Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи и эффекты при формировании имиджа




Задача Эффект
Привлечь внимание и выделиться из общей массы Яркость
Убедиться в ясности намерений и поступков Понятность
Расположить к себе, вызвать симпатию и доверие Позитивность
Запомниться, стать узнаваемым и понятным Популярность
Произвести впечатление силы, значительности и авторитета Влиятельность
Стать естественным, близким к своей сущности Органичность

 

Яркостьимиджа означает его внешнюю заметность, броскость. Достигнутьее можно различными способами: красотой, оригиналь­ным поведением, необыкновенной внешностью, стилем одежды, образной речью, яркими идеями и т.д.

Понятностьимиджа связана с ясностью намерений носителя, простотой и доступностью его позиции. Хорошо, если имидж вызывает у людей ощущение сходства с его носителем. Поскольку имидж есть восприятие человека другими людьми, тс можно говорить о подсознательном стремлении каждого произвести благоприятное впечатление. Важно, чтобы имидж соответ­ствовал внутреннему миру человека или хотя бы глубоко понимался им.

Нельзя убедительно сыграть то, чего не знаешь и не понимаешь, чему не соответствуешь. При несоответствии человека избранной им жизненной роли, его образ превращается в «маску», скрывающую истинное лицо. Окружающие рано или поздно почувствуют фальшь и увидят, что человек играет «не свою роль». В этом случае возникает негативный имидж, вызывающий недоверие и отчуждение.

Создаваемое у людей ощущение, что объект имиджа «из народа» или «один из нас» может способствовать успеху в бизнесе, политике, искусстве.

Позитивность имиджа означает, что у окружающих образ вызывает положительные чувства: интерес, расположение, уважение, доверие, симпатию. Наиболее тесно позитивность связана с нравствен­ными качествами и ценностями носителя имиджа.

Популярность имиджа показывает, насколько привлекателен носитель в конкретной социальной группе. Близки к популярности понятия «известность» и «знаменитость». В этом смысле популярность можно охарактеризовать как уровнем узнаваемости образа, так и степенью привлечения внимания к носителю.

Популярность может достигаться различными способами. Наиболее распространенные из них:

– повышение личной привлекательности;

– использование запоминающихся элементов внешности, деталей одеж­ды, необычных аксессуаров;

– постоянное появление на телеэкране, в публичных местах перед имид­жевой аудиторией. Для этого используется любой информационный по­вод, а если его нет, он создается искусственно;

– подчеркивание положительных качеств и отличительных особеннос­тей носителя, позиционирование его конкретных преимуществ;

– эпатирование, т.е. удивление, стимулирование сильных эмоций. При­чем имиджмейкеры утверждают, что для поддержания популярности луч­ше отрицательная, скандальная информация о носителе, чем молчание, исчезновение с экрана.

Органичность имиджа указывает на степень его соответствия своему носителю. Имидж, который адекватен сущности носителя и который его психологически устраивает, называется конгруэнтным. В этом случае носитель чувствует себя комфортно, уверенно, раско­ванно. При этом у окружающих возникает ощущение доверия и сим­патии. И наоборот, искусственный, неадекватный имидж, навязанный человеку либо неудачно выбранный, делает его неестественным, про­тиворечивым, неприятным.

Таким образом, положительный личный имидж состоит из ком­бинации производимых эффектов – яркости, понятности, позитивнос­ти, узнаваемости, влиятельности и органичности – в различных соотношениях. Перечисленные эффекты зависят от целей формирования имиджа.

Формирование имиджа происходит через воздействие на его основные структурные составляющие (рис. 7.2): внешний вид, природные особенности, приобретенные качества и профессиональные черты.

Внешний вид. Программа создания своего внешнего имиджа заключается в последовательном продвижении к заданному образу. Для менеджера – это образ делового, успешного человека, профессионала высокого класса.

Содержание программы должны включать: изучение своей внешно­сти, определение типа фигуры, анализ лица, установление личной цве­товой гаммы и колорита, подбор прически и цвета волос, макияж, со­ставление индивидуальной «гардеробной капсулы», отражение психо­логических и профессиональных особенностей во внешнем облике, учет требований, предписывающих выбор одежды для работы.

Изучение своей внешности заключается в том, чтобы, глядя в зер­кало, дать объективную оценку физиологическим особенностям, до­стоинствам и недостаткам внешности, общему впечатлению от фигу­ры, лица, кожи, волос, их ухоженности и т.д. После этого надо соста­вить «штрих-код красоты», раскрывающий личную уникальность.

