![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
VIII. Подведение итогов урока
— Составим синквейн об Илье Муромце. Запишем его в рабочую тетрадь. Синквейн — это нерифмованное стихотворение, состоящееиз 5 строчек, где: 1-я строчка — тема (одно существительное); 2-я строчка — описание темы в двух словах (два прилагательных); 3-я строчка — описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, причастия, деепричастия); 4-я строчка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (целое предложение); 5-я строчка — синоним из одного слова к заявленной теме. Например: Муромец. Храбрый, сильный. Защищает, спасает, рассуждает. Справедливый защитник нашей Родины. Богатырь. Домашнее задание Перечитать былину и разделить ее на смысловые части. План записать в рабочую тетрадь.
Тема: Герой былины -защитник Русского государства.Картина В. Васнецова «Богатыри» Цели:обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение. Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, К – ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: формирование чувства гордости засвою родину, её историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Оборудование: выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри». Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока — Прочитайте самостоятельно. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь — не шатается! И века простоит, не шелохнется! — Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно). — Какие чувства возникли у вас при чтении? — Определите задачи урока, прочитав название темы. III. Проверка домашнего задания — Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.) Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.(Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.) — Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства. — Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя? — Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись? — Как относился Илья Муромец к предсказаниям? — Приведите примеры троекратного повтора. — Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.)(Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.) IV. Физкультминутка V. Работа по теме урока - Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на ней видите! - Послушайте рассказ о том, как она создавалась. (Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.) История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова. Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования. Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские бытии и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры. Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков. Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и прошлому своего народа способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для I860—1870-х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои собрания народных сказок, песени былин, композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества. Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом. В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины. «Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту,мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее». Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей. Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения. Один из близких друзей художника — жена СИ. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов весь ушел в своих "Богатырей", его видим только по вечерам, он очень усердно пишет». В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову: «Картина моя "Богатыри" — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало - исполнять такую картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?» Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова». Образы всех троих правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии. Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа. Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли. В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна. Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небетяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей. Мельчайшие, написанные с предельным тщанием достоверностью детали картины — одежда богатырей убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не внимания в сторону «археологии», лишь усиливают полнейшей жизненной и исторической правдивости этого родного полотна. VI. Рефлексия — Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 330. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |