Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристики и структура имиджа
Как самостоятельное явление имидж имеет свои характеристики. Основные из них: динамичность, активность, функциональность, коммуникативность и адекватность. Динамичность(или гибкость) означает, что имидж не является чем-то однажды заданным и неизменным. Он меняется в соответствии с переменами в самом носителе имиджа, с получением им новой информации. Изменяясь, люди склонны по-другому воспринимать окружающих. Яркий пример динамики имиджа – телевизионный проект «Фабрика звезд». С каждой передачей юноши и девушки стремительно набирали сценический опыт. Под руководством опытных педагогов многие из них стали «звездами» шоу-бизнеса со своей «изюминкой». Активность имиджа –это способность воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки отдельных людей и целых групп населения. Часто для обеспечения действенности имиджа необходимо внести в него какие–либо детали, а иногда и существенно изменить весь образ. В 1831 г. молодая француженка Аврора Дюпен Дюдеван оставила семью в провинции и прибыла в Париж с честолюбивой мечтой – стать известным писателем. Но у женщины на этом поприще тогда было мало шансов. И Аврора нашла выход – создала имидж писателя-мужчины под псевдонимом Жорж Санд. Функциональность имиджа – это его направленность на достижение определенных целей. С помощью созданного образа мы пытаемся решить поставленные задачи, достичь конкретных целей, сделать более успешной ту или иную деятельность. Например, Юлий Цезарь создал образ мужественного и выносливого воина. Он жил среди солдат, довольствовался их пищей, а в сражениях всегда был на самом трудном участке. И воины боготворили своего полководца, что позволило Цезарю стать императором Рима. Коммуникативность имиджа – способ рассказать о себе, самопрезентовать себя через сформированный образ, сообщающий окружающим множество сведений: на какой ступени социальной лестницы находится его носитель; каковы его характер и темперамент, образование и культура; семейное положение; профессия и т.д. Иногда даже небольшой элемент образа, например предмет одежды или аксессуар, скажет о человеке многое. Так, красноречиво свидетельствуют о своем владельце криминальная татуировка, золотая цепь на шее, дорогие часы, авангардная прическа и многие другие элементы внешнего вида. Адекватность имиджа – это соответствие его как социальным ожиданиям, так и выполняемой социальной роли. Причем соответствие должно быть как во внешнем облике, так и во внутреннем содержании. Трудно представить врача в костюме пожарного или политического деятеля на заседании парламента в спортивном костюме. Невозможно слушать диктора с дефектом речи или педагога, не умеющего изложить свой предмет. Иными словами, в случае несоответствия имидж будет восприниматься окружающими негативно.Народная мудрость по такому случаю создала целую серию пословиц и поговорок: «Не в свои сани не садись», «Назвался груздем – полезай в кузов», «Не по Сеньке шапка». Проанализируем структуру имиджа и его составные элементы – рис. Имидж – понятие системное и все элементы, составляющие его структуру, находятся в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости – рис. 7.1.
Рис. 7.1. Структура имиджа
Имидж состоит из четырех основных элементов. Внешний видкак основной элемент имиджа не случайно стоит первым. Восприятие человека при знакомстве начинается с визуального впечатления, которое складывается в первые минуты общения. Это связано с тем, что объем воспринимаемой зрительной информации многократно превосходит все другие органы чувств (слух, осязание, обоняние). Свой индивидуальный, неповторимый внешний образ человек создает на протяжении всей жизни методом проб и ошибок. По оценкам специалистов, лишь около 3 % людей обладают врожденным вкусом. Остальным же в работе по формированию имиджа нужна профессиональная помощь. Внешний вид, как составляющая имиджа включает следующие элементы:внешние данные и физиологические особенности (лицо, глаза, волосы, фигура, осанка);одежда и обувь;прическа, макияж, общая ухоженность;личные аксессуары: деловые принадлежности, очки, часы, украшения и т.д. Внешний вид связан с другими важными аспектами имиджа: кинесическим, вербалыю-локальиым и средовым.Вербально–вокальный – это звучание голоса, тембр, интонации, акцент и другие особенности речи. Кинесика– это движение, т.е. походка, позы и жестикуляция человека. Среда – это материальное окружение (машина, офис, квартира человека). Кинесический и средовой аспекты играют существенную роль в формировании имиджа. Природные свойства–это особенности, имеющиеся у человека от рождения, полученные через генетический код от близких и далеких предков. Это фундамент личности, та основа, на которой строится образование и воспитание человека. В рамках природных свойств существенным является психологический аспект – характер и темперамент личности. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека. Темперамент –соотношение индивидуальных особенностей личности в динамике психической деятельности и поведения (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). К основным элементам природных особенностей человека имиджелогия относит также интеллект, интуицию, харизму,коммуникабельность, рефлексивность и эмпатичность. Интеллект– это комплекс познавательных и аналитических способностей личности, определяющих успешность умственной деятельности. К познавательным (когнитивным) свойствам относят: ощущении, восприятие, память, мышление и воображение. В числоаналитическихсвойств следует включить логику, умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать. Интуиция– это способность к постижению истины без предварительногологического рассуждения. Это понимание проблемы и умениепроникнуть в суть вещей, основываясь на внутреннем «чутье», как говорят, по подсказке «внутреннего голоса». Харизма –это внутренняя сила, притягательность личности, одаренность и прирожденная способность к лидерству.