Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VIII. Подведение итогов урока




— Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былинах. Что такое былина? (Былина — русская народная этическая песня — сказание о богатырях.)

Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь — воин, защитник своей Родины, наде­ленный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)

— Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, по­вторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» на с. 17-19 учебника, найти объяснение незна­комых слов. Выполнить иллюстрации.

Материал для учителя Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым под влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Пер­вые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х гг.

Первый вариант произведения был окончен в 1877 г., и через год ав­тор представил его на всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке. В 1882 г. увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова — предпринимателяи мецената.

В центре композиции находится фигура самого богатыря — Ильи Муромца. Сначала В.М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте витязь показан со спины сбоку,так, что лица не видно.

Илья Муромец сидит на мощном боевом белом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фи­гура монументальна, она выражает усталость, но и решимость.

На его задумчивость указывает слегка склоненная голова, наклонен­ное вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и егоПравого коня: поза лошади повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как приму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в про­цессе переработки были спрятаны и частично стерты.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Бо­нн истая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные ПО округе камни мрачных серых, зеленых и бурых тонов, а также лежа­щие на земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что Нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Учитель: Сулейманова И.М.

 

 

Тема: Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

Цели: познакомить с прозаическим текстом былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, по­нимать исторический текст; работать над содержанием былины; находить аналогии с реальными историческими событиями; раз­минать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специ­фику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализa материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учеб­ника на основе художественного произведения; личностные: фор­мирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование:распечатки начала текста былины «Три поезд­ки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте жужжащим способом.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).

III. Подготовка к работе над былиной

— Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? (Это зачин былины «Илья Муромец и Идолище».)

Дома вы должны были самостоятельно прочитать былину, найти объяснение непонятных слов. Прежде чем мы начнем чи­тать ее в классе, перенесемся в далекий XIII в.

— Когда совершали набеги на Русь татаро-монголы? Что вы знаете об этом?

На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских пле­мен объявился человек, которого звали Чингисханом. Силой, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завое­вателей. Его войска покорили многие страны и народы, и Чин­гисхана стали называть повелителем Вселенной. В 1237 г. войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана ханом Батыем, подошли к границам русских земель. Батый хотел выполнить заве­щание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от вра­гов своими силами. Одна задругой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. Однако завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле.

На восточных границах русских земель хан Батый создал свое сильное государство — Золотую Орду. Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строи­тельство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными коче­выми племенами.

IV. Проверка домашнего задания

— Какие иллюстрации к былине вы выполнили? Представьте их классу. Прочитайте выразительно отрывки из былины, подходящие к ним.

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

Сегодня мы будем работать с текстом былины «Три Ильи Муромца» в пересказе Ирины Карнауховой.

- Объясните значение слов и выражений.

САЖЕНЬ - 2,134 м (3 аршина).

ПЯДЬ — старинная русская мера длины, равная расстояниюмежду раздвинутыми большим и указательным пальцами.

(Чтение былины учителем.)

Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.

Хорош был у старого добрый конь, его Бурушка-Косматушка. У Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал и старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Не туман с моря поднимается, не белые снега в поле белеются, едетИлья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор:

— Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым стать, а кто прямо поедет — тому женатым быть».

Призадумался Илья Муромец:

— На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек,некому цветное платье носить, некому казну тратит. Поехать мне где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

И поехал он по дороге, где убитому быть.

Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

— Эй вы, разбойнички, вам убивать меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкесское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень-самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть Бурушка — так ему во всем мире цены нет. Из-за такой малости стоит ли старому голову рубить?!

Рассердился атаман разбойников:

— Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы, да и стал шапкой помахивать: где махнет — там станет улица, от­махнется — переулочек.

За один взмах десять разбойников лежат, за второй — и двадцатина свете нет!

Взмолился атаман разбойников:

— Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золото, серебро, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

Усмехнулся Илья Муромец:

— Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

Говорят ему разбойники:

— Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой бога­тырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у насатаманом!

— Ой, братцы-разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную.

Повернул коня и ускакал прочь Илья.

Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку — убит не был!»

— Дальше мы прочитаем по учебнику.

(Текст в учебнике на с. 17—19 читают хорошо читающие уче­ники.)

— О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)

(Работа по вопросам и заданиям 2, 6 на с. 20 учебника.)

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...