«Штрих-код красоты»– это план действий, который позволит подчеркнуть выгодные элементы внешности и скрыть недостатки. Для составления такого кода следует в один столбик выписать все свои козыри» – достоинства внешности, а в другой – «критические точки», т.е. недостатки. Далее – все просто: не следует сосредотачивать внимание окружающих на своих малопривлекательных местах, выигрышные же, наоборот, необходимо подчеркнуть, привлечь к ним мак­симальное внимание. Это поможет наилучшим образом проявить индивидуальную привлекательность и уникальность каждого.

Определение типа фигурыважно для выбора силуэта. Какой бы известной марки и хорошего качества ни была одежда, ее несоответствие типу фигуры сделает облик дисгармоничным.

Анализ лицаозначает установление его типа, формы, характерных черт и особенностей. От типа лица зависит выбор фасона одежды и формы аксессуаров.

Установление личной цветовой гаммы и колорита –«колористи­ческое тестирование». Оно позволяет найти наиболее выигрышные для внешности цвета и оттенки. Самостоятельно провести такое тести­рование сложно, лучше обратиться к профессиональным стилистам или колористам.

Подбор прически и цвета волостоже зависит от природных внеш­них данных. В этом вопросе также предпочтительна профессиональная консультация стилиста или парикмахера-модельера.

Макияж делается, чтобы подчеркнуть достоинства и выразитель­ность лица и скрыть недостатки. Интенсивность макияжа зависит от времени и места. Вечерний макияж – на прием или в театр – отличает­ся от делового, более сдержанного.

Составление индивидуальной «гардеробной капсулы»–подбор такого комплекта одежды, который подходит владельцу и позволяет комбинировать различные детали гардероба.

Отражение психологических особенностей во внешнем облике призвано подчеркнуть или, наоборот, скрыть какие-либо черты харак­тера, темперамента. Ведь говорят, что внешний облик человека отра­жает его внутренний мир.

Отражение профессиональных особенностейвовнешности дол­жно быть учтено при формировании гардероба. Любая социальная роль требует соответствующего антуража или «сценического костюма».

Для менеджера обязателен деловой стиль. Это строгий класси­ческий костюм, неброские аксессуары. Татуировки, пирсинг, излиш­не открытая одежда неприемлемы в деловой обстановке.

Природные особенности.В отличие от внешности внести изменения в свои природные особенности невозможно. Такая задача и не ставиться. Но в рамках формирования имиджа можно и нужно подчеркнуть природные достоинства и исправить недостатки. Положительные природные особенности следует активно развивать.Так интеллектуальные свойства – мышление, воображение, логика, память – поддаются разви­тию. Можно совершенствовать и интуицию.

Многие считают, что харизма либо есть, либо нет. Но ведь каждая личность уникальна, а свой «божий дар» есть у любого человека. Другое дело, что не все умеют его проявить, найти себя. Сегодня под харизмой чаще понимают такое качество, как ли­дерство. На самом деле профессионал высокой квалификации – все­гда лидер в своем деле. Это может быть живопись, музыка, спорт, техника, медицина, политика и т.д. Для любого человека главное – найти свою харизму, а затем проявить ее во внешнем мире.

Иными словами, залог успешного создания имиджа в части при­родных особенностей – не только обладание положительными способ­ностями, но постоянные упражнения в их развитии.

Приобретенные качества.В этой части формирования имиджа все зависит от человека и его внутренней работы. Весь его жизненный путь создает уникальный, не­повторимый опыт, характерный исключительно для данной личности. В поведении человека на работе, в семье, кругу друзей постоянно про­являются его манеры, культура, нравственные качества, воспитанность, образованность, коммуникабельность и многое другое.

Формирование приобретенных свойств идет в двух направлениях –постоянная работа по развитию в себе положительных свойств и кор­рекции отрицательных; умелая демонстрация положительных качеств в повседневном поведении, но при этом ретуширование отрицатель­ных свойств личности. Такое «сокрытие» нельзя рассматривать как обман. Более того, такая позиция приводит к тому, что отрицательные качества, которых стесняются, постепенно регрессируют и,в конце концов ликвидируются. А вот бравирование недостатками их лишь усу­губляет. Такое поведение – признак низкой культуры человека.

Профессиональные качества.Треть своей активной жизни люди проводят на работе. Професси­ональная жизнь – возможность самореализации личности как высшей потребности. К сожалению, не всем удается найти в жизни свое про­фессиональное место.

