Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Проверка домашнего задания




— Нашли ли вы произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

— Прочитаем его выразительно.

(Учащиеся получают текст баллады. Первичное чтение с ком­ментированием. Затем проводится словарная работа.)

ИБО — потому что.

КНЯЖЕ - вежливое обращение к князю.

УКОРЯТЬ - обвинять.

СЕЙ — этот.

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

— О каком князе идет речь в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

— Какую смерть предсказали волхвы князю?

— Как поступил князь Олег со своим конем, чтобы избежать смерти?

— Удалось ли ему уйти от судьбы?

— Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинает­ся с союза «и»? Для чего нужен этот прием? (Придает речи напевность и связность, одно предложение словно перетекает в другое.)

Каким еще жанрам литературы свойственна такая напев­ность и неторопливость? (Былинам.)

— Как надо читать это произведение? (Неторопливо, разме­ренно.)

(Повторное выразительное чтение баллады.)

— О чем вы прочитали?

- Какое произведение вам понравилось больше? Почему? (Ответы учеников.)

- Чем отличаются фрагмент летописи и баллада? (Пример­ный ответ. Летопись написана прозой, а произведение А.С. Пушкина — в стихотворной форме. И хотя в его бал­ладе много незнакомых слов, она очень красива.

У А.С. Пушкина эта история описана более подробно. Понра­вилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его словам, тогда бы и дальше они были вместе.

Жалко, что князь Олег погибает такой нелепой смертью. Всю жизнь он воевал, мог быть убит в битве, но умирает от укуса змеи. Предсказание кудесника сбылось.)

- Какую словесную иллюстрацию можно нарисовать? («Олег на коне и волхвы», «Олегрядом с черепом коня», «Похороны Олега».)

- Что вы нарисуете на переднем плане? на заднем? Рассмотрите репродукции картин В.М. Васнецова, выпол­ненных в качестве иллюстраций к балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вы на них видите? Расскажите.

- Прочитайте отрывок, соответствующий каждой репродукции. (Учитель может сделать короткое сообщение. См. материал к уроку.)

VII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните содержание обоих произведений о вещем Оле­ге, расскажите, как складывалась его жизнь на протяжении 33 лет княжения.

От создания летописи до написания баллады прошло около 800 лет. Безусловно, за эти годы художественная литература сильно изменилась. Тем не менее русские летописи по-прежнему остаются уникальными литературно-историческими произведе­ниями, ведь, описывая исторические события, летописец не был сторонним наблюдателем, а выражал личное отношение к ним. Таким образом, летописи можно считать прообразом зарождаю­щейся русской художественной литературы.

Домашнее задание

Выучить отрывок из баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещемОлеге».

Материал для учителя

В конце 1890-х гг. В.М. Васнецов работал над иллюстрациями к бал­ладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» для академического издания к 100-летию со дня рождения поэта в 1899 г. Оформление, созвучное эпически величавым строфам А.С. Пушкина, было выполнено худож­ником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древ­нерусских рукописных книг. В.М. Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниа­тюрами, как в древних книгах.

В.М. Васнецов выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только сти­листику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом.

«Песнь о вещем Олеге» Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным.

 

 

Тема:  Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

Цели:познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать па­мять, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и спе­цифику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К — от­веты на вопросы учебника на основе художественного произведе­ния; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование:распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

Ход урока

I. Организационный момент

И. Проверка домашнего задания

- Какие отрывки из произведения А.С. Пушкина «Песнь о ве­щем Олеге» вы выучили?

(Выразительное чтение наизусть.)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

- Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (вы­шними, или старинами).

- Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знае­те? («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

Назовите имена богатырей, которые вы знаете. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.) Прочитайте название былины нас. 12 учебника, рассмотри­те иллюстрации к тексту на с. 13—15, предположите, о чем это произведение.

IV. Работа по теме урока

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на с. 12-16 учебника.)

- Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

- Расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства вы испы­тывали, слушая былину?

- Какие слова и выражения вам были непонятны?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

- Как необходимо читать текст былины? Какой темп мы вы­берем?

Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответству­ющий героическому содержанию былины, рассказывающей о со­бытиях давно минувших веков.(Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.)

— Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой карти­ны В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, чтовы видите. (Учитель может сделать сообщение по картине В.М. Васнецо­ва. См. материал к уроку.)

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 565.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...