Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа над отрывком из летописи. Словарная работа




— Сегодня мы продолжим читать отрывки из книги «Рас­сказы начальной русской летописи». Прочитаем отрывок«И вспомнил Олег коня своего» на с. 10—11 учебника. (После первичного чтения проводится работа по объяснениюнепонятных слов.)

— О каком веке идет речь в прочитанных отрывках из летопи­си? Прочитайте запись года. («В лето 6415 (907)...» — Хв., «Влето 6420(912)...»-X в.)

ВОЛХВЫ— у древних славян: чародеи, колдуны.

КУДЕСНИК - волхв, чародей.

СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.

— Как вы поняли фразу «От сего ли черепа смерть мне при­нять?»?

— Сейчас вы прочитаете этот отрывок в лицах. Попробуйте передать атмосферу того времени голосом, интонациями. Кто в нем действует? (Автор, князь, кудесник, конюх.)

(Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 4 на с. 11 учебника.)

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

— Вспомните содержание обоих отрывков. Почему люди оплакивали князя Олега?

Домашнее задание

Найти произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

Материал для учителя

Бумага

Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали на деревянных дощечках. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовленном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося па­пирусом. Позже стали писать на пергаменте — особым образом обрабо­танной коже коз и овец.

Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105-110 гг. н. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, позднее до­гадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги раз­моченную кору долго варили, затем промывали и отбивали деревянны­ми молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу перемешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских плитах. В Европе бумага стала известна только в XIIIв.

Книги

Старинные рукописные книги представляли собой длинные свит­ки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть.

В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Япо­нии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа перга­мента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 ли­стов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цветными ми­ниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплетчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Там же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появи­лась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XI в. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на дере­вянных или каменных табличках — клише — вырезали тексты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бумаге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы при­ходилось долго вырезать клише.

Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутенберг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами — литеры — можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на странице. Гутен­берг также изобрел первую типографскую краску.

Первая книга - Библия на латинском языке — была отпечатана Гу­тенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 экзем­пляров. Она состояла из 1284 страниц.

Первую русскую книгу напечатал в 1564 г. в Москве Иван Федоров. С появлением печатных станков книги подешевели. Только за первые 50 лет в Европе было выпущено порядка 15 тыс. книг. Вскоре начали

выходить газеты.

Книга начинается с авторской рукописи. Раньше текст писали от руки или печатали на пишущей машинке. Теперь все чаще писатель набирает текст на компьютере. Затем текст читает редактор и отдает ху­дожнику, чтобы тот нарисовал к тексту иллюстрации. В типографии кни­гу печатают и переплетают. Потом она поступает в книжные магазины.

 

Тема:  Летопись – источникисторических фактов. Сравнение текста

Летописи с текстом произведенияА.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдатель­ность, умение находить в тексте устаревшие слова.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое),умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и спе­цифику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, по­нимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по из­учению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — ана­лиз научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-по­знавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукции иллюстраций В.М. Васне­цова к балладе «Песнь о вещем Олеге».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Певец во стане рус­ских воинов» самостоятельно.


Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?


В. Жуковский

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением, выразительно).



III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Как вы понимаете эти строки?

Эти стихи В.А. Жуковского о родине были взяты в качестве эпиграфа к «Истории России в рассказах для детей» известной писательницы XIX в. А. Ишимовой.

Открывается «История...» обращением к детям: «Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и пре­красных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшеб­ницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам ее о делах ваших предков». Далее в художественной форме писа­тельница повествует об истории России, о зарождении Русского государства, об укреплении его могущества. В книге находят отра­жение все важнейшие события русской истории с древних времен до начала царствования Николая I.

— Вспомните, каким было ваше домашнее задание, опреде­лите цели урока.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...