Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VIII. Подведение итогов урока




— Составим синквейн об Илье Муромце. Запишем его в ра­бочую тетрадь.

Синквейн — это нерифмованное стихотворение, состоящееиз 5 строчек, где:

1-я строчка — тема (одно существительное);

2-я строчка — описание темы в двух словах (два прилагательных);

3-я строчка — описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, причастия, деепричастия);

4-я строчка — фраза из четырех слов, показывающая отношение  к теме (целое предложение);

5-я строчка — синоним из одного слова к заявленной теме.

Например:

Муромец.

Храбрый, сильный.

Защищает, спасает, рассуждает.

Справедливый защитник нашей Родины.

Богатырь.

Домашнее задание

Перечитать былину и разделить ее на смысловые части. План записать в рабочую тетрадь.

 

Тема: Герой былины -защитник Русского государства.Картина В. Васнецова «Богатыри»

Цели:обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, К – ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: формирование чувства гордости засвою родину, её историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнооб­разии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: выставка книг по теме урока, репродукция кар­тины В. Васнецова «Богатыри».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и по­степенно ускоряйте темп, начните читать быстро и посте­пенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

III. Проверка домашнего задания

— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.)

Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.(Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)

— Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Му­ромца для Русского государства.

— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

— Приведите примеры троекратного повтора.

— Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый, бескорыстный, спо­собный к состраданию.)(Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

- Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богаты­ри». Расскажите, что вы на ней видите!

- Послушайте рассказ о том, как она создавалась. (Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.) История мировой живописи знает немного картин, созданию кото­рых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.

Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.

Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские бы­тии и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.

Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.  Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и прошлому своего народа способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для I860—1870-х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои со­брания народных сказок, песени былин, композиторы Балакирев, Боро­дин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.

Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом. В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.

«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть  и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с воз­можным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту,мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и чело­века нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность на­родного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.

Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Иго­ря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живо­писных образах былинно-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения.

Один из близких друзей художника — жена СИ. Мамонтова, Елиза­вета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов весь ушел в своих "Богатырей", его видим только по вечерам, он очень усерд­но пишет».

В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову: «Картина моя "Богатыри" — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где воро­га, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало - исполнять такую картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?»

Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова». Образы всех тро­их правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.

Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, му­жества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.

Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной кра­соты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типи­ческие черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седо­кам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.

Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами бога­тырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небетяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием достоверностью детали картины — одежда богатырей убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не внимания в сторону «археологии», лишь усиливают полнейшей жизненной и исторической правдивости этого родного полотна.

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...