежних столицах, о будущей власти, о всем распростертом во прах. Карточка 2. Марина Ивановна Цветаева Осенью 1910 г. восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник своих стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» — стихи, написанные в 15—17 лет (некоторые, возможно, еще раньше). Когда к власти пришли большевики, она остается в Москве одна с двумя дочерьми, безо всяких средств к существованию. В то время в стихах М.И. Цветаевой страшный быт преображается в высокую поэзию: Чердачный дворец мой, дворцовый чердак! Взойдите. Гора рукописных бумаг... — Так! — Руку! — Держите направо, — Здесь лужа от крыши дырявой. Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук, Какую мне Фландрию вывел паук. Не слушайте толков досужих, Что женщина может без кружев!.. Вот дети мои — два чердачных царька, С веселою музой моею, — пока Вам призрачный ужин согрею, — Покажут мою эмпирею. Чердак превращен в «чердачный дворец», паутина — в кружева, голодные дети — в «царьков». Душа поэта не нуждается в хлебе, ибо будет — теперь Цветаева в этом уверена — существовать и на небе, в подлинном споем доме. Карточка 3. Сергей Александрович Есенин Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области мальчик очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трехлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки. «Стихи начал слагать рано, — напишет позже С. Есенин в автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал насвой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть устной и песенной речи. ...Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Сережу Есенина определяют в Константиновское земское четырехгодичное училище, и затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепики. После Константиново, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские отличались особой легкостью. Даже самые ранние, бесхитростные и чистые его стихи уже при первом чтении захватывают душу своим певучим слогом: Там, где капустные грядки Красной волной поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет... Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому. Месяц — «кудрявый ягненочек» — «гуляет по голубой траве», рога месяца, отражающегося в затихшем озере, "бодаются» с осокой. Если взглянуть на воду с «далекой тропы», то покажется, что вода «качает берега». Не туман поднимается над степью, а степь «кадит дымом». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветет, а «полышет», как «пенный пожар». Для 1-й команды — Какие стихи В.Я. Брюсова вы читали в этом разделе? — Связано ли содержание стихотворения «Детская» с его ритмом? — Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф? Почему? Для 2-й команды — Какие произведения М. Цветаевой вы прочитали в этом разделе? О чем они? — Дороги ли автору воспоминания детства? — Из каких слов это видно? Для 3-й команды — Какое произведение С.А. Есенина вы прочитали? — Какие иллюстрации к нему вы бы сделали? Опишите. Страница III — Выберите из сборников стихов своего поэта те, которые вам больше всего нравятся. Прочитайте выразительно в классе своим одноклассникам. (Слушают по 3 стихотворения от каждой команды.) Страница IV (Доска делится на три части. Ученики должны сделать набросок к одному из изученных стихотворений. Члены других команд называют это произведение и его автора.) III. Рефлексия — Выберите и покажите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке. IV. Подведение итогов урока — Вот и закрыли мы последнюю страницу нашего журнала «Страна далекого детства», как вы назвали его. Молодцы! Хороший номер получился. Домашнее задание Подготовить чтение наизусть стихотворения своего любимого поэта. ____________________________________________ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 358. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |