Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Летописи и исторических источников
Цели:продолжить знакомить с событиями летописи как с основными событиями Древней Руси; учить сравнивать текст летописи с историческими источниками; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать уважение к истории России. Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, уважения к истории России. Оборудование:мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и энциклопедий по теме урока, магнитная азбука; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями. Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока - Прочитайте отрывок из стихотворения «Русь» самостоятельно. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! И. Никитин - Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением, с веселой интонацией, с грустной, выразительно). — Какие чувства вызвали у вас эти строки? (Чувство гордости за свою Родину.) — Во все времена русские люди слагали пословицы, стихи и песни о любви к родине. Какие пословицы вы знаете? (Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалко. Своя земля и в горсти мила. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Чужбина — калина, Родина — малина.) III. Проверка домашнего задания — Дома вы прочитали летопись и подготовили ответы на вопросы. Проверим, как вы это сделали.(Ученики читают летопись, отвечают на вопросы 1—3.) IV. Физкультминутка V. Работа по теме урока (Работа в паре.) — Прочитайте задание 4 на с. 8 учебника. Выполните его самостоятельно. — Послушайте сообщение о князе Олеге. В 879 г. Рюрик скончался, и наследником его, за малолетством сына его Игоря, был родственник его Олег. Необыкновенно умный, смелый, предприимчивый Олег положил первое основание той славе, которой потом суждено было достигнуть молодому государству: он соединил в одно все вражеские княжества и, узнав все выгоды местности Киева в сравнении с холодною и болотистою страной Новгорода, перенес туда столицу государства и назвал Киев матерью городов русских. Кроме этой важной победы, Олег прославился еще покорением многих других племен славянских... Но всего этого было еще мало для завоевательного духа Олегова: он пошел далее — по знакомому варягам водному пути в Грецию, тем более что из Киева этот путь был уже не так далек; дошел до Царьфада, или Византии, навел на нее такой страх, что византийский император согласился заплатить русскому князю дорогой выкуп, состоящий из золота, шелковых тканей и греческих вин; одним словом, в 33 года правления Олега народ видел так много славных и счастливых дел его, что, дивясь им, назвал его вещим, то есть мудрым и прозорливым. А. Ишимова — Расскажите, что вы узнали из исторических источников. Сравните эти сведения с текстом летописи, помещенным в учебнике. (Ответы учеников.) — Рассмотрите иллюстрацию на с. 9. Используя полученные на уроке знания, расскажите о князе Олеге. (Ученики отмечают физическую мощь Олега, его уверенность в собственной силе.) Документальный портрет князя Олега не сохранился, а иллюстрация в учебнике создана художником на основе летописного текста. VI. Рефлексия — С каким настроением вы заканчиваете урок? — Что у вас получалось? — Что показалось трудным? VII. Подведение итогов урока — Вспомните содержание летописного отрывка. — Как еще можно его озаглавить? Домашнее задание Читать летописи, былины, сказания. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка из них. Узнать о создании бумаги и книги.
_____________________________ Тема: Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение находить в тексте устаревшие слова. Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре отпетое на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ. Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и энциклопедий по теме урока, магнитная азбука, рассказ Л.Н. Толстого «Смерть Олега» на карточке; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями. Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка - Прочитайте пословицы, объясните их смысл. • Книги не говорят, а правду сказывают. • Одна книга тысячи людей учит. • Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги. — Прочитаем их с разной интонацией: удивления, раздражения (еще: весело, выразительно). III. Проверка домашнего задания — Расскажите, что вы узнали о создании бумаги и о том, как рождается книга. — Какие летописи, былины вы читали? (Заслушивают несколько отрывков. Учитель также может сделать короткое сообщение.) IV. Физкультминутка V. Работа по теме урока Предварительная работа (Один из учеников читает текст на карточке.) Смерть Олега Был русский князь Олег. Он призвал к себе волхвов и спросил у них: какая его жизнь будет и какая смерть? Волхвы сказали: — Жизнь твоя будет счастливая, а смерть тебе будет от любимого твоего коня. Олег и подумал: «Если мне смерть от любимой лошади, так я ее отошлю и никогда на ней ездить не стану». И Олег велел отвести лошадь в дальнюю деревню. Один раз приехал Олег в ту деревню. Времени уже прошло много. Олег и спросил: — А где лошадь моя, что я сюда прислал? Жива ли? Ему и говорят: — Лошадь твоя давно уже издохла. И жалко стало Олегу лошади. Он и говорит: — Напрасно погубил я коня. Покажите мне его. А ему говорят: — Он давно издох, его волки съели, одни кости остались. Олег велел провести себя к тому месту, куда они бросили лошадь. А там только кости валялись да лошадиная голова. Олег и подумал: «Как же мне смерть придет от этого теперь?» И он толкнул ногой лошадиную голову. А в голове была змея. Она выползла, зашипела и ужалила Олега в ногу. От этого Олег и умер. Л.Н. Толстой |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |