Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткий обзор биографии М.И. Цветаевой




Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в Москве и семье искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Му­зея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени Л.С. Пушкина). Детство, юность и молодость Марины прошли в Москве, и Тарусе и отчасти за границей. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (на русском, французском и немецком языках), печататься — с шест­надцати, а в 1910 г. тайком от семьи она выпустила сборник «Вечерний альбом», замеченный и одобренный В. Брюсовым, Н. Гумилевым, М. Во­лошиным. Затем последовали «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913).

Годы Первой мировой войны, революций и Гражданской войны были временем стремительного творческого роста М.И. Цветаевой. Она много писала, но мало печаталась и в литературной среде держа­лась особняком. В 1922 г. Марина Ивановна с дочерью уехала за грани­цу к мужу, бывшему офицеру Добровольческой армии; жила в Берлине, 11 pare, а с 1925 г. — в Париже. За границей ее сначала охотно публиковали, i ю М.И. Цветаева не стала своей для белой эмиграции, и ситуация быстро переменилась. Если в 1922—1923 гг. поэтессе удалось издать пять книг, к) в 1924 г. — только одну.

А потом наступил перерыв до 1928 г., когда вышел в свет ее последний прижизненный сборник «После России» со стихами 1922—1925 гг. М.И. Цветаеву это не слишком волновало, она была убе­ждена, что ее читатель остался в России. В 1939 г. поэтесса восстановила советское гражданство и возвратилась с сыном на родину. Но личные обстоятельства сложились трагично: муж и дочь, вернувшиеся в СССР раньше, были репрессированы. М.И. Цветаева поселилась в Москве, за­мялась переводами, готовила сборник избранных стихов.

В начале Великой Отечественной войны она оказалась в эвакуа­ции в Татарии. Здесь, бесконечно одинокая и измученная, 31 августа 1941 г. М.И. Цветаева покончила с собой. Наследие поэтессы велико: его лирика, 17 поэм, 8 стихотворных драм и проза.

__________________________________

Тема: Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений

Цель:проверить полученные при изучении раздела знания.

Планируемые результаты:знание произведений; умения ха­рактеризовать героя произведения, сравнивать поэтические сю­жеты, героев; поиск необходимой информации в соответствиис заданием; определение основной мысли, соотнесение послови­цы с темой изучаемого раздела.

Оборудование:КИМы, выставка книг по разделу.

Ход урока

Тест

Вариант 1

А1. Как зовут Брюсова?

1) Яков Валерьевич

2) Валерий Яковлевич

3) Александр Сергеевич

4) Владимир Александрович

А2. Какое стихотворение написал С.А. Есенин?

1)«Бабушкины сказки»             3) «Опять сон»

2) «Наши царства»                   4) «Детская»

A3. Кто написал стихотворение «Наши царства»?

1) С.А. Есенин                         3) М.И. Цветаева

2) В.Я. Брюсов                         4) А.С. Пушкин

А4. Из какого произведения эти строки?

Что под нами, под цветами, За железными столбами?

1) «Бабушкины сказки»

2) «Детская»

3) «Наши царства»

4) «Бежит тропинка с бугорка...»

А5. Найдите слово, которое означает место, заросшее непро­ходимым лесом.

1) чаща                                     3) дебри

2)бурелом                               4) бор

В1. Подберите синонимы к слову «притворяться».

1) изображать                         3) симулировать

2) разыгрывать                         4) быть естественным

В2. Подберите антоним к слову «замолчать».

1) примолкнуть                       3) сидеть тихо

2) прикинуться                        4) загалдеть

В3. Их какого стихотворения эти олицетворения? Тропинка бежит. Ока лениво движется.

1) «Детская»

2) «Бежит тропинка с бугорка...»

3) «Опять сон»

4) «Наши царства»

В4. Подберите рифму к строчкам.

Нам хорошо. Пока еще в постели

Все старшие и воздух летний...,

Бежим к себе. Деревья нам...,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

1) свеж, качели                         3) жгуч, качели

2) мил, качели                         4) свеж, карусели

С1. Отгадайте загадку и определите, в каком стихотворении об этом говорится. (Сестры.)

Идут три человека: одних отца и матери дети, меж собой не братья.