Харизма – редкий дар. По мнению психологов, ярко выраженная харизма встречается не более чем у 5 % людей. Коммуникабельность – это способность легко сходиться с другими людьми,находить общий язык с представителями разных социальных слоев, внятно и убедительно излагать свои мысли, уметь заинтересованно слушать других. Рефлексивность–это способность к анализу и обобщению, умению понять свои и чужие устремления, поступки и действия. Эмпатичность– эмоциональная чуткость, отзывчивость человека на проблемыдругих людей. Для менеджера способность к сопереживанию – необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность. Комплекс перечисленных природных особенностей, позволяющих нравиться людям, называется аттракцией. Аттракция– это умение нравиться людям и производить на окружающих благоприятное впечатление. Приобретенные качества–это характеристики личности, связанные с образованием, воспитанием и жизненным опытом. К приобретенным качествам относят нормы поведения, т.е. культурный уровень личности. В состав приобретенных качеств, определяющих имидж человека, включают: манеры и культуру поведения; нравственные ценности и качества; культуру речи и речевой этикет; гуманитарную развитость психическое здоровье. Культура поведения– это соблюдение принятых в обществе норм и правил поведения в конкретных ситуациях. Эти нормы и правила регулируются этикетом. К общей культуре поведения относят манеры Манеры– это внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, способность преподнести себя. К манерам можно отнести интонацию речи, употребляемые выражения, характерные для человека жесты, мимику. Нравственные качестваличности общество рассматривает как важнейший показатель человеческих достоинств. К таким качествам относятся: честность, порядочность, милосердие, альтруизм, доброта, бескорыстие, сострадание, чувство долга, ответственности и другие. Нравственные ценности, сложившиеся в обществе, есть результат длительного становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения нравственных норм невозможны экономические, политические и культурные отношения, поскольку невозможно сотрудничать безвзаимного уважения, без принятия на себя определенных правил и ограничений. Культура речи– способность говорить грамотно, образно и убедительно, умение с помощью слов передать широкую гамму чувств. Для этого необходимо знать и уметь использовать те элементы языка, которые позволяют достичь поставленной цели общения. Речевой этикет –это соблюдение речевых правил культуры в вербальном общении, знание и использование уважительных речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение, определяет общий уровень культуры человека. Речевой этикет и культура речи особенно важны для тех, кто по роду своей профессиональной деятельности вынужденмного общаться с людьми. Для таких специалистов необходим сознательный отбор и использование специальных языковых средств, наиболее эффективных в их профессиональном общении. Таким образом, можно выделить вербальный (умение говорить грамотно) и вокальный (звучание голоса) аспекты имиджа. Гуманитарная развитость– это широкие знания в области человековедения и социума, открытость и заинтересованность в общении, Благодаря гуманитарной культуре человек любую получаемую информацию подвергает как рациональному, так и чувственному осмыслению. Многие теоретики в качестве мировой проблемы выдвигают тех– Так, японцы способны различать около 300 цветов и оттенков. Белорусы же могут назвать и различать не более 30 цветов. Это не проблемы физиологии, а следствие политики в области образования. За вторую половину ХХ в. количество гуманитарных предметов, изучаемых в белорусских школах, уменьшилось на треть. В японском же менталитете красота, гармония и духовность ставятся чрезвычайно высоко. Психическое здоровье– это оптимистичное и адекватное восприятиесебя и окружающего мира, эмоциональная уравновешенность, чувствовнутреннего комфорта. Психическое здоровье тесно связано с понятием разумного образа жизни. Необходимо отметить, что «природное» и «приобретенное» в человеке зачастую сложно разделить. Человек может получить от природы определенные особенности, затем он развивает их на основе своего жизненного опыта и превращает в свойства личности. Однако эти грани перехода от «природного» к «приобретенному» иногда можно зафиксировать. Примеры этого процесса представлены на рис. 7.2.
Рис. 7.2. Переход природных качеств в приобретенные
Профессиональные чертыфиксируют различия между людьми по принадлежности к той или иной профессии. Иногда профессиональная принадлежность человека вне работы едва различима, однако бывают случаи, когда профессия «написана на лице». Это зависит от двух факторов: характера профессии и личности человека. Имидж, следовательно, можно трактовать не просто как образ, как систему. Он должен восприниматься целостным и непротиворечивым. Эта характеристика означает, что в структуру образа входит не только внешний вид, но и внутренний мир человека. «Непротиворечивый» значит, что одни элементы образа должны соответствовать другим, восприятие внешности адекватно внутреннему состоянию человека. Таким образом, структура имиджа сложна и состоит из ряда аспектов, представляет собой систему, все составляющие которой взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодополняемы и непротиворечивы.
Пути формирования имиджа Положительный имидж позволяет людям среди прочих равных условий сделать подсознательный выбор в пользу носителя такого имиджа. Это нечто, работающее неявно, но безотказно. |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 286. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |