Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Знакомство с названиемраздела, прогнозирование его содержания.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»




Цели: познакомить учащихся с новым разделом; расширить знания о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка; отрабатывать на­выки правильного, выразительного чтения, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; прививать любовь к природе, бережное отношение к ней; развивать память, речь, мышление; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положитель-11 ые качества личности.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пла­нирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем ос­новной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный вы­пор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор-рассказчик», «периодиче­ская литература», привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование:аудиоприложение к уроку, мультимедиапроектop (по возможности), выставка книг и портрет изучаемого писа­теля, можно приготовить сюрприз: попросить родителей ученика принести домашнего любимца в класс, рассказать о нем (в опре­деленное время родители занесут его на урок).

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока...

Он идет смешной-смешной,

Пугается в лапках.

Подрастет щеночек мой —

Он поправдашний, живой.

И. Токмакова

Прочитайте способом «птичий базар» (еще: разделив на сло­ги, с интонацией удивления, восхищения, с ускорением, с замедлением, шепотом, выразительно).

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

— Как вы понимаете чувства рассказчика?

— Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?

— Да, когда животные маленькие, они все хорошие и милые. Но когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не про­изошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.)

— Откройте учебник на с. 75 и прочитайте название нового раздела. («Природа и мы».)

Как вы понимаете это название? Что мы будем в нем из­учать?

— Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему научимся?

— Чему будем учиться?

— Разгадайте кроссворд.

Вопросы:

1. Дед в шубу одет, наружу мех. (Медведь.)

2. Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет —

Она знать дает. (Собака.)

3. В лесу у пня Суетня, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит. (Муравейник.)

4. Лежит под плетнем

И крутит хвостом.

Ничего не болит,

А все стонет. (Свинья.)

5. Дикая свинья, а также самец дикой свиньи. (Кабан.)

Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мамин.)

Кто это? Что вы о нем знаете? Какие произведения читали?

IV. Работа по теме урокаЗнакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка(Сообщение о писателе делает учитель. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над рассказом «Приемыш»

— Объясните значение слов.

ДОСПЕХИ — (1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжело­весное снаряжение).

ПРОТОКА — (1) боковой рукав реки, а также речка, соединяю­щая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал).

САЙМА - (рыбацкая стоянка).

МУШТРОВАТЬ - (обучать, подвергать муштре).

МУШТРА — (суровая система воспитания, обучения).

— Подберите синонимы к словам.

ОТЧАЯННЫЙ — (безнадежный, удалой, страшный, душераз­дирающий).

ГОРДЫЙ— (1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный).

Подберите антонимы к словам.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ- (банальный).

 ОСОБЕННЫЙ— (обыкновенный, заурядный).

(Чтение рассказа на с. 76-83 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы узнали о писателе?

— Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.

Домашнее задание

Подготовить безошибочное чтение рассказа.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. в заводском поселке Пермской губернии в семье бедного священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешел на юридический фа­культет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.

Д.Н. Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортерскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опуб­ликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Д.Н. Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подпи­санный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую ли­тературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». Д.Н. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на ураль­ских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяе­вами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).

В 1890—1900 гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшими классикой детской литературы («Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Д.Н. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, рас­крыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

 

 

____________________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 611.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...