1) «Бежит тропинка с бугорка»

2) «Детская»

3) «Наши царства»

4) «Бабушкины сказки»

С2. Стихи отличаются от прозы тем, что в них:

1) ест ь ритм                            3) краткост ь

2) есть рифма                           4) точность

СЗ. О каком поэте идет речь в этих строчках?

Он родился 13 декабря 1873 г. в Москве в купеческой семье. Писать стихи начал в восемь лет.

1) о С.А. Есенине                    3) о М.И. Цветаевой

2) о В.Я. Брюсове                      4) о Ф.И. Тютчеве

Вариант 2

А1. Как зовут Есенина?

1) Александр Сергеевич          3) Сергей Александрович

2) Сергей Алексеевич              4) Сергей Сергеевич

А2. Какое стихотворение написала М.И. Цветаева?

1) «Бежит тропинка с бугорка...»

2) «Бабушкины сказки»

3) «Детская»

4) «Опять сон»

A3. Кто написал стихотворение «Бабушкины сказки»?

1) М.И. Цветаева                     3) В.Я. Брюсов

2) А.С. Пушкин                       4) С.А. Есенин

А4. Из какого произведения эти строчки?

...Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

1) «Бежит тропинка с бугорка...»

2) «Наши царства»

3) «Опять сон»

4) «Бабушкины сказки»

А5. Найдите значение слова «бегемот».

1) животное                          3) гиппопотам

2) зверь                                4) млекопитающее

В1. Что значит опостылеть?

1)замерзнуть                        3)голодать

2) надоесть                           4) стать стылым

В2. Подберите антонимы к слову «сон».

1) бессонница                         3) интересное видение

2) бодрствовать                    4)явь

В3. В этом произведении автор противопоставляет два мира: взрослый и детский.

1) «Наши царства»                 3) «Бабушкины сказки»

2) «Опять сон»                      4) «Детская»

В4. Подберите рифму к строчкам.

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи....

Притворимся, что не...,

Если мама спать зовет.

1) идет, видим                       3) течет, слышим

2) идет, слышим                    4) плывет, слышим

С1. Отгадайте загадку и укажите, в каком стихотворении об этом говорится. (Сон.)

Слаще меда,

Тяжелей железа,

В магазине не продается

И на базаре не покупается.

1) «Наши царства»                 3) «Опять сон»

2) «Детская»                         4) «Бабушкины сказки»

С2. Определите жанр произведения по его признакам: есть

ритм, рифма, отличается краткостью, точностью.

1) сказка                               3) стихотворение

2) басня                                4) поэма

СЗ. О каком поэте идет речь в этом отрывке?

Писать стихи он начал рано, с девяти лет. В 1914 г. его имя появля­ется на страницах журналов. Желая быть в гуще литературной жизни, он в 1915 г. уезжает в Петербург. В столице творчество знаменитого поэта заинтересовало С.М. Городецкого, его оценил и А.А. Блок.

1) о С.А. Есенине                    3) о М.И. Цветаевой

2) о В.Я. Брюсове                  4) о Ф.И. Тютчеве

__________________________________

Тема:  Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

Цели: повторить и обобщить произведения изученного разде­ла; развивать память, мышление, творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: умение читать вслух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирова­ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебни­ка в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: понимание особен­ностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг по изученному разделу, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы завершили изучение раздела «Поэтическая тетрадь», узнали много интересного о поэтах, их произведениях. Закончим мы его устным журналом. Вы разделитесь на три команды (можно но рядам), каждая команда будет представлять своего поэта.

(Ребята садятся вокруг трех столов. На столах лежат учебники и книги того поэта, которого они будут представлять.)

— Подумайте, какое название мы дадим этой «Поэтической тетради». Каковы ваши предложения?

(Выбирается название, например «Страна далекого детства».)

II. Работа по теме урока. Страницы устного журнала

Страница I

На ней в нашем журнале мы поместим портреты писателей, которым его посвящаем.

(Учитель показывает портрет по очереди каждой команде. Они должны назвать полностью имя и годы жизни.)

1. Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924).

2. Марина Ивановна Цветаева (1892—1941).

3. Сергей Александрович Есенин (1895-1925).

Страница II

— Каждая команда получит карточку с. текстом о творчестве одного поэта. Подготовьтесь и прочитайте выразительно этот текст одноклассникам.

(Дети готовятся, затем отвечают на вопросы учителя.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 570.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...