Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».




Цели: познакомить с краеведческими фактами и материалами (история храма в селе Ново-Сергиево), с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»; формировать устойчивый интерес к предмету, желание больше узнавать о православной культуре России; формировать эмоционально-личностное отношение к культу­рологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный за­пас; развивать творческие способности учащихся, память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: использование раз­ных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поис­ковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произ­ведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р -формулирова­ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе

с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энцик­лопедия^ и интерпретация информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами, овладение логи­ческими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разно­образии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: подборка книг о преподобном Сергии Радонеж­ском для оформления выставки, фотографии памятника Сергию Радонежскому В. Клыкова, аудиозапись колокольного звона.

Ход урока 2

Организационный момент

Речевая разминка

(На доске записан фрагмент из былины.)

И спустился он с горы высокой-то,

И подъехал он к богатырям ко святорусским —

Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,

И приехали они по силушке татарской,

Припустили коней богатырских,

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую...

— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).

— Определите тему и цели урока.

III. Работа по теме урока

— Проведем словарную работу.

(Учитель и ученики объясняют значение непонятных слов.)

Благородный — 1) высоконравственный, самоотверженно честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

УГОДНИК- 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в ре­лигиях: название некоторых святых.

ДОБРОДЕТЕЛЬ — положительное нравственное качество, высокая нравственность, моральная чистота.

ПРАВЕДНЫЙ - у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

ОБЕТ— торжественное обещание, обязательство.

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ— у верующих: соблюдающий предписа­ния религии, церкви.

АНГЕЛ— в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец к людям.

СМИРЕНИЕ — отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

МОШНА — мешочек для хранения денег.

БЛАГОДАТЬ — в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.

ОТРОК— мальчик-подросток.

— Как вы понимаете выражения «всей душой» и «от чистого сердца»?

— Подберите синонимы к словам «благородный», «невидан­ный».

— Подберите антоним к слову «благословлять». (Проклинать.) (Чтение текста учащимися.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите на с. 23 учебника репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Прочитайте отрывок из текста, относящийся к ней.

(Работа по вопросам и заданиям 1—3, 5 на с. 29 учебника.)

— Расскажите о битве на Куликовом поле. В своем рассказе используйте опорные слова, данные в задании 6 на с. 29—30 учебника.

Самостоятельная работа

— Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Вставьте про­пущенные слова.

• «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был ..., родился от неправедных...». (Воссиять, родителей.)

• «И пришел день исполнения обета его матери: после ше­сти недель, то есть когда наступил ... день после рождения его, родители принесли ... в церковь Божью». (Сороковой, ребенка.)

• «Стефан и Петр быстро изучили ..., Варфоломей же не ... учился читать, но как-то ... и не прилежно». (Грамоту, бы­стро, медленно.)

• «Отрок втайне часто со слезами ... Богу, говоря: «Господи! Дай мне ... грамоту эту, научи Ты меня и... меня». (Молился, выучить, вразуми.)

• Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь ... грамоты. Произноси ... Божье без сомнения». (Знание, слово.)

«Сыновья..., Стефан и Петр, женились; третий же сын, бла­женный юноша..., не захотел жениться, а весьма стремился к... жизни». (Кирилла, Варфоломей, иноческой.)

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

— Какие чудеса происходят с Сергием Радонежским до при­нятия монашества? (Примерный ответ. До принятия мона­шества с Сергием происходят три чуда, указывающие на его избранность. Еще до рождения Варфоломей во время бого­служения трижды громко закричал в чреве матери. Младен­цем ребенок отказывался от молока матери, когда она ела мясную пищу, а также в дни поста — по средам и пятницам. В отрочестве Варфоломей обрел дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему божественный старец.)

— Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках.

— Чем похожи сказка и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?

Домашнее задание

Повторить материал раздела. Собирать материал для выпол­нения проекта (на выбор). Темы проекта даны на с. 32 учебника.

Материал для учителя

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314 г. — 25 сентября 1392 г.) — святой, преподобный, величайший подвижник земли Русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Родился в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфо­ломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младенчестве ОН, по преданию, отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но по­том благодаря терпению и труду он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. В 1328 г. ро­дители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (недалеко от Москвы).

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-По­кровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стре­мясь к строжайшему монашеству, к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте кото­рой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 г. ино­чество под именем Сергия.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиева лавра, и Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная с крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сер­гия дошла даже до Царьграда: патриарх Константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, и которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести и монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благослове­ния митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Глубоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей пе­ред смертью уговаривал стать его преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дми­трия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и полу­чить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу 54

Летописи, былины, сказания, жития

и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков — Пересвета и Ослябю.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, перехо­дить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться с еще большим благоговением к радонежскому игуме­ну и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. 25 сентя­бря 1392 г. Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенская на Киржаче, Борисоглебская близ Ростова, Георгиев­ская, Высотская, Голутвинская и др.), а его ученики - до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...