В профессии менеджера, как и в любой другой, можно быть ус­пешным или несостоявшимся. К характеристикам успешного менед­жера можно отнести: знание теории и практики управления, трудолю­бие, проницательность, ответственность, обязательность, креативность, коммуникабельность, самокритичность и т.д. Менеджеру следует куль­тивировать в себе эти качества. Это позволит создать положительный профессиональный имидж и быть успешным специалистом.

Таким образом, процесс формирования имиджа заключается в по­стоянной работе над собой, необходимости заботиться о производи­мом на окружающих впечатлении, постоянно считаться с обществен­ным мнением. Программа формирования имиджа заключается в целе­направленном воздействии на основные составляющие создаваемого образа.

Итак, понятие «имидж» обозначает тот образ, который неизбежно возникает при воспоминаниях о конкретном человеке, предмете, организации или явлении и формирует наше отношение к нему.

Опора на личностный имидж востребована в каждой профессии.

Люди идут именно к тому врачу, за которым утвердилась слава цели­теля. Избиратели отдают предпочтение тому политику, от которого ожидают решения своих проблем.

Имидж лидера должен учитывать многие внешние факторы. Образ руководи­теля в социальном восприятии происходит в постоянно меняющейся среде общения и взаимодействия.


 


ЛИТЕРАТУРА

1. Беляцкий, Н.П. Основы лидерства: учеб. / Н.П. Беляцкий. – Минск: БГЭУ, 2006. – 268 с.

2.Беляцкий, Н.П. Управление человеческими ресурсами / учеб.метод. пособие / Н.П. Беляцкий. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 320 с.

3. Володько, О. М. Имидж менеджера: пособие для студентов вузов / О. М. Володько. – Минск: Амалфея, 2008. – 307 с.

4.Вержибок, Г. В. Лидерство в социальном и образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / Г. В. Вержибок, В. И. Шупляк. – Минск: РИВШ, 2012. – 360 с.

5.Белоусова, Т.Н. Основы хозяйственного лидерства: программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-26 02 02 «Менеджмент» заочной формы обучения. – Минск:БГТУ, 2008.‑ 48 с.

6. Островская И.В. Менеджмент и лидерство. Учебник. / И. В. Островская, Н. Н. Камынина, А. В. Пьяных. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 528 с.

7. Виханский, О.С. Менеджмент: учеб. для вузов по экономическим специальностям и направлениям / В.О. Виханский. А.И. Наумов. – М.; Экономист, 2008. – 670 с.

8. Кулакевич, А.Н. Основы лидерства: учеб. пособие / А. Н. Кулакович. – Минск: ЧИУиП, 2005. – 80 с.

9. Мескон, М. Х. Основы менеджмента: пер. с англ.. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; . – М.: Дело, 2001. – 799 с.

10. Вершигора, Е. Е. Менеджмент: учеб.пособие / Е. Е. Вершигора, А. В. Неверов. – Минск: Амалфея, 2008. – 496 с.

11. Максвелл, Дж. С. Лидерство: 25 ключевых принципов построения взаимоотношений с людьми: пер с англ. / Дж. С. Максвелл. – Минск: Попурри, 2006. – 366 с.

12.Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности: пер. с англ./ С. Р. Кови.– М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.–375 с.

13. Дафт Р. Л. Уроки лидерства: пер. с англ. / Р.Л.Дафт.– М.:Эксмо, 2006.–408 с.

14. McGregor, D. The Human Side of Enterprise. – New York,McGrawHill, 1960. – 140 s.

15. Fiedler, F.E. (1971) Leadership, New York: General Learning Press, 1971. – 208 s.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие 3
Тема 1. Введение в лидерство 4
Тема 2. Традиционные концепции лидерства 14
Тема 3. Теории лидерских качеств 19
Тема 4. Поведенческие теории лидерства 24
Тема 5. Ситуационные теории лидерства 40
Тема 6. Стиль лидерствав системе менеджмента предприятия 56
Тема 7:  Имидж лидера 68
Литература 84
Содержание 85

 


 

 

учебноеиздание

РавиноАлла Васильевна

 


ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА

 

Тексты лекций

 

Редактор

Компьютерная верстка

Корректор

 

Издатель

УО «Белорусский государственный технологический университет».

Необходимость постановки документа на контроль, сроки исполнения, исполнители и должностные лица, ответственные за контроль, устанавливаются в резолюции руководителя или в тексте документа (приказа, протокола). Необходимость постановки документа на контроль, сроки исполнения, исполнители и должностные лица, ответственные за контроль, устанавливаются в резолюции руководителя или в тексте документа (приказа, протокола).  
ЛИ № 02330/0150477 от 16.01.2009.

Ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...