Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие стиля лидерства в менеджментепредприятия
В процессе исторического развития слово «стиль» значительно изменило свое содержание. В античном Риме на доске писали с помощью стиля – заостренной палочки. Впоследствии понятие «стиль» было взято на вооружение литературой в значении «склад речи», «слог». По мере расширения области своего применения это понятие стало обозначать собственный и единичный отпечаток (или характер) форм деятельности на результаты труда (например, готика, лирический, драматический стили, стили письма, плавания). Понятие стиля как характерной особенности выражения подходит и для стиля управленческой деятельности, лидерства–система своеобразных управленческих приемов, способов, подходов, инструментов, «почерк» субъекта управления. Понятие «стиль управления (лидерства)» возникло вслед за выделением управленческого труда в деятельности предприятия. Но в отличие от менеджмента стиль управления не имеет самостоятельных этапов своего развития. Совершенствование же стиля не адекватно развитию науки и практики управления. Основное отличие в том, что управление отбрасывает устаревшие методы исследования и другой инструментарий (методики, модели), обогащаясь новыми формами и методами. Стиль отражает не только передовой опыт. Понятием стиля управления обозначается всякая форма, в которой менеджерами выполняются задачи управления. Морально устаревшие стили в менеджменте в отличие от других сфер деятельности на практике применяются и сегодня. Авторитарный стиль из середины прошлого века сохранился до сегодняшних дней, пройдя полуторавековой путь своего выживания и приспособления. Новые управленческие задачи требуют новых методов работы менеджеров. Стиль аккумулирует все методы, которые используются на практике. В конкретную эпоху, на конкретном предприятии, в конкретной ситуации преобладает определенный стиль, в то же время имеют место стили, характерные другому времени. Эффект накопления и выживания стилей привел к тому, что каждая эпоха отражается в хозяйственной деятельности определенными преобладающими методами исполнения этой деятельности независимо от исполнителей. Из-за отсутствия развитого междисциплинарного анализа стиля существуют различные подходы к нему. Понятие стиля управления встречается в философии, педагогике, психологии, социологии. Сущность всех понятий стиля управления едина и выражается тем, что эта категория независимо от уровня и пространственно–временных границ ее использования (эпоха, организация, функция управления, личность) определяет форму отношенийпо реализации целей. В этой связи стиль управления имеет различные единицы измерения и ориентации. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию (организации), т.к. именно на предприятии создается продукция, выполняются работы, оказываются услуги. От того насколько эффективно предприятие осуществляет производственно-хозяйственную деятельность, зависит благосостояние его коллектива и общества в целом. Ежедневные процессы в деятельности предприятия можно подразделить на стратегические, маркетинговые, финансовые, производственные, кадровые и пр. Эти процессы регулируются действиями ведущего звена предприятия – менеджмента. В широком смысле, менеджмент – это эффективное управление ресурсами, их улучшение, умножение, использование для достижения целей. Под ресурсами понимаются люди, сырье и материалы, капитал, земля, природа и окружающая среда, время. Менеджмент предприятиярешает задачи менеджмента в рамках отдельно взятого предприятия и служит для синхронизации сложных процессов взаимодействия факторов производства. Состав системы менеджмента предприятия представлен на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Состав системы «менеджмент предприятия» Стратегический менеджмент – инструментпрогнозирования будущих параметров функционирования и развития предприятия. Ошибка в прогнозе приводит к непоправимым результатам, бесполезной трате в будущем ресурсов, к банкротству. Для организации работ по стратегическому менеджменту необходимо четко сформулировать миссию и стратегические цели, оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, связи с внешней средой и решить другие задачи по формированию стратегии организации. К его функциям относятся: формирование рыночной стратегии фирмы (анализ и прогнозирование связей предприятия с внешней средой, анализ факторов возможностей и угроз для предприятия), реализация стратегической концепции предприятия, стратегическая реклама и стимулирование сбыта (формирование стратегии стимулирования сбыта товаров и роста прибыли). Финансовый менеджмент– раздел менеджмента предприятия, регулирующий процесс формирования, распределения, анализа и контроля эффективности использования его материальных и нематериальных активов. Его цель – обеспечение устойчивого функционирования предприятия. Основные функции: формирование доходов и расходов предприятия на ежегодно, а также на перспективу; анализ эффективности использования ресурсов в подразделениях предприятия; организация процессов бухгалтерского учета движения и использования ресурсов в подразделениях предприятия; организация аудита финансовой деятельности предприятия; организация стимулирования повышения эффективности использования ресурсов. Инновация –изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно–технического и иного вида эффекта. К основным функциям инновационного менеджмента относятся: повышения качества выпускаемого товара, снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освоения новых технологий, новых методов организации производства, менеджмента, увеличение объема продаж, освоение новых рынков сбыта. Производственный менеджментявляется объединяющей частью менеджмента предприятия, т.к. характеризует управление основной деятельностью предприятия – производством. Основные функции производственного менеджмента: планирование производственной и организационной структуры предприятия, производства; организация технологической, материальной подготовки производства, основных производственных процессов; координация производственной деятельности; мотивация; контроль, корректировка деятельности предприятия. Экологический менеджментпредприятия– это комплексная, разносторонняя деятельность, направленная на реализацию экологических целей, проектов, программ.К основным функциям экоменеджмента относятся: обоснование экологической политики и обязательств; планирование экологической деятельности; организация внутренней и внешней экологической деятельности, управление персоналом; управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов; экологический мониторинг и контроль; анализ результатов экологической деятельности. К функциямменеджмента внешнеэкономической деятельностиотносятся: управление экспортом и импортом товаров и услуг; зарубежных инвестиций; организация совместной деятельности с привлечением капитала других стран; руководство иными действиями, совершаемыми для внешнеторговых целей (организация иностранного туризма, транспортных, страховых, расчетно-кредитных сделок, банковских операций и пр.). Функции кадрового менеджмента: организация набора рабочей силы; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров; организация перемещения работников4 учет и планирование потребности в кадрах предприятия; максимальная забота о каждом человеке, соблюдение его прав; мотивация; управление конфликтами в коллективе. В каждом из видов менеджмента могут быть использованы различные методы управленческого воздействия. В зависимости от применяемых методов управленческие отношения имеют различные формы своей реализации, стили лидерства. Они определяются также уровнем иерархии, сферой возникновения отношений управления, способами и приемами реализации самих методов.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 299. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |