Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Упражнение в правописании возвратных глаголов
— Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак. Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться). (Проверка по образцу, самооценка.) VIII. Рефлексия Выборочныйдиктант — Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом -ся. 1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь кататься — люби и саночки возить. 3) Станешь лениться — будешь с сумой волочиться. (Проверка.) — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали сегодня на уроке? — Какие глаголы называются возвратными? Домашнее задание Упр. 213 (с. 103). Записать в словарик слово командир, составить с ним предложение. _______________________ Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах. Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте словосочетания, которые вы записали. — От каких глаголов можно образовать три формы времени? Назовите их. — От каких глаголов можно образовать две формы времени? Назовите их. — Какое слово из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этом слове. — Прочитайте предложение, которое вы составили с этим словом. III. Актуализация знаний — Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? 1) (Не)бравшись за топор, избы (не)срубить. 2) (Не)надевай хомут с хвоста, (не)начинай дело с конца. 3) (Не)сиди сложа руки, так (не)будет и скуки. 4) Своя ноша (не)тянет. — Спишите, раскройте скобки. Какое правило нужно для этого вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно.) (Взаимопроверка.) IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Учиться — всегда пригодится. — Назовите возвратные глаголы. (Учиться, пригодится.) — Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а пригодится— без мягкого знака.) — Как это можно объяснить? (Ответы детей.) — Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.) V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 215 (с. 103). — Прочитайте задание. — Определите формы глаголов продаётся и ложиться. (Продаётся — настоящее время, 3-е лицо, единственное число; ложиться — неопределённая форма.) — Назовите все знакомые орфограммы в стихотворении. — Расскажите стихотворные строки друг другу. (Письмо по памяти. Взаимопроверка по учебнику, взаимооценка.) Упр. 216 (с. 104). (Устная работа по вопросам и заданиям учебника.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе? Упр. 217 (с. 104). — Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.) — Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание. — Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.) — Какой можно сделать вывод? (Правописание -шеяи -тьсяв глаголах является орфограммой.) — Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105. — Выполните разбор слова повисли по составу. VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 218 (с. 105). — Прочитайте глаголы в неопределённой форме. Назовите показатель неопределённой формы. (Суффикс -ть.) Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы перед -ся пишется мягкий знак. — Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа (Окончание -ешьили -ишь.) Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак. — Назовите показатель глаголов 3-го лица. (Окончание -етили -ит.) Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак. — Выполните письменное задание к упражнению. (Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Учащиеся у доски объясняют написание глаголов. Самооценка.) Упр. 220 (с. 105). — Прочитайте стихотворение. — Какие орфограммы встретились в тексте? Объясните их написание. — Расскажите стихотворение друг другу. (Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику, самооценка.) VIII. Рефлексия Работа по карточкам — Вставьте мягкий знак там, где это необходимо. 1) Слухами земля полнит..ся. 2) Упасть — не беда, беда — не подняться. 3) Друзья познают..ся в беде. 4) Лучше оступит..ся, чем оговорит..ся. 5) Как аукнет..ся, так и откликнет..ся. (Фронтальная проверка с объяснением.) - Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали сегодня на уроке? — Когда в глаголах пишется -ться, а когда —тся! Домашнее задание Упр. 219 (с. 105). __________________________ Тема: Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Цели: отрабатывать умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме, обосновывать выбор написания -тся и -ться в возвратных глаголах; развивать умения составлять текст из деформированных частей, определять его тему и основную мысль. Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте глаголы с буквосочетанием -тся. Докажите, что вы написали правильно. - Прочитайте глаголы с буквосочетанием -ться. Докажите, что вы написали правильно. III. Актуализация знаний - Вставьте непроизносимые согласные там, где это необходимо. Как вы будете действовать? Капуе..ный, вкусный, счас.ливый, радос.ный, ужасный, звёз..ный, чу..ство, прекрасный, извесный. (Проверка.) — В каких словах вы написали непроизносимые согласные? Назовите проверочные слова. — В каких словах непроизносимых согласных нет? Почему? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 590. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |