Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Из летописи «И повесил Олег щитсвой на вратах Царьграда»




Цели: познакомить с новым разделом учебника; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспи­тывать культуру и уважение к истории России.

Планируемые результаты: предметные: умения называть элементы учебной книги, их находить, быстро в них ориентиро­ваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения исторических произведений; метапредметные: Р - формулирова­ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ научно-познавательного тек­ста, выделение в нем основной мысли, К — ответы: на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление уважения к истории своей родины.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), вы­ставка книг по теме урока, магнитная азбука; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.


Взяли мы две книжки —

Папа взял и я.

(Папина — большая,

Тонкая — моя.)

Думал я, все думал

И решил сказать: -

Я хочу большую

Книжку почитать.

Папа улыбнулся,

Возражать не стал.

Взял мою он книжку,

Мне свою отдал.

Долго я старался,

Но прочесть не мог.

— Что это за буквы?

— Формулы, сынок!

Очень интересно,

Только не понять,

Попросил я снова

Книжку поменять.

И сказал мне папа:

— Потерпи, сынок,

Я когда-то тоже

Их понять не мог.


А". Ибряев

— О чем вы думали, когда читали стихотворение? Что хотел сказать автор? (Книг на свете очень много, но выбирать их нужно соответственно своему возрасту.)

Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, восхищения, утвердительно, весело, выра­зительно).



III. Работа по теме урока

— Расшифруйте, что здесь написано. (Название первого раздела«Летописи. Былины. Жития».)

ИСИПОТЕЛ ЫНИЛЫБ ЯИТИЖ

(Учащиеся составляют слова из букв магнитной азбуки, рас­ставляя буквы в нужном порядке.)

— Как вы понимаете слово «летопись»? (Летопись — вид по­вествовательной литературы в Древней Руси. Летописи, как правило, состояли из погодных записей либо представляли со­бой регулярные записи каких-либо событий.)

— Для чего они нужны? (Предположения учащихся.) Ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позднее.

— Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? Чему будем учиться? (Предположения учащихся.)

— Проверим наши предположения. Прочитайте на с. 3 учеб­ника, с чем мы познакомимся в этом разделе. (С летописями и былинами о славном Илье Муромце, с житием Сергия Радонежского.)

Чему мы научимся? (Рассказывать об исторических собы­тиях, используя материал летописи, былины, жития; рас­сказывать о герое, используя опорные слова и информацию из различных источников.)

— Чему мы будем учиться? (Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры; пересказывать былину от лица ее героя; составлять летопись важных событий.)

Прочитайте статью на с. 6 учебника и сравните с ее содер­жанием ваши ответы на поставленные мной ранее вопросы.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Что же такое летописи? (Записи о событиях в жизни наро­да делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, излета в лето. Отсюда и название этих записей —летописи.)

Так для чего же они нужны нам? (Лучше понять окружаю­щий мир, объяснить многое из происходящего в нем помогает народу его историческая память, которая с появлением пись­менности стала сохраняться в летописях.)

В период расцвета Киевской Руси, приходящегося на XI—XII вв., была создана книга «Рассказы начальной русской летописи». В ней рассказывалось о происхождении Русского го­сударства, о начальном этапе его истории и о первых его деятелях.

Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный человек. Он знал византийские исторические хроники, в которых запись событий велась по годам, старинные договоры, народные преда­ния, собирал и записывал рассказы современников. Нестор ста­рался выяснить, «откуда есть пошла Русская земля», имена первых князей... С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри, бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Писали их сначала на пергаменте — спе­циально выделанной коже, а с XV в. - на бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие за­главные буквы, украшали рисунками. Создание летописей счи­талось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце XVв., ведение летописей стало государствен­ным делом.

— Думаю, что вам уже захотелось познакомиться с летопися­ми. Давайте начнем читать.

(Учитель читает отрывок на с. 7—8 учебника.)

— Все ли вам было понятно? Объясните выделенные в тексте слова.

ЯСТВА - (устар.) еда, кушанье.

ГРИВНА - денежная единица в Древней Руси — серебряный или золотой слиток весом около 400 г.

ПАВОЛОКИ — нарядные ткани, покрывала.

Узорочье — драгоценности, наряды.

— Какие еще слова были непонятны?

— Здесь упоминается Царьград. Знаете ли вы, что это за город? (Царьград — древнерусское название Константинополя (ныне Стамбул).)

— Ваши впечатления от прочитанного? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— Что у вас получалось?

— Что показалось трудным?

VII. Подведение итогов урока

— Почему народ прозвал Олега вещим?

— Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни на­ших предков?

— Существовали ли на Руси города?

— Какой веры придерживались русичи?

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 6-8 учебника, ответить на вопросы 1—3. Найти в энциклопедиях информацию по теме урока.

 

 

Тема:  События летописи – основныесобытия Древней Руси. Сравнение текста










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...