Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
IV. Проверка домашнего задания
— Нашли ли вы произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? — Прочитаем его выразительно. (Учащиеся получают текст баллады. Первичное чтение с комментированием. Затем проводится словарная работа.) ИБО — потому что. КНЯЖЕ - вежливое обращение к князю. УКОРЯТЬ - обвинять. СЕЙ — этот. V. Физкультминутка VI. Работа по теме урока — О каком князе идет речь в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? — Какую смерть предсказали волхвы князю? — Как поступил князь Олег со своим конем, чтобы избежать смерти? — Удалось ли ему уйти от судьбы? — Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинается с союза «и»? Для чего нужен этот прием? (Придает речи напевность и связность, одно предложение словно перетекает в другое.) — Каким еще жанрам литературы свойственна такая напевность и неторопливость? (Былинам.) — Как надо читать это произведение? (Неторопливо, размеренно.) (Повторное выразительное чтение баллады.) — О чем вы прочитали? - Какое произведение вам понравилось больше? Почему? (Ответы учеников.) - Чем отличаются фрагмент летописи и баллада? (Примерный ответ. Летопись написана прозой, а произведение А.С. Пушкина — в стихотворной форме. И хотя в его балладе много незнакомых слов, она очень красива. У А.С. Пушкина эта история описана более подробно. Понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его словам, тогда бы и дальше они были вместе. Жалко, что князь Олег погибает такой нелепой смертью. Всю жизнь он воевал, мог быть убит в битве, но умирает от укуса змеи. Предсказание кудесника сбылось.) - Какую словесную иллюстрацию можно нарисовать? («Олег на коне и волхвы», «Олегрядом с черепом коня», «Похороны Олега».) - Что вы нарисуете на переднем плане? на заднем? Рассмотрите репродукции картин В.М. Васнецова, выполненных в качестве иллюстраций к балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вы на них видите? Расскажите. - Прочитайте отрывок, соответствующий каждой репродукции. (Учитель может сделать короткое сообщение. См. материал к уроку.) VII. Рефлексия - Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить? VIII. Подведение итогов урока - Вспомните содержание обоих произведений о вещем Олеге, расскажите, как складывалась его жизнь на протяжении 33 лет княжения. От создания летописи до написания баллады прошло около 800 лет. Безусловно, за эти годы художественная литература сильно изменилась. Тем не менее русские летописи по-прежнему остаются уникальными литературно-историческими произведениями, ведь, описывая исторические события, летописец не был сторонним наблюдателем, а выражал личное отношение к ним. Таким образом, летописи можно считать прообразом зарождающейся русской художественной литературы. Домашнее задание Выучить отрывок из баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещемОлеге». Материал для учителя В конце 1890-х гг. В.М. Васнецов работал над иллюстрациями к балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» для академического издания к 100-летию со дня рождения поэта в 1899 г. Оформление, созвучное эпически величавым строфам А.С. Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг. В.М. Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами, как в древних книгах. В.М. Васнецов выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом. «Песнь о вещем Олеге» Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным.
Тема: Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» Цели:познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение. Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ. Оборудование:распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Ход урока I. Организационный момент И. Проверка домашнего задания - Какие отрывки из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» вы выучили? (Выразительное чтение наизусть.) III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока - Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке. Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (вышними, или старинами). - Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».) Назовите имена богатырей, которые вы знаете. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.) Прочитайте название былины нас. 12 учебника, рассмотрите иллюстрации к тексту на с. 13—15, предположите, о чем это произведение. IV. Работа по теме урока (Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на с. 12-16 учебника.) - Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения. - Расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства вы испытывали, слушая былину? - Какие слова и выражения вам были непонятны? V. Физкультминутка VI. Продолжение работы по теме урока - Как необходимо читать текст былины? Какой темп мы выберем? Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.(Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.) — Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, чтовы видите. (Учитель может сделать сообщение по картине В.М. Васнецова. См. материал к уроку.) VII. Рефлексия — Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 565. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |