Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VI. Продолжение работы по теме урока




— Прочитайте еще одну басню Л.Н. Толстого — «Два товари­ща». Запишите, в чем ее мораль.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросил­ся бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от то­варищей убегают.

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие басни Л.Н. Толстого. Подготовить выразительное чтение одной из них.

 

_____________________________

Тема: Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого

Цели:продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; учить анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев; развивать речь, внимание, мышление; приви­вать любовь и внимание к близким и окружающим людям.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематиче­ский и алфавитный каталоги и рекомендательный список лите­ратуры, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирова­ние вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на во­просы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художествен­ной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.

Оборудование:выставка книг по теме урока, портрет Л.Н. Тол­стого, диафильм «Детство Льва Толстого».

Предварительная подготовка: учащимся предлагается про­читать книги Л.Н. Толстого для детей, а также найти материал о самом писателе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

(На фоне красивой плавной музыки учитель рассказывает.) — Послушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы после чтения текста.

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За ка­менной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели пти­цы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд — вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.

И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был ка­кой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо — неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного груда, что сходят на праздники в церковь...

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для кре­стьянских ребят и сам будет их учить.

Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и жда­ли графа.

Граф вышел на крыльцо — плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под гу­стых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил — и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А по­том возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.

Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

«Не называйте меня ваше сиятельство, — сказал он, — а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».

III. Работа по теме урока

— Какими чертами характера обладал Лев Николаевич? Что вы можете о нем еще рассказать? Что узнали о писателе из прочитанных книг?

(Ученики рассказывают или пересказывают отрывки из вос­поминаний В. Морозова, А. Сергиенко, С. Толстого и др. Если есть возможность, можно показать кадры диафильма «Детство Льва Толстого».)

— Каким был писатель? Дайте краткую характеристику.

— Сегодня мы поиграем с вами в игру «Метелица». Так играл Лев Николаевич со своими учениками.

IV. Физкультминутка Игра «Метелица»

{Дети встают в круг и, размахивая руками, качаются в разные сторо­ны: это означает метель; они поют.)

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметёт

Ай, жги, ай, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметёт

(Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, как будто что-то пристегивают.)

Запряжем мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, ай, жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей. (Дети вприпрыжку бегут все скорее и скорее.)

Рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Ай, жги, ай, жги, говори.

И скорехонько до леса докатим. (Внезапно остановились, пошли медленнее — это приехали в лес.)

Топорами мы ударим дружно в раз,

Только щепочки по лесу полетят. (Руками дети показывали, как рубили лес. В конце концов все устали от работы.)

А из леса мы тихонько пойдем

И в ладоши так пришлепывать начнем.

А ногами-то притоптывать все враз.

Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

V. Продолжение работы по теме урокаТворчество Л.Н. Толстого

— Ребята, а что писал Лев Николаевич? (Сказки, басни, расска­зы, былины для детей. Еще есть произведения для взрослых.)

Какие сказки вы прочитали? («Тетерев и лиса», «Девочка и разбойники», «Три медведя», «Липунюшка», «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», «Два брата», «Как мужик детей делил» и др.)

Какие басни вы прочитали? Расскажите. («Обезьяна и горох», «Ученый сын», «Волк в пыли», «Садовник и сыновья», «Три ка­лача и одна баранка» и др.)

— Какие рассказы вам понравились?

— Что вы еще читали у Льва Николаевича? (Были и былины.) (Выразительное чтение отрывков из былин «Святогор-богатырь», «Сухман», «Вольга-богатырь» или «Микулушка Селяни-нович».)

VI. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам особенно понравилось из прочитанных произве­дений?

— Какую книгу захотелось прочитать?

Домашнее задание

Подготовить презентацию о жизни и творчестве Л.Н. Толсто­го. Выразить в ней свое отношение к идеям автора.

 

 

______________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...